За последние 4 года в России прошло множество крупных спортивных соревнований. В 2013 году в Казани прошла всемирная Универсиада, в том же году проводился чемпионат мира по легкой атлетике в Москве, а главным событием последних 25 лет стала Олимпиада 2014 года в Сочи. Тем не менее, экономическая эффективность от этих мероприятий оказалась крайне низкой – так, общие расходы властей на одну только сочинскую Олимпиаду составили (по официальным данным Олимпстроя) свыше 1.5 трлн. рублей, в то время как эффект для бюджета не превысил и 100 млрд. рублей. А возможно ли вообще от крупных спортивных мероприятий получить выгоду для экономики?
Сравнительные затраты на зимнюю Олимпиаду
На самом деле все зависит от того, как именно расходуются выделенные деньги. Например, если для строительства объектов отбирались компании с сомнительной репутацией, имеющие оффшорные счета, либо вовсе это были иностранные компании, то никакого экономического эффекта или дополнительных поступлений в бюджет это не даст. По большей части, все эти средства будут либо разворовываться, либо уходить за границу, и в дальнейшем вкладываться в экономику не будут. Иными словами – если затраты не идут на строительство долгосрочных инфраструктурных объектов, которые и в дальнейшем позволят генерировать хотя бы минимальный доход, и если эти объекты не будут строить частные национальные компании, никакого положительного эффекта ожидать не приходится.
Структура расходов на Олимпиаду 2014 года в Сочи
Если посчитать расходы на сочинскую Олимпиаду, то они оказались рекордными за всю историю и даже превысили расходы на Олимпиаду 2008 года в Пекине. При этом, свыше 70% затрат (опять же по официальным данным) приходится на средства инвесторов. Однако если приглядеться, то получается, что без учета государственных компаний и ведомств эта цифра составляет менее 30%, а если не учесть структуры олигархов, приближенных к власти (например, Виктора Вексельберга) то непосредственно на частных инвесторов и вовсе приходится где-то около 3.5% всего финансирования.
При этом понятно, что, например, деньги РЖД или Газпрома – по сути тоже бюджетные, и что прозрачность операций с ними крайне сомнительная. В результате, вместо положительного экономического эффекта и роста бюджетных поступлений сочинская Олимпиада принесла лишь одни убытки государственной казне, а большая часть денег просто ушла за границу. А ведь если даже примерно оценивать, то 1.5 трлн. рублей - сумма огромная, она составляет до 2% от ВВП за 2014 год. То есть если бы эти средства были эффективно израсходованы, то экономический составил бы примерно 2% в течение 1-2 лет, но в результате в 2014 году экономика выросла всего на 0.6%, а 2015 год и вовсе оказался кризисным.
Экономический эффект от ЧМ по футболу в разных странах
Другой пример – чемпионат мира по футболу 2014 года в Бразилии. Общие затраты оказались рекордными за всю историю проведения подобных мероприятий и превысили 14 млрд. долларов (для сравнения – в куда более экономически развитой Германии расходы на ЧМ-2006 по футболу составили всего 6 млрд. долларов). Эта сумма составляет около 0.6% от ВВП. Однако вместо того, чтобы получить какую-то выгоду, экономика страны скатилась в глубокую рецессию, а национальная валюта (бразильский реал) обвалилась до исторического минимума к доллару. Общий же доход от проведения мероприятия составил лишь около 4 млрд. долларов. Здесь причины все те же – коррупция, неэффективность расходования выделенных средств, отсутствие частных компаний в реализации проектов.
Рост ВВП Великобритании
Другой пример – летние Олимпийские игры 2012 года в Лондоне. Там конечные затраты также превысили первоначально заявленные во много раз – прямые расходы составили 12 млрд. фунтов (около 19 млрд. долларов по курсу того времени), а с учетом непрямых расходов общая цифра составляет 24 млрд. фунтов. При этом власти страны оценивают прямые доходы от проведения игр более чем в 15 млрд. долларов, что покрывает большую часть расходов. И хотя многие эксперты тогда раскритиковали эти оценки и указали на гораздо менее радужные результаты, как бы то ни было, большинство этих затрат действительно были освоены частными национальными компаниями, а их эффективность на порядок выше, чем это было в России или Бразилии. На это указывает состояние дел в экономике страны – если в год проведения Олимпиады ВВП Великобритании вырос всего на 0.7%, то уже в 2013 году рост превысил 1.5%, а в 2014 году достиг 2.5%.
Все это ясно указывают, что крупные спортивные (и не только) мероприятия могут и должны принести пользу экономике страны. Однако расходы на их проведение должны быть очень грамотными и эффективными, а участвовать в строительстве запланированных объектов должны в первую очередь национальные частные компании, которые в дальнейшем эти средства будут реинвестировать непосредственно в экономику. Кроме того, сами объекты должны давать экономическую выгоду в долгосрочной перспективе. Вывод из всего этого однозначен – расходы должны быть более эффективными и адресными, тогда и экономический эффект будет.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу