Андре Сапир, Рецепт "спасения по-европейски" состоит из двух ингредиентов » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Андре Сапир, Рецепт "спасения по-европейски" состоит из двух ингредиентов

Десять лет спустя после создания евро Греция наглядно показала серьезные недостатки в идее единой европейской валюты. Существующие правила не смогли предотвратить нарастания госдолга, а механизм преодоления кризиса предусмотрен не был
18 ноября 2010 Архив
Десять лет спустя после создания евро Греция наглядно показала серьезные недостатки в идее единой европейской валюты. Существующие правила не смогли предотвратить нарастания госдолга, а механизм преодоления кризиса предусмотрен не был.

В марте европейские лидеры попросили президента ЕС Хермана Ван Ромпея создать рабочую группу для разработки "мер, необходимых для повышения эффективности антикризисных шагов и укрепления бюджетной дисциплины, а также изучения всех вариантов оптимизации юридической базы".

В последующие месяцы были предприняты две попытки решить структурные проблемы еврозоны. Во-первых, был создан Европейский фонд финансовой стабильности с целью оказания поддержки странам, попавшим в затруднительное финансовое положение. Во-вторых, Еврокомиссия и рабочая группа Ван Ромпея выдвинули предложения по укреплению финансовой дисциплины, в основном за счет реформирования Пакта стабильности и роста.

Хотя эти два шага, несомненно, важны, не обошлось без очевидных изъянов. Прежде всего, Европейский фонд финансовой стабильности является лишь временной мерой и выходит за юридические рамки Евросоюза. Кроме того, даже если в Пакт стабильности и роста будут внесены поправки для того, чтобы санкции и процедуры вступали в силу автоматически, как того желают ЕЦБ и Еврокомиссия вопреки мнению большинства европейских правительств, маловероятно, что этого будет достаточно для того, чтобы полностью избежать будущего кризиса госдолга.

"Очень жестко"

В октябре европейские лидеры согласились с необходимостью создания "постоянного антикризисного механизма" при участии частных кредиторов, МВФ и "очень жесткого" ограничения стран-должников. Новый механизм может стать тем инструментом, который необходим еврозоне для того, чтобы не допускать кризисов в будущем, своевременно брать их под контроль и успешно преодолевать.

Поскольку окончательное решение по новому механизму будет принято европейскими лидерами в декабре, на финансовых рынках воцарились неопределенность и паника.

Предложение, выдвинутое Брюгелем, подразумевает, что антикризисный механизм будет опираться на два столпа: процедуру реструктуризации долга, которая будет проводиться Еврокомиссией и Европейским судом, а также ряд правил по оказанию финансовой помощи за счет средств Европейского стабфонда, который должен стать постоянной структурой ЕС.

Создание данного механизма поможет не допустить разрастания долговых кризисов в будущем, поскольку реструктуризация госдолга в еврозоне станет признанной и упорядоченной процедурой. Это вкупе с изменениями в системе финансового регулирования и надзора поможет кредиторам лучше оценивать возможности эмитентов гособлигаций, что в свою очередь повысит рыночную дисциплину и устойчивость госфинансов.

Неприемлемый долг

Тем не менее на определенном этапе страны еврозоны вполне могут стать неплатежеспособными. Тогда антикризисный механизм поможет должникам и кредиторам признать, что долг стал чрезмерным, а также минимизирует панику на рынках и поможет избежать отсрочки реструктуризации долга юридическими, экономическими и финансовыми мерами.

Как будет работать антикризисный механизм, когда та или иная страна признала свой госдолг необслуживаемым и попросила запустить антикризисный механизм?

Во-первых, решение о начале процедуры реструктуризации долга будет сделано Европейским судом после одобрения Еврокомиссией заявления о неплатежеспособности страны-должника.


Во-вторых, после начала процедуры страна-должник перестанет обслуживать свои долговые обязательства, и будут прекращены судебные тяжбы, инициированные кредиторами. Данный механизм будет относиться ко всем кредиторам (в еврозоне или за ее пределами, но исключая официальных двусторонних и многосторонних кредиторов) и ко всем долговым инструментам, связанным с реструктуризацией, (выпущенных в еврозоне или за ее пределами).

Долговое бремя

В-третьих, страна-должник начнет переговоры со всеми своими частными кредиторами, на которых распространяется действие процедуры реструктуризации. Еврокомиссия должна будет оценить долговое бремя, которое достанется частным кредиторам, и перспективы бюджетного избытка, или долговое бремя, которое достанется должнику. Соглашение, одобренное особым большинством кредиторов, станет обязательным для всех.

В-четвертых, как только будет заключено соглашение, Европейский фонд финансовой стабильности предоставит финансирование стране-должнику, чтобы она могла принять необходимые меры по реформированию своей экономической системы для достижения фискальной устойчивости.

Как следует из описания механизма, он будет комплексным, именно поэтому его создание потребует обновление законодательной базы и заключение нового международного договора. Ценность обнародованного предложения состоит в том, что оно раскрыло сущность и масштабы комплексного подхода, заложенного в будущий антикризисный механизм, вместо того, чтобы замалчивать это и делать вид, что ничего сложного в этом вопросе нет.

Bloomberg.com

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter