Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Темпы экономического роста Германии, финансовая устойчивость Испании и политические амбиции Китая определят динамику евро в 2011 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Темпы экономического роста Германии, финансовая устойчивость Испании и политические амбиции Китая определят динамику евро в 2011 году

В 2010 году ни одна из ведущих мировых валют не испытала на себе такого давления, как евро. Растущие опасения по поводу распространения долгового кризиса в Еврозоне, который первоначально коснулся Исландии, затем перекинулся на Грецию и Ирландию, стали причиной активных продаж евро против доллара США, японской иены, швейцарского франка, а также сырьевых валют
30 декабря 2010 МФД-ИнфоЦентр
В 2010 году ни одна из ведущих мировых валют не испытала на себе такого давления, как евро. Растущие опасения по поводу распространения долгового кризиса в Еврозоне, который первоначально коснулся Исландии, затем перекинулся на Грецию и Ирландию, стали причиной активных продаж евро против доллара США, японской иены, швейцарского франка, а также сырьевых валют.
Начав 2010 год на отметке 1.4315 долл, к концу года пара EUR/USD стабилизировалась в диапазоне 1.3100 – 1.3300 после снижения в начале июня к четырёхлетнему минимуму 1.1874. Несмотря на страхи инвесторов по поводу возможных дефолтов по долгам периферийных стран Еврозоны, евро удалось восстановить часть потерь, понесённых с начала года, благодаря удивительно устойчивому развитию базовых экономик региона – Германии и Франции.
В 2011 году давление на евро может усилиться, если инфекция долгового кризиса распространится на Пиренейский полуостров, а именно – на Испанию, четвёртую по величине экономику Еврозоны. Финансовая несостоятельность Испании может разрушить валютный союз и поставить под удар сам факт существования евро. Однако несмотря на то, что эти проблемы общеизвестны, создавать некролог для евро пока рано. Единая валюта является не только экономическим, но и политическим инструментом, поэтому в итоге именно геополитические соображения могут стать основным фактором спасения евро.
Пожалуй, ничто не раскрывает противоречивую природу экономики Еврозоны лучше, чем данные макростатистики за 2010 год. Уровень безработицы в Еврозоне в целом достиг максимальной за 10 лет отметки 10.2%, тогда как уровень безработицы в Германии опустился до 20-летнего минимума 7.5%, а в Испании – превысил 20%. Разница в экономическом развитии стран базовой Европы, включая Германию, Францию и некоторые северные государства Еврозоны, и стран южной Европы, включая всё более беспокоящую инвесторов Испанию, стала главным событием 2010 года. В уходящем году экономика Германии продолжила расширяться, ведомая преуспевающим экспортным сектором, который процветал благодаря поставкам современного высокотехнологичного оборудования в Азию на Ближний Восток.
Один из наиболее важных индикаторов экономики Германии - индекс деловых настроений, рассчитываемый институтом IFO, недавно достиг исторического максимума. Рост оптимизма в бизнес-кругах привёл к тому, что многие эксперты повысили прогноз по темпам роста ВВП Германии на будущий год до 3% против 2.1% в 2010 году. И даже печально известный скупой немецкий потребитель во второй половине года начал тратить деньги, о чём свидетельствуют данные по объёму розничных продаж за ноябрь, выросшему на 2.7%. Если эта тенденция в потребительском секторе сохранится, внося свой вклад в развитие экономики совместно с уже расширяющимся экспортным сектором, перспективы экономики Германии в 2011 году будут выглядеть всё более позитивно.
В свою очередь, ситуация в экономике Испании кажется менее привлекательной. Страна продолжает страдать от последствий массивного пузыря на рынке недвижимости, а доля проблемных кредитов на балансах многих испанских банков по-прежнему угрожающе высока. Большая часть индикаторов деловой активности в различных секторах экономики находится ниже отметки 50, отделяющей рост от спада, а число безработных в Испании по состоянию на 30 ноября достигло 4.11 млн. Однако несмотря на эти проблемы, Испании пока удалось избежать спекулятивных атак на суверенные долговые обязательства в отличие от Греции и Ирландии, которые были вынуждены обратиться за помощью к ЕС и МВФ после резкого роста стоимости обслуживания и рефинансирования внешнего долга.
Одной из главных причин устойчивости Испании является относительно небольшой размер её суверенного долга, составляющий чуть более 50% от ВВП, что значительно меньше, чем аналогичные показатели остальных периферийных членов ЕС. Однако стоимость обслуживания долга Испании постепенно растёт. Несмотря на то, что аукционы по размещению краткосрочных долговых обязательств Испании по-прежнему привлекают достаточное количество инвесторов (отношение предложения к его покрытию составляет более 2.0), процентные ставки по бондам увеличиваются каждый месяц. В ходе последнего аукциона по размещению 6-месячных испанских бондов доходность составила 2.6%, более чем на 200 б.п. превысив доходность аналогичных по сроку погашения бондов Германии.
В середине декабря международное рейтинговое агентство Moody`s заявило о постановке на пересмотр кредитного рейтинга Испании с прогнозом «негативный». Агентство сообщило, что возможное понижение рейтинга может быть спровоцировано «уязвимостью страны к проблемам с финансированием, учитывая её высокие потребности в рефинансировании в 2011 году». По оценке Moody`s, в следующем году Испании необходимо привлечь капитал в объёме 170 млрд евро, а потребности регионов и банков Испании в рефинансировании составят 30 млрд и 90 млрд евро соответственно.
Этот массивный навес испанского долга и риски реструктуризации долгов Греции, Ирландии и Португалии представляют собой наибольшую опасность для евро в 2011 году. Если Испания не сможет рефинансировать свои долговые обязательства на кредитных рынках, у Евросоюза не останется другого выбора, кроме как выступить в роли кредитора последней инстанции для сохранения валютного союза. Однако ВВП Испании, оценивающийся в 1 трлн долл, намного превосходит валовой национальный продукт Греции, Ирландии и Португалии, поэтому Евросоюз может оказаться просто не в силах нести этот груз.
Наибольшие вопросы вызывает тот факт, что тот член ЕС, который стал основным бенециаром от введения единой валюты, фактически, отказывается от поддержки европейского проекта, с явной неохотой принимая участие в программах спасения. Германия, чья экономика демонстрирует уверенное восстановление после рецессии 2009 года, в том числе, благодаря отсутствию конкуренции валютных курсов на территории единой Европы, является главным критиком новых проектов, направленных на поддержание устойчивости Еврозоны. Производители Германии получили немалые преимущества благодаря ведению единых стандартов ценообразования не только на территории Европы, но и в глобальной торговле, однако простые жители Германии в целом сопротивляются участию правительства в европейских программах спасения, которые рассматриваются немецкими гражданами как банальный процесс выделения дотаций, вытягивающий деньги из их кошельков.
Канцлер Ангела Меркель столкнулась с сильной оппозицией, оказавшись между молотом и наковальней, желая, с одной стороны сохранить валютный союз, а с другой – не потерять доверие избирателей. Если в 2011 году экономика Германии продолжит расти уверенными темпами, она, вне всяких сомнений, будет финансировать программы спасения периферийных стран, поскольку увеличение доходов немецких граждан, вероятно, уменьшит их сопротивляемость процессу дальнейшего объединения Европы. Без политической и финансовой поддержки Германии, стабильность которой, в первую очередь, зависит от темпов развития экономики, единая валюта может столкнуться с непреодолимым кризисом доверия. Таким образом, в 2011 году темпы роста экономики Германии будут являться одним из основных драйверов евро.
Европейский центральный банк, который мог оказать существенную помощь в стабилизации евро, был на удивление безучастен к проблемам валютного рынка в 2010 году. Президент ЕЦБ Жан-Клод Трише назвал идею распада Еврозоны «абсурдной», но, вместе с тем, возложил груз ответственности за любые программы спасения на плечи политических лидеров и региональных финансовых чиновников. ЕЦБ продолжил предоставлять неограниченную ликвидность европейским банкам, продлив срок действия этих программ до апреля 2011 года, однако самоустранился от любых агрессивных действий, схожих с моделью поведения ФРС США. Одной из причин нежелания ЕЦБ действовать в жёсткой манере является его приверженность идее гарантирования ценовой стабильности. С этой целью ЕЦБ сохраняет процентную ставку на уровне 1%, заявляя о намерении и в дальнейшем проводить аккомодационную монетарную политику.
В октябре 2011 году истечет срок действия полномочий Жана-Клода Трише в качестве президента ЕЦБ, занимающего эту должность с 2003 года. Вне зависимости от отношения к его деловым качествам, следует признать, что сила его личности являлась одним из важнейших факторов стабилизации евро. Трише был последовательным сторонником единого европейского проекта, и его прагматизм помог евро обрести легитимность в момент зарождения и набирания единой валютой политического и экономического веса. Трише стал вторым по влиянию в мире финансовым чиновником, и тот вакуум в руководстве, который образуется после его отставки, может усилить волатильность евро, особенно, если место главы ЕЦБ займёт президент Бундесбанка Аксель Вебер, который известен своим упрямством и склонностью к доктринёрству.
Несмотря на неудачи, преследовавшие евро в 2010 году, проект валютного союза вовсе не обречен на провал, как предсказывает большинство скептиков. Неожиданную поддержку евро оказал Китая, заявив о намерении предпринять «конкретные действия» и помочь Евросоюзу разрешить его долговые проблемы. Обладая огромными валютными резервами, оценивающимися более чем в 2.65 трлн долл, Китай оказался едва ли не единственным игроком на мировой экономической сцене, который может остановить последовательное снижение евро, имея для этого серьёзные экономические и политические основания.
Евросоюз является для Китая крупнейшим торговым партнёром, за 11 месяцев текущего года товарооборот между ЕС и Китаем вырос более чем на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако приоритетными для Китая могут оказаться не столько экономические, сколько политические факторы.
Учитывая растущий вес Китая в мировой политике и экономике, Китай не заинтересован в возвращении однополярного мира с долларом США в роли единственной резервной мировой валюты. Поэтому Китай сделает всё возможное для сохранения евро в качестве альтернативы доллару США. Это может означать, что Китай перенесёт часть своих резервов из казначейских облигаций в суверенные бонды стран Еврозоны. В частности, недавно агентство Reuters со ссылкой на португальскую прессу, сообщило, что в I квартале 2011 года Китай намерен приобрести португальские бонды на сумму от 4 млрд до 5 млрд евро на аукционах или на вторичном рынке, что покрыло бы 30% от общей потребности Португалии в финансировании до апреля 2011 года.
По неподтвержденным данным, за текущий год Китай выкупил правительственные бонды стран Еврозоны на сумму 80 млрд долл, а общий объём инвестиций Пекина в европейские активы превышает 500 млрд евро. Эксперты отмечают, что крупные капиталовложения Китая в европейские ценные бумаги объясняют его заинтересованность в стабилизации долгового рынка Европы.
В начале 2011 года долговой кризис в Европе останется доминирующей темой, определяющей динамику евро. Скептики, предсказывающие крах европейского проекта, в новом году, вероятно, смогут проверить свои теории, а оптимисты освоят новые способы позитивного мышления. Проблемы Греции и Ирландии могут оказаться лишь вершиной айсберга, если в игру вступит Испания, чья неудовлетворённость в рефинансировании может стать реальной угрозой европейскому проекту. С этой точки зрения, макроэкономические показатели Германии и политические амбиции Пекина могут стать ключевыми факторами стабилизации и восстановления единой валюты.
В случае развития негативного сценария в 2011 году пара EUR/USD может протестировать минимумы нынешнего года и, преодолев их, выйти в область паритета. Однако если кредитные спрэды начнут сужаться на фоне ослабления страхов, связанных с кризисом суверенного долга, пара EUR/USD может вернуться в область 1.4500 – 1.5000 в условиях возобновления торговых операций, основанных на отношении инвесторов к риску

http://mfd.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу