Вторая волна кризиса на европейских долговых рынках продолжает набирать обороты. При этом управляющие европейских финансов продолжают уповать на авось: и пытаются выиграть время за счет отсрочки выплат по долгам, надеясь на то, что страны - должники сами как-нибудь выпутаются из долгов. Это путь в никуда.
О новых тенденциях Старого Света красноречиво свидетельствуют результаты встречи в Брюсселе министров финансов стран еврозоны, которая состоялась 16-17 мая. В рамках этой встречи власти Евросоюза усилили давление на греческое правительство с целью ускорить продажу активов и увеличить сокращение расходов. По их мнению, эти меры позволят увеличить программу финансовой помощи стране, объем которой на данный момент уже превышает 110 млрд евро.
Важно отметить, что на встрече впервые был поднят вопрос о возможности переговоров с греческими кредиторами о пролонгации сроков проведения выплат по долговым обязательствам. Глава Еврогруппы господин Юнкер убежден в том, что Греции все-таки придется просить держателей суверенных облигаций об отсрочке погашения долговых обязательств, или согласиться на так называемое "мягкое" реструктурирование долга. В подобном ключе прозвучало и высказывание министра иностранных дел Греции: если обстоятельства вынудят, то Афины готовы к "мягкому" реструктурированию своих обязательств.
В то же время, как было неоднократно заявлено в СМИ, федеральный канцлер Германии госпожа Ангела Меркель выступает против какой бы то ни было реструктуризации долга любой из стран еврозоны, развеяв, тем самым, слухи о том, что Берлин согласен на реструктуризацию греческих облигаций. По ее мнению, пока не будет создан постоянный фонд объемом 750 млрд долларов США, то есть до 2013 года, частных инвесторов опасно допускать к подобным программам реструктуризации задолженности. Меркель считает, что реструктурирование долгов нанесет весомый урон имиджу еврозоны и запустит механизм массового оттока капиталов с европейских долговых рынков, тем самым усугубив и так непростое их существование.
Вместе с тем, если на реструктуризацию долга наложено табу, то члены союза должны контролировать и финансировать друг друга. Другими словами, большие и сильные должны контролировать и финансировать маленьких и слабых. Хуже того, им придется делать это до бесконечности.
Похоже, долговой кризис усугубляется, толкая Афины в пропасть. Так, на долговом рынке Греции наблюдается инверсия, причем доходность по государственным двухлетним облигациям одномоментно доходила до 25% годовых. Однако в этом можно усмотреть и позитивный момент.
Все большее число европейских политиков наконец-то начинают понимать то, о чем мы уже неоднократно писали в своем блоге: Греции как воздух необходима реструктуризация. Даже Вольфганг Шойбле (министр финансов Германии), кажется, начинает свыкаться с этой идеей. Однако официальная немецкая позиция не претерпела изменений: реструктуризация — это плохо. Вот почему цены греческих облигаций достигли глубокого дна.
Последняя встреча министров финансов в Брюсселе и была посвящена, в том числе, вариантам реструктуризации греческих обязательств. Мы неоднократно отмечали, что необходимость реструктуризации долга Афин вытекает из решения задачи оптимизации выхода Греции из болота долговых проблем с наименьшими потерями. Причем здесь ни в коем случае нельзя ограничиваться полумерам, необходимо идти до конца, какими бы болезненными ни оказались эти шаги. Однако, к сожалению, результат обсуждаемой встречи в Брюсселе показал, что именно так и поступают политики (ограничиваются полумерами), отклонившись от правильной траектории решения задачи долгов Греции. Очевидно, у политиков стран еврозоны нет сильного желания урезать долг Греции до необходимых отметок на уровнях 50% или даже 30% от текущего объема. Все упирается в лоббирование внутренних страновых интересов со стороны министров и выше. Так, чтобы величину долга сделать разумной, Афинам нужны дополнительные деньги, которые они могут получить только от немецких налогоплательщиков. На встрече в Брюсселе говорилось, что Греция сможет вернуться на рынки облигаций только в 2012 году, не раньше. На мой взгляд, это утопия: никакой частный инвестор не рискнет кредитовать страну-банкрота без четких гарантий. Помимо этого, в свое время многие немецкие банки вложились в греческие облигации. И теперь их кредитные портфели в этой части выглядят безнадежно. Мало шансов, чтобы германские банкиры захотели просто так списать эти долги. Поэтому вместо термина «реструктуризация» министры финансов стран еврозоны ввели более расплывчатое понятие "перепрофилирование", которое подразумевает всего лишь временной лаг по выплатам по обязательствам страны, но не частичное списание долга. По сути, восстановление платежеспособности Греции просто откладывается на неопределенный срок.
Если обратиться к истории и проследить эволюцию подобных долговых кризисов разных лет в разных странах, то наиболее близкий аналог — кризис 1980-х в странах Латинской Америки. Кредитные портфели ряда американских банков первого эшелона были плотно укомплектованы долговыми обязательствами стран Латинской Америки. Простые списания долга вызвали бы череду банкротств кредитных организаций. Решение, в тот период предложенное секретарем казначейства Джеймсом Бейкером, опиралось на утвержденную временную схему графика погашения платежей для стран-должников (аналог той схемы, которая обсуждалась министрами в Брюсселе для Афин).
Тактические решения Бейкера опирались на различные рычаги стимулирования должников для перманентного выполнения своих долговых обязательств. Крупнейшим должникам, которые в полной мере выполняли свои долговые обязательства, он способствовал получению дополнительных кредитов, не связанных с обязательствами по долгам. Эти средства направлялись на структурную перестройку экономики проблемной страны и стимулирования ее бизнес цикла. В этом процессе должны были также финансово участвовать и частные кредитные организации.
В плане Бейкера большая роль отводилась международным финансовым учреждениям. Сначала это был МВФ. Затем - Всемирный банк, который помогал странам-должникам приспособиться к новым экономическим реалиям, а не по стабилизации экономики. То есть Всемирный банк занимался долгосрочными структурными изменениями в экономике проблемной страны, призванными оптимизировать в ней экономический рост.
В целом план Бейкера провалился, поскольку в нем отсутствовал механизм реструктуризации долга с целью снятия непомерной долговой нагрузки. В итоге проблемные страны Латинской Америки недосчитались целого десятилетия. За прошедшие десять лет (с 1982 г.) доход на душу населения в этих странах по-прежнему был ниже, чем десять лет назад.
Поэтому в 1989 г. другой секретарь казначейства США, Николас Брейди, предложил принципиально иной план по сокращению долговых обязательств странам-заемщикам. Были эмитированы новые долговые обязательства стран-должников, так называемые облигации Брейди. Эти бумаги были номинированы в долларах США и обладали достаточной ликвидностью. В ходе реструктуризации долгов облигации были обменены на невозвратные кредиты коммерческих банков. Эти облигации были обеспечены (в части гарантии основной суммы долга) казначейскими облигациями с нулевым купоном. Очень важным моментом успеха бондов Брейди и явилась эта гарантия заемщикам, предоставившим деньги проблемным странам, что, в случае невыплат по обязательствам со стороны стран-должников, правительство США вернет им основную часть капитала. Риск кредитора потерять деньги устремился к нулю. В итоге проблемные страны смогли получить многомиллионные долларовые займы на глобальном рынке облигаций.
План Брейди оказался весьма успешным. Ряд стран, участвовавших в программе Брейди, сумели разумно воспользоваться займами и вывести свои долговые рынки из кризиса. Примечательно, что бонды Брейди до сих пор обращаются на вторичном рынке капитала.
Вероятно, что и Греции нужно выпустить бонды Брейди, а не придерживаться плана Джеймса Бейкера. Однако по результатам встречи в Брюсселе министров финансов стран еврозоны 16 и 17 мая 2011 года можно однозначно сделать вывод, что план Бейкера им больше по душе. Не делает ли ЕС очередную роковую ошибку? Незначительное перепрофилирование не поможет вернуть устойчивость рынку греческих долговых обязательств. В лучшем случае оно лишь выиграет время. Нужно серьезное сокращение долга, а не отсрочка; плюс запуск механизмов частного финансирования структурных изменений в стране с целью вывода ее на новый позитивный бизнес цикл.
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1310896899_1310896883-clip-3kb.jpg (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
О новых тенденциях Старого Света красноречиво свидетельствуют результаты встречи в Брюсселе министров финансов стран еврозоны, которая состоялась 16-17 мая. В рамках этой встречи власти Евросоюза усилили давление на греческое правительство с целью ускорить продажу активов и увеличить сокращение расходов. По их мнению, эти меры позволят увеличить программу финансовой помощи стране, объем которой на данный момент уже превышает 110 млрд евро.
Важно отметить, что на встрече впервые был поднят вопрос о возможности переговоров с греческими кредиторами о пролонгации сроков проведения выплат по долговым обязательствам. Глава Еврогруппы господин Юнкер убежден в том, что Греции все-таки придется просить держателей суверенных облигаций об отсрочке погашения долговых обязательств, или согласиться на так называемое "мягкое" реструктурирование долга. В подобном ключе прозвучало и высказывание министра иностранных дел Греции: если обстоятельства вынудят, то Афины готовы к "мягкому" реструктурированию своих обязательств.
В то же время, как было неоднократно заявлено в СМИ, федеральный канцлер Германии госпожа Ангела Меркель выступает против какой бы то ни было реструктуризации долга любой из стран еврозоны, развеяв, тем самым, слухи о том, что Берлин согласен на реструктуризацию греческих облигаций. По ее мнению, пока не будет создан постоянный фонд объемом 750 млрд долларов США, то есть до 2013 года, частных инвесторов опасно допускать к подобным программам реструктуризации задолженности. Меркель считает, что реструктурирование долгов нанесет весомый урон имиджу еврозоны и запустит механизм массового оттока капиталов с европейских долговых рынков, тем самым усугубив и так непростое их существование.
Вместе с тем, если на реструктуризацию долга наложено табу, то члены союза должны контролировать и финансировать друг друга. Другими словами, большие и сильные должны контролировать и финансировать маленьких и слабых. Хуже того, им придется делать это до бесконечности.
Похоже, долговой кризис усугубляется, толкая Афины в пропасть. Так, на долговом рынке Греции наблюдается инверсия, причем доходность по государственным двухлетним облигациям одномоментно доходила до 25% годовых. Однако в этом можно усмотреть и позитивный момент.
Все большее число европейских политиков наконец-то начинают понимать то, о чем мы уже неоднократно писали в своем блоге: Греции как воздух необходима реструктуризация. Даже Вольфганг Шойбле (министр финансов Германии), кажется, начинает свыкаться с этой идеей. Однако официальная немецкая позиция не претерпела изменений: реструктуризация — это плохо. Вот почему цены греческих облигаций достигли глубокого дна.
Последняя встреча министров финансов в Брюсселе и была посвящена, в том числе, вариантам реструктуризации греческих обязательств. Мы неоднократно отмечали, что необходимость реструктуризации долга Афин вытекает из решения задачи оптимизации выхода Греции из болота долговых проблем с наименьшими потерями. Причем здесь ни в коем случае нельзя ограничиваться полумерам, необходимо идти до конца, какими бы болезненными ни оказались эти шаги. Однако, к сожалению, результат обсуждаемой встречи в Брюсселе показал, что именно так и поступают политики (ограничиваются полумерами), отклонившись от правильной траектории решения задачи долгов Греции. Очевидно, у политиков стран еврозоны нет сильного желания урезать долг Греции до необходимых отметок на уровнях 50% или даже 30% от текущего объема. Все упирается в лоббирование внутренних страновых интересов со стороны министров и выше. Так, чтобы величину долга сделать разумной, Афинам нужны дополнительные деньги, которые они могут получить только от немецких налогоплательщиков. На встрече в Брюсселе говорилось, что Греция сможет вернуться на рынки облигаций только в 2012 году, не раньше. На мой взгляд, это утопия: никакой частный инвестор не рискнет кредитовать страну-банкрота без четких гарантий. Помимо этого, в свое время многие немецкие банки вложились в греческие облигации. И теперь их кредитные портфели в этой части выглядят безнадежно. Мало шансов, чтобы германские банкиры захотели просто так списать эти долги. Поэтому вместо термина «реструктуризация» министры финансов стран еврозоны ввели более расплывчатое понятие "перепрофилирование", которое подразумевает всего лишь временной лаг по выплатам по обязательствам страны, но не частичное списание долга. По сути, восстановление платежеспособности Греции просто откладывается на неопределенный срок.
Если обратиться к истории и проследить эволюцию подобных долговых кризисов разных лет в разных странах, то наиболее близкий аналог — кризис 1980-х в странах Латинской Америки. Кредитные портфели ряда американских банков первого эшелона были плотно укомплектованы долговыми обязательствами стран Латинской Америки. Простые списания долга вызвали бы череду банкротств кредитных организаций. Решение, в тот период предложенное секретарем казначейства Джеймсом Бейкером, опиралось на утвержденную временную схему графика погашения платежей для стран-должников (аналог той схемы, которая обсуждалась министрами в Брюсселе для Афин).
Тактические решения Бейкера опирались на различные рычаги стимулирования должников для перманентного выполнения своих долговых обязательств. Крупнейшим должникам, которые в полной мере выполняли свои долговые обязательства, он способствовал получению дополнительных кредитов, не связанных с обязательствами по долгам. Эти средства направлялись на структурную перестройку экономики проблемной страны и стимулирования ее бизнес цикла. В этом процессе должны были также финансово участвовать и частные кредитные организации.
В плане Бейкера большая роль отводилась международным финансовым учреждениям. Сначала это был МВФ. Затем - Всемирный банк, который помогал странам-должникам приспособиться к новым экономическим реалиям, а не по стабилизации экономики. То есть Всемирный банк занимался долгосрочными структурными изменениями в экономике проблемной страны, призванными оптимизировать в ней экономический рост.
В целом план Бейкера провалился, поскольку в нем отсутствовал механизм реструктуризации долга с целью снятия непомерной долговой нагрузки. В итоге проблемные страны Латинской Америки недосчитались целого десятилетия. За прошедшие десять лет (с 1982 г.) доход на душу населения в этих странах по-прежнему был ниже, чем десять лет назад.
Поэтому в 1989 г. другой секретарь казначейства США, Николас Брейди, предложил принципиально иной план по сокращению долговых обязательств странам-заемщикам. Были эмитированы новые долговые обязательства стран-должников, так называемые облигации Брейди. Эти бумаги были номинированы в долларах США и обладали достаточной ликвидностью. В ходе реструктуризации долгов облигации были обменены на невозвратные кредиты коммерческих банков. Эти облигации были обеспечены (в части гарантии основной суммы долга) казначейскими облигациями с нулевым купоном. Очень важным моментом успеха бондов Брейди и явилась эта гарантия заемщикам, предоставившим деньги проблемным странам, что, в случае невыплат по обязательствам со стороны стран-должников, правительство США вернет им основную часть капитала. Риск кредитора потерять деньги устремился к нулю. В итоге проблемные страны смогли получить многомиллионные долларовые займы на глобальном рынке облигаций.
План Брейди оказался весьма успешным. Ряд стран, участвовавших в программе Брейди, сумели разумно воспользоваться займами и вывести свои долговые рынки из кризиса. Примечательно, что бонды Брейди до сих пор обращаются на вторичном рынке капитала.
Вероятно, что и Греции нужно выпустить бонды Брейди, а не придерживаться плана Джеймса Бейкера. Однако по результатам встречи в Брюсселе министров финансов стран еврозоны 16 и 17 мая 2011 года можно однозначно сделать вывод, что план Бейкера им больше по душе. Не делает ли ЕС очередную роковую ошибку? Незначительное перепрофилирование не поможет вернуть устойчивость рынку греческих долговых обязательств. В лучшем случае оно лишь выиграет время. Нужно серьезное сокращение долга, а не отсрочка; плюс запуск механизмов частного финансирования структурных изменений в стране с целью вывода ее на новый позитивный бизнес цикл.
http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1310896899_1310896883-clip-3kb.jpg (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу