16 июля 2011 Фонд Стратегической Культуры Катасонов Валентин
В ближайшее время Италия может стать еще одной долговой горячей точкой еврозоны и повторить греческий кризис. Эксперты признают, что у Европы нет необходимого финансового буфера, чтобы спасти от дефолта еще и это государство.Такой вывод был сделан после того, как 8 июля спрэд, то есть выраженная разница между уровнями доходности двух облигаций, 10-летними итальянскими государственными облигациями и немецкими Bunds, достиг максимального значения за все время существования евро – 2,5 процентных пункта. Доходность по итальянским облигациям поднялась до 5,28%. Иначе говоря, это тот процент, который итальянским властям придется предлагать кредиторам в случае новых заимствований.
Точка зрения экспертов сводится к тому, что в этой ситуации и с текущими макроэкономическими показателями страна не сможет обслуживать свой долг. В частности, руководство крупнейшего в мире облигационного фонда PIMCO заявило, что вероятность дефолта составляет уже 50%.Ситуацию осложняет то обстоятельство, что Италии во втором полугодии 2011 года придется рефинансировать около 177 миллиардов евро. Это означает, что вместо истекающих облигаций со сравнительно низким процентом Рим будет вынужден выпускать бумаги с рекордно высоким купоном, что в ближайшие годы существенно увеличит долговое бремя Италии.
Между тем государственный долг Италии уже сейчас составляет 120% ВВП, что в два раза выше максимально допустимого в еврозоне показателя… По данному показателю Италия занимает в списке нарушителей финансовой дисциплины второе место среди 17 стран еврозоны. По абсолютным же размерам государственной задолженности Италия значительно превысила уровень Германии, обладающей куда более многочисленным населением и куда более мощной экономикой. Итальянский суммарный долг составляет почти 3 трлн. евро.
Одновременно акции крупнейшего итальянского банка Unicredit Spa подешевели на 7,9%, а ведущий фондовый индекс упал на 3,5%. В результате возникла паника, и пошла быстрая распродажа активов, что, в свою очередь, еще более обострило страхи в отношении возможного финансового краха.
Италия сталкивается с серьезными проблемами не только в финансовой сфере. Обладая третьей по величине экономикой еврозоны, она переживает сейчас одновременно и структурный, и политический кризисы. Отсюда и весьма низкие темпы экономического роста (по прогнозу Еврокомиссии в 2011 году - только 1,1%).
Объем экономики Италии в два раза больше, чем Греции, Португалии и Ирландии, вместе взятых. Если инвесторы и впредь будут нагнетать обстановку, а стоимость обслуживания итальянского долга будет возрастать, отрицательных последствий для всей еврозоны не избежать. В этой ситуации президент Европейского совета Херман ван Ромпей собрал 11 июля совещание министров финансов стран еврозоны при участии главы ЕЦБ Жан-Клода Трише, председателя Еврогруппы Жан-Клода Юнкера, президента Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу и комиссара ЕС по экономическим вопросам Олли Рена, чтобы, как было сказано, обсудить «координационные задачи». Однако на деле речь пошла об Италии, Греции и мерах по стабилизации финансово-экономической ситуации в ЕС в целом.
Тон обсуждению задала накануне канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая 10 июля провела телефонную беседу с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. Как заявила позже сама Меркель, «формирование бюджета, который учитывает необходимость экономии и консолидации, - очень важный сигнал, который должна послать сама Италия». «Я твердо верю, что итальянское правительство примет именно такой бюджет», - добавила канцлер.
Говоря о ситуации в Греции, Меркель сказала, что этот участник ЕС «как можно скорее» нуждается в новой программе помощи. Что касается положения единой европейской валюты в целом, Меркель отметила, что евро в настоящий момент держится стабильно, но некоторые страны ЕС «испытывают долговые проблемы». «Германия и все партнеры по зоне евро твердо решили вместе защищать стабильность валюты», - подчеркнула канцлер.
На этом фоне министры стран еврозоны достигли соглашения о создании постоянного Европейского механизма стабильности, то есть того самого «буфера», которого ранее недоставало. Он начнет действовать с июня 2013 года и будет обеспечивать финансовую стабильность евро и государств, пользующихся единой европейской валютой.
Постоянный Европейский механизм стабильности объемом в 700 млрд. евро заменит действующий ныне временный Европейский фонд финансовой стабильности. «Использующие единую европейскую валюту государства могут активировать механизм стабильности в случае финансовой угрозы всей зоне евро. Помощь в рамках этого механизма будет предоставляться на жестких условиях бюджетной дисциплины», - говорится в тексте соглашения.
Для управления новой структурой будет создан Совет управляющих под руководством председателя Еврогруппы или специально избранного председателя. В его заседаниях будут принимать участие еврокомиссары экономического блока и председатель ЕЦБ. Кроме того, для участия в заседаниях Совета управляющих в качестве наблюдателей могут быть приглашены представители не входящих в зону евро государств ЕС.
Обозначенная сумма в 700 млрд. евро ни у кого не должна порождать чувство эйфории. Накануне совещания в Брюсселе эксперты предполагали, что понадобится, по крайней мере, 1,5 трлн. евро. Тем не менее министры финансов стран Еврогруппы решили «сэкономить». Почему? Нет, не только по той причине, что у каждого дома свои заботы. Дело в том, что регулятору, в данном случае ЕЦБ, достаточно заявить о выкупе с рынка облигаций Италии на две-три сотни миллиардов евро, как их доходность сразу же уменьшится. Не на тот уровень, который был, скажем, год назад, но на один - полтора процента вполне возможно. А для этого и 700 млрд. достаточно.
Иное дело, что подобный ход способен оттянуть неизбежное только на какое-то время. Затем снова все повторится.
Однако для Брюсселя такая ситуация отчасти даже выгодна. Используя трудности должников, можно более твердо проводить политику фискальной консолидации, без чего ЕС не сможет остаться успешным валютным союзом. Да и понижение курса евро против доллара, если оно не окажется катастрофическим, поддержит экспортеров Евросоюза. Временно, конечно, ибо процесс ослабления валюты в конечном итоге порождает недоверие к ней…
Оценивая положение дел, газета Die Welt 11 июля писала: «К сожалению, сложилась ситуация, когда есть две простые возможности действовать. Впрочем, нет никакой гарантии, что кризис будет преодолен. Первая возможность - увеличить «фонд спасения» примерно вдвое и при этом надеяться, что не возникнет необходимость этими деньгами воспользоваться. Правда, это решение может создать проблемы: ведь правительство Германии, таким образом, передаст финансово-политическое будущее страны в руки европейских финансовых политиков, которым сначала следовало бы покончить с разногласиями и строго следовать предварительно выработанному плану действий. Тот, кто верит, что это возможно, пусть поднимет руку. Вторая возможность не менее радикальна: правительству Германии следовало бы немедленно выдернуть вилку из розетки и бросить Грецию, Ирландию, Португалию и, может быть, даже Италию на произвол судьбы. Для Германии это означало бы дополнительные многомиллиардные расходы, поскольку спасать придется еще и банки, которые понесут огромные убытки в результате обесценивания государственных облигаций. Завершится эта драма значительным уменьшением еврозоны, в которой, видимо, останутся только такие надежные страны, как Австрия, Нидерланды и Финляндия».
Никто не сомневается в том, что ослабление евро выгодно для Америки. Президент США уже которую неделю спорит с республиканцами о повышении потолка государственного долга, министр финансов Тимоти Гайтнер заявляет, что, если его не поднять, то «технический дефолт» США наступит 2 августа, но тем не менее стоимость американских активов от всего этого как-то не страдает. Почему? Да потому, что чем больше разговоров о Греции, Италии и вообще о предстоящем крахе евро, тем активнее инвестиционный капитал поворачивает в сторону США. Так или иначе, но готовится почва для повышения спроса на американские ценные бумаги, выпуск которых в увеличенном масштабе начнется, как только в Сенате США будет достигнута договоренность о повышении потолка госдолга (как предсказывают эксперты, примерно на 2,5 трлн. долларов).
Кстати, на текущий квартал предусмотрен выпуск облигаций казначейства на 400 млрд. долларов. Время пошло, но выпуск задерживается. Не потому ли, что ведущие рейтинговые агентства, а все они находятся в США, еще не решили, опустить ли рейтинги Италии до «мусорного» уровня. Вот тогда можно будет выпускать и продавать. С выгодой для себя - во вред Европе.
Похоже, в Европе план американцев, хоть и с опозданием, но разгадали. Накануне совещания министров финансов Еврогруппы еврокомиссар по вопросам юстиции Вивиан Рединг высказалась за лишение монополии трех ведущих американских рейтинговых агентств: Standard & Poors (S&P), Moody's и Fitch. «Европа не должна допустить, чтобы ее сломали три частные американские компании», - заявила Рединг 11 июля газете Die Welt. По мнению еврокомиссара, странам «большой двадцатки» следует принять совместное решение о раздроблении картеля рейтинговых американских агентств. Альтернативой могло бы стать создание независимых европейских и азиатских рейтинговых агентств. Но на это потребуется время, отметила Вивиан Рединг.
Как раз в фактор времени всё и упирается. У Соединённых Штатов оно есть, у Европы - совсем мало. Настолько мало, что европейский кризисный экспресс, проследовав из Греции в Италию, дальше может начать делать остановки во всех странах, меняя политическую и экономическую карту Старого Света.
Владимир НЕСТЕРОВ
http://www.fondsk.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу