Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Еврооблигации без страха » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора
Но споры о том, должно ли ограничение составлять 60% ВВП или более, упускают более важный момент. Девятнадцать лет опыта работы с Маастрихтским договором, который создал и ЕС, и евро, убедительно показали, что такие ограничения не могут быть осуществлены принудительно. Страны, предрасположенные к игнорированию таких ограничений, будут делать это всякий раз, когда это будет им политически выгодно. И если долговой кризис будет близок, будут найдены исключения, будут изданы отказы от обязательств и выстроятся покупатели дополнительных заимствований.

Таким образом, вопрос не в том, что делать, когда долг достигнет своего лимита, каким бы высоким или низким он ни был. Вопрос состоит в том, как в первую очередь предотвратить приближение долга к лимиту, за исключением очень экстремальных и необычных обстоятельств. И для этого нужны фискальные правила.

Фискальные правила представляют собой заранее оговоренный механизм, который ограничивает расходы или дефицит. По данным исследования, проведенного Международным валютным фондом, в 80 странах во всем мире используют какие-то фискальные правила.

Но не все созданные фискальные правила имеют равную силу. Если они слишком свободные, то правила просто декоративные. Если они слишком жесткие – например, конституционная поправка, требующая сбалансированного бюджета – то правила могут скорее создавать, чем решать проблемы: представьте экономический и политический хаос, который наступит, если Испания, с уровнем безработицы в 21%, будет вынуждена ликвидировать свой огромный бюджетный дефицит в одночасье.

Швеция и Чили ‑ почти противоположные географические полюса, но обе успешно использовали сложные финансовые правила. Чили устанавливает целевые показатели для своего циклически регулируемого финансового баланса ‑ то есть, баланса, который возникает после учета отклонений товарных цен и внутреннего объема производства от их трендов.

Когда в середине прошлого десятилетия был бум товарных цен, эти правила привели к образованию огромного профицита бюджета – благодаря которому Чили погасила почти все свои государственные долги и создала значительный фонд на черный день. Когда наступил финансовый кризис, Чили удалось применить агрессивный финансовый стимул, даже не вызвав «икоту» на финансовых рынках.

Конечно, никакое фискальное правило не может найти ответ на все случаи жизни. Вот почему нужен независимый фискальный совет, чтобы управлять ими, как нужен независимый центральный банк, чтобы следовать монетарным правилам борьбы с инфляцией. Будет непросто согласовать состав такого совета для Европы, но не сложнее, чем договориться о составе правления ЕЦБ.

Еврооблигации плюс фискальные правила: эта формула является самой большой надеждой евро на спасение. К сожалению, возможно, потребуется очередной кризис или два, прежде чем европейские лидеры начнут относится к этой идее по серьезному.

Андрес Веласко – бывший министр финансов Чили.

Перевод с английского – Татьяна Грибова

Еврооблигации без страха

День еврооблигаций может быть рядом. То, что раньше было шарлатанской идеей, предлагаемой для решения финансового кризиса в Европе, сегодня является единственным надежным способом сохранить евро. Несмотря на то, что Европейский центральный банк выкупил их облигации, Греция, Ирландия и Португалия не перестали нуждаться в спасительных мерах. Эти меры также не спасут Испанию и Италию
21 августа 2011 Project Syndicate
День еврооблигаций может быть рядом. То, что раньше было шарлатанской идеей, предлагаемой для решения финансового кризиса в Европе, сегодня является единственным надежным способом сохранить евро. Несмотря на то, что Европейский центральный банк выкупил их облигации, Греция, Ирландия и Португалия не перестали нуждаться в спасительных мерах. Эти меры также не спасут Испанию и Италию.

Но Испания и Италия слишком велики, чтобы их можно было спасти. Новый европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) не справится с этой задачей. А увеличение EFSF до соответствующего размера потребует массивных дополнительных французских заимствований, которые вполне могут поставить саму Францию на приемную сторону спекулятивной атаки.

Это именно та ситуация, в которой свою роль должны сыграть еврооблигации. Пяти проблемным странам потребуется разместить десятки миллиардов евро новых долгов и пролонгировать еще большее количество старых долгов. Рынки давно перестали покупать облигации Греции, Ирландии и Португалии и вскоре могут перестать покупать ценные бумаги, выпущенные Италией и Испанией ‑ или делать это только по непомерно высоким процентным ставкам. Но рынки с радостью бы проглотили облигации, обеспеченные полным доверием и кредитом еврозоны.

Еврооблигации сократят расходы по займам двух больших проблемных членов Евросоюза. И они освободили бы немецких и других налогоплательщиков из платежеспособных северных стран ЕС от необходимости финансировать еще одни спасительные меры для южного государства-члена.

Споры о том, стоит ли вводить еврооблигации и как это сделать, были сосредоточены на соответствующих ограничениях по выпуску. При отсутствии предела расточительные страны могут пойти на траты за счет более бережливых. После появления евро средиземноморские страны-члены еврозоны наслаждались бумом займов, одновременно спекулируя на низких процентных ставках Германии. Есть понятное нежелание допустить, чтобы это случилось снова