Инвестиции здравого смысла » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Инвестиции здравого смысла

В условиях, когда фондовый рынок лихорадит, стоит поискать иные формы вложения средств. Они могут при этом иметь вполне знакомый вид – например, тех же ПИФов, работающих, правда, «на другой поляне»
6 сентября 2011 Пf (pf.ru) | Архив Чекулаев Михаил
В условиях, когда фондовый рынок лихорадит, стоит поискать иные формы вложения средств. Они могут при этом иметь вполне знакомый вид – например, тех же ПИФов, работающих, правда, «на другой поляне».

Повышенная волатильность фондовых площадок - весьма недобрый спутник для инвесторов. Значительные колебания стоимости акций хороши для спекулянтов. Но инвесторам эта среда подходит крайне плохо. Поэтому тем, кто нацелен на результат, а не на процесс, в обозримом будущем лучше использовать другие форматы вложения средств.

Инвестиции здравого смысла


Один из наиболее пристойных вариантов связан с инвестированием через фонды прямых инвестиций (ФПИ). В российском законодательстве их деятельность выделена в отдельную группу, которая, в свою очередь, входит в категорию паевых инвестиционных фондов. Правда, не все фонды прямых инвестиций функционируют в формате паевых фондов, поскольку это в общем-то необязательно.

Предназначение ФПИ состоит в том, чтобы стать посредником между инвесторами и реальным бизнесом. Ключевое отличие таких фондов от иных способов вхождения в «дело» обусловлено тем, что эти организации ставят своей целью вложение денег непосредственно в реальные активы или получение контроля над предприятием (приобретение его контрольного пакета акций). При этом акции или паи ФПИ являются для их вкладчиков инструментом получения прибыли.

Может показаться, что тут нет особой разницы с вложением денег в акции, обращающиеся на бирже. Но это не так. На бирже вы покупаете совсем малую долю в бизнесе, без всякой надежды оказывать влияние на ведение дел предприятием. По большому счету, даже в случае с «голубыми фишками» приобретение акций похоже на покупку «кота в мешке». Поскольку, пользуясь публичной информацией, невозможно реально ни оценить все риски, ни определить перспективы развития компании, ни уж тем более заранее просчитать доходность капиталовложений.

Фонды же прямых инвестиций контролируют бизнес полностью, а возможно и сами управляют им. При этом, поскольку ФПИ работают с непубличными компаниями, то они имеют значительный простор для маневрирования. Например, при наличии принципиального согласия сторон, - инвесторов и предпринимателей (владельцев продукта, ноу-хау, технологии и т.п.), - они могут выделить из действующего бизнеса проекты, в финансировании которых заинтересованы ФПИ. Иными словами, если есть перспективный проект, способный в обозримом будущем обеспечить хорошие финансовые результаты, и в то же время имеются инвесторы, готовые вложиться в него, то ФПИ становится связующим звеном между этими двумя сторонами.

При этом инициаторами создания ФПИ необязательно должны быть инвесторы или управляющая компания. На самом деле, процесс может идти также и «снизу». - от предпринимателей, ищущих денег на реализацию своих проектов. Правда, для достижения своих целей им потребуется каким-то образом объединиться, чтобы набрать пул инвестиционных проектов. Либо выполнение этой задачи могут взять на себя коммерческие фирмы или некоммерческие организации, занимающиеся подобной деятельностью. Потом, сформировав подходящий портфель бизнес-идей (по меньшей мере - с десяток), можно самостоятельно найти инвесторов (сколотив их попутно в пул), либо поручить это дело выбранной управляющей компании.

Однако есть проблема, о которую разбивается эта идиллическая картина инвестирования со здравым смыслом. Сложность состоит в том, что в настоящее время фонды прямых инвестиций (а значит и инвесторы, вкладывающие в них свои деньги) сфокусированы на относительно крупных проектах, стоимостью как минимум десяток-другой миллионов долларов. Соответственно этому, минимальный объем ФПИ, - так сказать, «рекомендуемый для России», - оценивается в $100 млн. По мнению матерых профи этого рынка, меньшая величина капитала фонда приводит к чрезмерному росту издержек на управление.

И это правда. Но лишь в условиях, когда сектор финансовых услуг откровенно «жирует» сверх меры - как сейчас. Может статься, пройдет совсем немного времени и нынешняя спесь «жирных котов» быстро сойдет на нет. Лично я прекрасно помню времена на старте «нулевых» годов, когда потенциальные управляющие с хорошим послужным списком реализованных проектов в сотни миллионов долларов благосклонно принимали также и бизнес-идеи объемом в десять миллионов рублей. Так что «аппетиты» в этой сфере - вещь довольно переменчивая.

Еще одна особенность ФПИ состоит в сроках инвестирования. Деньги в подобные фонды вкладываются на достаточно долгий срок. Обычно речь идет о 6-8 годах. Поскольку мало того, что проект надо реализовать. Бизнес надо еще и «раскрутить» до такой степени, чтобы фонд мог из него выйти с достойной прибылью. Вариантов тут может быть много, - продажа другому фонду, менеджменту, выход на IPO и т.д.

К слову, соискателям инвестиций со стороны ФПИ, следует в первую очередь озаботиться именно этим вопросом. Поскольку если фонд не увидит ясных и понятных перспектив для выхода из инвестиций, входить он в них он станет. Причем ФПИ выходят из бизнеса не потому, что он плохой. Просто такова стратегия подобных фондов, которая к тому же поддерживается правовым полем. Например, срок жизни ФПИ в формате паевого фонда ограничен 15-тью годами.

Другой важный момент связан с тем, что ФПИ совсем не обязательно инвестируют именно в акции, которые обычно для целей финансирования проекта либо выкупаются у собственников, либо приобретаются из дополнительной эмиссии. Возможны также и варианты, в которых используется какое-то гибридное финансирование. Скажем, через долговые инструменты, конвертируемые в акции.

В завершении, - характерная деталь. В начале 2008-го в России насчитывалось 12 действующих ФПИ, зарегистрированных как паевые фонды. А на 1.09.2011 таких работающих фондов уже насчитывалось 45. И это в условиях, которые трудно определить как подходящие для развития деятельности в сфере инвестиций, альтернативных вложениям в публичные бизнесы. Ведь стоимость фондовых ценностей в 2008-09 гг. буквально «сложились» в разы, тем самым обеспечив им значительный потенциал относительно легкого роста. Одновременно с этим произошло серьезное ухудшение ситуации в реальном секторе экономики, в первую очередь - из-за стремительного уменьшения числа точек развития. Причем не только потенциальных, но и уже существующих.

Так что пока на фондовых горках катаются спекулянты, инвесторы «голосуют ногами», перемещаясь на более стабильные инвестиционные «поляны». И сдается мне, этот процесс находится лишь в начальной стадии. Поскольку для российского рынка с дюжиной «blue chips» и полумифическими эшелонами с аббревиатурой 1, 2 и т.д. «за глаза» хватит и сотни паевых фондов акций и смешанных инвестиций. В то время как на текущий момент их 428 (на 1.09.11). По хорошему, такова должна быть численность фондов прямых инвестиций. К слову, только когда произойдет нечто подобное в смещении приоритетов отрасли инвестиционных услуг, тогда и можно будет говорить о том, что кризис наконец-то завершился

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1310896899_1310896883-clip-3kb.jpg (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter