Время и деньги срочного рынка » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Время и деньги срочного рынка

Для применения стратегий «покупки волатильности» на рынке опционов недостаточно обычной арифметики: стоимость инструментов стоит взвешивать с учетом нарастания фактора рыночной неопределенности с увеличением времени их жизни
15 марта 2012 Пf (pf.ru) Чекулаев Михаил
Для применения стратегий «покупки волатильности» на рынке опционов недостаточно обычной арифметики: стоимость инструментов стоит взвешивать с учетом нарастания фактора рыночной неопределенности с увеличением времени их жизни.

В преддверии исполнения срочных контрактов на фондовые индексы (фьючерсов и опционов) обычно (хотя и не всегда) ценовая волатильность возрастает. Расхожее мнение о причинах этого сводится к тому, что крупные участники рынка стремятся «раздеть» рядовых инвесторов и спекулянтов.

Это объяснение резонно, но лишь отчасти. Основная же причина кроется в том, что с приближением даты истечения фьючерсных и опционных контрактов основных серий (март, июнь, сентябрь и декабрь) открывается возможность для масштабных манипуляций, которые имеют значительно меньшую стоимость предполагаемых издержек по сравнению с иными периодами времени.

И дело не только в том, что ожидаемое исполнение опционов способствует притоку на фьючерсный рынок новых покупателей или продавцов, стремящихся закрыть свои позиции в опционных контрактах через фьючерсы. А в том, что опционы с близким сроком истечения становятся относительно дешевы, что позволяет использовать их в схемах торговли, где направление тренда роли не играет. Важно лишь, чтобы была достаточная волатильность (размах колебаний), обеспечивающая возможность окупить затраты на покупку опционов в стратегиях длинной волатильности. В данном случае речь идет об использовании длинных синтетических стрэдлов, которые создаются через продажу фьючерсов против купленных колл-опционов или покупку фьючерсов вместе с длинными опционами пут (см. рис.).

Время и деньги срочного рынка


Рис. Профиль доходности длинного синтетического стрэдла

Использование данной комбинации не предполагает бездействия в ожидании даты исполнения опционов. Смысл использования этой стратегии в том, чтобы за период жизни опционов успеть оправдать вложения, а также получить какую-то прибыль. Разумеется, это можно делать с опционами любого срока действия. Однако именно когда опционам остается жить немного, это оказывается более легким делом.

Вот, скажем, реальный пример. В первой половине дня 7 марта 2012 года март-фРТС торгуется по 166 (здесь и далее – в тыс), в то время как июнь-фРТС - по 161. Подходящими опционами для создания длинного синтетического стрэдла (в соотношении: шорт 1 фРТС и лонг 2 колл-опциона) являются март-165-колл и июнь-160-колл, стоимостью 4000 и 8000 пунктов соответственно. Внешне кажется, что стрэдл из апрельских коллов в соединении с июньским фьючерсом более выгоден. Ведь мартовские опционы истекут через 7 дней, в то время, как апрельские через 39. Поэтому с точки зрения здравого смысла получается, что опционы сроком жизни в 5 раз больше, стоят лишь в 2 раза дороже. Это заставляет нас думать, будто долгоживущие позиции более выгодны.

Однако где гарантия, что в течение ближайших недель рынок «не зависнет» в узком ценовом диапазоне, тем самым не позволив «отработать» стоимость купленных опционов? Прогнозы на такие периоды слишком расплывчаты и неопределенны. В то время, как в отношении ближайшего времени предположения всегда более четкие и достоверные. Образно говоря, при использовании ближних по срокам опционов мы торгуем реальностью и минимизируем неопределенность. В то время как с долгоживущими опционами мы полагаемся на неопределенную неопределенность, что в какой-то мере порождает лишь видимость контроля над риском.

В данном случае надо понимать, что означает «отработать» стоимость опционов. Изюминка таких стратегий состоит в том, чтобы, удерживая опционы, иметь возможность совершать сделки с фьючерсами без опасений получить убыток от конкретной сделки с фьючерсом.

Применительно к стрэдлу март-165 фРТС для восполнения затрат на опционы достаточно продать еще один фьючерс по 172 или купить его по 158. Тут следует помнить, что максимальный объем позиций во фьючерсах ограничен числом купленных опционов. Для достижения того же финансового результата можно совершить также какое-то число сделок с фРТС. Скажем, продавая его выше 165 и покупая ниже этой отметки (ориентиром обычно является цена исполнения купленных опционов). Главное в этой схеме - в течение отмеренного срока заработать на торговле фьючерсами 8000 пунктов. Все, что больше - является прибылью.

Для апрельского стрэдла все то же самое. За исключением того, что покупка опционов обойдется не в 8, а в 16 тыс пунктов. Соответственно, для оправдания таких затрат мы нуждаемся в много большем размахе колебаний. В противном случае при удалении от точки входа нам придется все чаще полагаться на имеющийся прогноз, что входит в противоречие с концепцией торговли волатильностью с ребалансировкой.

Поэтому, суммируя все обстоятельства, получаем вывод, внешне выглядящий нелогичным - стрэдлы с меньшим сроком до истечения опционов менее рискованны по сравнению с теми, которые имеют более длинную жизнь. Объяснение этого феномена в упрощенном варианте выглядит так: чем меньше стоимость опциона при тех же самых ценовых колебаниях (скажем, при внутридневном движении фРТС в пределах 2000 пунктов), тем больше у нас шансов оправдать вложения в длинную волатильность. Причем истинность этой теории, похоже, с завидной регулярностью проверяется на рынке именно в преддверии исполнения опционов.

Знание этого факта имеет значение не только для торгующих опционами, но и для всех прочих инвесторов и спекулянтов. Хотя бы потому, что позволяет избежать ошибок, которые неминуемы при неправильной интерпретации каких-то необычных явлений, возникающих в связи с вхождением крупных игроков в стратегии волатильности.

Одним из признаков этого являются повышенные объемы торгов опционами на каких-то определенных страйках. Зачастую в связи с этим делают выводы, что следует ожидать сильное падение или рост. На самом деле ни того ни другого, скорее всего, не случится. Поскольку данное событие с большей степенью вероятности означает приближение периода колебаний с повышенной ценовой амплитудой, которые по итогу обеспечат возврат к исходным ценовым уровням.

В данном контексте также ровным счетом ничего не означает наличие значительного объема открытых позиций в отдельных опционных страйках. Особенно если рост этого показателя происходит в преддверии исполнения опционов. Поскольку это могло произойти благодаря набору позиций длинной волатильности с целью извлечения выгоды из колебания с широкой амплитудой.

К слову, на российском рынке сложилось твердое убеждение, что истечение опционов будет непременно происходить в ценовой зоне базового актива, где наименьшие выплаты по опционам при их исполнении. Иногда это и вправду может случиться - особенно если опционы продавали крупные, наиболее информированные и квалифицированные игроки. Если же они, в основном, покупали, то им, по большому счету все равно, в какой ценовой точке завершат свою жизнь опционы. Главное, чтобы перед этим колебания базового актива были достаточны для оправдания затрат на покупку опционов.

Остается добавить, что на самом деле покупка волатильности хорошо работает в двух случаях. Либо на опционах с очень длительным сроком до истечения - скажем, 6-ти, 9-ти или даже 12-ти месячных. Либо на достаточно кратких интервалах времени - вплоть до одного дня.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1310896899_1310896883-clip-3kb.jpg (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter