17 сентября 2012 Financial Times
В предвыборных кампаниях внешнего мира словно бы и не существует вовсе. Перед делегатами от Республиканской партии Ромни коротенько покритиковал излишнюю лояльность Обамы к врагам и пренебрежение союзниками, в частности, Израилем. Обама уделил этой теме чуть больше внимания: он напомнил, что благодаря ему Штаты усилили свое присутствие в Тихом океане и, наконец-то, покончили с Осамой бин Ладеном. Однако убийство американских дипломатов в Бенгази и распространение насилия против американце в на Ближнем Востоке в ответ на показ фильма, высмеивающего Ислам, вернули внешнюю политику на первые полосы газет. Штаты наслаждаются преимуществами своего беспримерного мирового господства, но у него есть и побочные эффекты, от которых никуда не деться. И все же, во время выборов главное поле боя для соперников - это экономика и проблемы среднего класса.
Возможно, когда-нибудь историки назовут этот период предвестником важных перемен для Америки и ее роли в мире. Еще не так давно в Вашингтоне грезили вечным мировым господством США, полной гегемонией. Развязывались войны, составлялись планы в масштабах целого поколения по «демократизации» Ближнего Востока. Затем начались разговоры о том, что нужно применять не только грубую, но и мягкую силу для восстановления послевоенного международного порядка, привлекать растущие страны на востоке и юге к активному и ответственному участию в «сотворении мира». Не важно, кто станет во главе Америки в 2013 году, она все равно будет считать себя самой влиятельной и мощной державой в мире. Только международных амбиций у нее поубавится, и фокус внимания сузится. Ситуация вокруг Муамара Каддафи в Ливии и откровенное нежелание вмешиваться в дела Сирии явно указывают на общее направление внешней политики США в будущем. Равно как и стремление уйти из Афганистана и желание Обамы «изменить баланс сил» в Азии. Образ Америки как главного гаранта стабильности в мировом сообществе, все больше и больше вытесняется акцентом на национальные интересы. Грандиозные планы строительства новой международной системы сменились стратегическими перспективами со Штатами снова на пути к поиску баланса сил в мире и созданию коалиций. Можно сказать, что Америка быстро превращается в селективную сверхдержаву.
В некотором смысле, это лишь голые факты. Остальные страны, в частности, Китай, возвысились гораздо быстрее, чем можно было предположить. После негативного опыта в Ираке и Афганистане, избиратели потеряли интерес к опасным приключениям за пределами своей родины. Национальный баланс раздулся от долгов, а это значит, что Америка больше не может себе позволить участие в таких переплетах. Ромни может обещать, что угодно, но бюджет оборонки нужно радикально урезать, чтобы решить проблему высоких дефицитов и долгов. Если флоту нужны корабли, чтобы восстановить свое господство в Азии, то армии достанется меньше войск для развертывания позиций в Европе и на Ближнем Востоке. Хотя, маловероятно, что сокращение расходов будет продиктовано только лишь «острой необходимостью». Не менее мощным фактором является благополучие самой Америки. Безопасное географическое положение, изобилие природных ресурсов, отличные университеты, продвинутые технологии, экономический динамизм, климатическая устойчивость уже сделали Штаты самодостаточной и эффективной страной. Стремительный рост объемов добыча нефти и сланцевого газа обещает сделать ее еще более энергонезависимой.
Потребность в тех семнадцати миллионах баррелей нефти, ежедневно пересекающих Ормузский пролив не исчезнет еще много лет. Но сколько человеческих и материальных жертв Штаты будут готовы принести, когда их собственный экспорт нефти по объемам сравняется с Саудовской Аравией? Китай же, напротив, окружен тесным кольцом подозрительных, недружелюбных соседей, и сильно зависит от импорта природных ресурсов. Возможно, скоро Пекин будет в больше заинтересован в стабильности Саудовской Аравии, чем Вашингтон. Эти вопросы и формируют долгосрочный прогноз национальной безопасности США, которую придется обеспечивать Обаме или Ромни вскоре после ноябрьского голосования. Национальный совет по разведке США завершает свое очередное четырехлетнее упражнение в стратегическом гадании на кофейной гуще. Его отчет о Глобальных трендах должен предоставить новой администрации - республиканской или демократической - концепцию того, к чему может прийти мир в 2030 году.
Авторы отчета протестировали некоторые свои предварительные выводы на заседании в лондонском Чатем-хаусе, состоявшемся на прошлой неделе. Среди прочего, они подчеркнули, что растущая энергонезависмость США будет играть ключевую роль в формировании внешней политики страны. В ходе дискуссий стало ясно, что в результате постепенного распада послевоенного порядка, конкуренция между основными державами заходит на новый виток. В этой ситуации Штаты, вероятно, сохранят контроль в тех регионах, где у них есть интерес. Поддержание порядка в других частях мира станет заботой остальных.
Конечно, геополитика - тема тонкая и сложная. Вспышки агрессии по отношению к дипмиссиям США - лучшее тому подтверждение, доказывающее, что от Штатов потребуется больше вовлеченности во внешние дела, чем они предполагают. Как бы они не стремились сократить свое присутствие на Ближнем Востоке, альянс с Израилем и ядерная программа Ирана заставят их вернуться. Уже сейчас израильский лидер Бенджамин Нетаньяху вовсю пытается вынудить США развязать новую войну. Но если США откажется от роли гаранта международного порядка и станет селективной сверхдержавой, то эти функции придется выполнять их союзникам и потенциальным соперникам, а они не горят желанием брать на сея такую ответственность. Оборотной стороной усиления конкуренции будет рост нестабильности и неспокойности в мире. У концепции «Пакс Американа» есть недостатки, но, может статься, что ее критики окажутся в числе тех, кто будет сожалеть о ней, когда ее не станет.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу