Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Сегодня в США невероятно важный день! » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Сегодня в США невероятно важный день!

Сегодня Комитет по открытым рынкам (FOMC) Федеральной резервной системы США должен принять очередное решение о том, что делать с учетной ставкой. Почему же именно сегодня это решение так принципиально?
25 июня 2008
М.Хазин

Сегодня Комитет по открытым рынкам (FOMC) Федеральной резервной системы США должен принять очередное решение о том, что делать с учетной ставкой. Почему же именно сегодня это решение так принципиально?

Дело здесь в том, что именно к сегодняшнему дню стало понятно, что ждать больше никак невозможно и необходимо принимать какую-то стратегию выхода из кризиса. Стратегия эта может быть направлена в одном из двух направлений: либо стимулировать экономический рост, несмотря на инфляцию, либо на борьбу с инфляцией, наплевав на экономический рост. И решение ФОМКа, независимо от желания руководителей ФРС, Белого дома и Уолл-стрита, «выберет» один из этих двух сценариев. И ничего с этим поделать нельзя. Будет ли это решение «хорошим», это другой вопрос, впрочем, как будет показано ниже, совсем хороших решений уже просто не осталось. Но давайте подробнее.

Мы уже говорили о том, что в США высокая инфляция, которая «съедает» потребительский спрос, на 70% формирующий ВВП США. На прошлой неделе вышли очередные данные по промышленной инфляции (PPI) за май месяц, причем получились они достаточно приличные: чуть выше 7% к маю прошлого года. Но если посмотреть повнимательнее, то получается несколько иная картина. В частности, по неизвестным причинам в США для оценки PPI используются только конечные, отпускные цены, а промежуточные, в отличие от всего остального мира, они не используют. Но если их учесть, то 7 превращается в 12. А если вычесть и т. н. «гедонистические» индексы (еще один прикол американской статистики), то получается и вовсе почти 15. А если сделать совсем аккуратную «очистку», то, судя по всему, можно довести показатель и до 18% в год. Отметим, что последняя цифра безумно напоминает те 20-22%, о которых я писал в начале года, когда оценивал инфляционные последствия реструктуризации финансовой системы США, начатой в августе прошлого года.

А что дальше? Зарплаты в США не растут, а если и растут, то не выше официально потребительской инфляции, то есть не выше 4% в год. Если взять максимально благоприятную оценку, то получим где-то 10% падения совокупного спроса. И если его не компенсировать, то проблемы начнутся уже с американскими предприятиями, причем масштаб их будет превышать масштабы сокращающегося спроса. Поскольку в условиях резкого сокращения доходов они начнут переходить на дешевую китайскую продукцию, еще более сокращая потребление качественной, но дорогой продукции, произведенной в США. Американский автопром уже давно находится в состоянии фактического банкротства, то же самое скоро начнется и в других отраслях.

Ну а дальше известно что: предприятия выгоняют работников, те, естественно, сокращают свой спрос, а эти, в свою очередь, снова выгоняют... И так далее, и тому подобное. Что же делать? Поддерживать предприятия? Но это невозможно в условиях сокращающегося спроса. Значит, нужно, несмотря ни на что, стимулировать спрос? Но как? Кредиты никто потребителям выдавать не собирается: после ипотечного скандала условия кредитования очень ужесточились, я не удивлюсь, если даже на рефинансирование старых кредитов многие домохозяйства ничего получить не смогут. Да и многочисленные (уже сотни человек!) аресты банкиров, в том числе и очень крупных, за мошенничество в ипотечной сфере не способствуют желанию кредитных учреждений выдавать слабообеспеченные кредиты.

И вот вам картинка в день принятия решения… Можно ли поднимать ставку? Теоретически для борьбы с инфляцией это полезно. Но одновременно это означает усиление долговой нагрузки на избирателя – за три месяца до выборов… Ужесточение условий для работы финансовых институтов – в то время, как еще не все из них оправились от последствий предыдущих событий… Наконец, сокращение потребительского кредита – в условиях уже начавшейся депрессии… Очень не хочется.

Снижать ставку? Но это не очень-то облегчает положение домохозяйств (им дают кредит по рыночной ставке, которая сильно выше, чем учетная) и стимулирует инфляцию. Ну, разве что банки, получающие деньги напрямую в ФРС, почувствуют некоторое облегчение, но они как-то в формировании ВВП не очень участвуют.

Наконец, можно просто ничего не делать… Ждать, когда ситуация более или менее прояснится. В том смысле, что инфляция вырастет настолько, что не бороться с ней станет просто невозможно. Или ВВП упадет настолько, что станет ясно, что спрос нужно стимулировать любой ценой. Отметим, что этот, второй варифант мало вероятен, поскольку перед выборами ВВП максимально завышают, чтобы он ненароком не залез в отрицательную область. Тут есть и еще одно обстоятельство – именно небольшая рецессия стоила второго срока отцу нынешнего президента США. И вряд ли он это забыл.

Так что результат сегодняшнего мероприятия не просто важен, а принципиально важен. Если ставку не изменят, то это означает, что ФРС США умыла руки. То есть просто отказалась от своей роли стабилизатора финансовой системы страны (и мира, заметим). Что означает, в частности, что острая стадия кризиса не за горами, и констатацию того факта, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.