Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Сепаратизм, национализм и неофашизм – новые угрозы евро » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Сепаратизм, национализм и неофашизм – новые угрозы евро

На внеочередных выборах в Каталонии в конце ноября сепаратистская партия «Конвергенция и союз» (CiU) не смогла получить абсолютного большинства. Однако ее союзники из партии «Республиканские левые Каталонии» неожиданно удвоили свое представительство. Сейчас CiU и левые ведут переговоры, в которых последние вполне могут помочь сепаратистам. Референдум о выходе региона из состава Испании в этом случае вполне может состояться в начале следующего года. Для и без того подорванной экономики страны это может стать смертельным ударом.
6 декабря 2012
Но не стоит думать, что рост национализма и сепаратизма – исключительно испанский феномен. Отнюдь. Это универсальный ответ на кризис в охваченной рецессией Европе. Случай с Каталонией - это только начало. Брюссельскому Политбюро так и не удалось создать новую историческую общность людей – европейский народ. Эта химера оказалась столь же неустойчива, как и предыдущая – «советский» человек. Природа людей такова, что пока все идет хорошо, они еще готовы быть толерантными и уважительно относиться к соседям и мигрантам. Но когда кусок пирога начинает уменьшаться, сразу начинаются поиски виноватых. И их быстро находят.

Финансист Нассим Талеб писал в своем культовом «Черном лебеде» об «удивительно толерантном сообществе» в Ливане, где мирное сосуществование различных этнорелигиозных конфессий насчитывало 13 столетий. И вдруг разрушилось в одночасье. Европа не может похвастать даже сотней лет добрососедских отношений - вспомните две последние Мировые войны. Шовинизм, национализм и религиозная нетерпимость – вот что скрывается за тонким слоем толерантности, европейского единства и взаимоуважения. Как только деньги из Брюсселя заканчиваются, вся идея европейского единства рушится.

«Euro Macht Frei!» – именно такими лозунгами пестрел марш Независимости в этом и прошлом году в Варшаве. Еще плакат оттуда «Welcome to the Konzentrationslager EU!» Только начался не особо-то и болезненный кризис, как сразу коннотацией Евросоюза стал концентрационный лагерь. Да и зачем Польше теперь ЕС и еврозона, если денег от них больше, судя по всему, не будет? Скорее придется самим какую-нибудь Португалию с Грецией выручать. Случай, опять-таки не единичный. Ту же страничку истории припоминают Германии и в Италии, что еще более удивительно. Однако, тенденция.

В Греции национализм в сочетании с антигерманскими настроениями - чуть ли не основа современного политического дискурса. Фотомонтаж канцлера Меркель в мундире SS и с гитлеровскими усиками более распространен, чем ее нормальные фотографии. В порядке обыкновенной политической шизофрении популярность набирают местные фашисты – ультранационалистическая партия «Золотой рассвет». Греческие неонаци среди партийной литературы числят Mein Kampf, мечтают отчистить страну от инородцев, а идеальным общественно-политическим устройством считают национал-социализм. На прошедших выборах в парламенте партия получила почти 7% голосов (третья по популярности после «новых демократов» и левых радикалов). Символ этих новых греко-арийцев - стилизованная под меандр свастика, или наоборот – популярное граффити в греческих городах. Этой осенью я видел множество подобных рисунков на стенах домов во вполне благополучном Родосе (впрочем, иногда поверх этих граффити есть и антирасистские призывы, так что не все еще потеряно).

Подтягиваются ультранационалисты и в других уголках пошатнувшегося европейского Konzentrationslager. «Боже, благослови венгра!» – такими словами начинается вступившая в силу с 1 января 2012 года новая Конституция Венгрии. Другие народы, проживающие в Венгрии, например словаков или румынов, христианский Бог не благословляет. Глава правящей партии ФИДЕШ премьер-министр Виктор Орбан, впрочем, не особенно скрывает свой шовинизм. Не очень дружелюбен он и к Брюсселю: «Шайка бандитов, захватившая власть в Евросоюзе, занимается банальным порабощением всех, кого удается туда заманить! В Венгрии это поняли и пытаются спастись. Но международная финансовая мафия крепко держит венгров за горло», - заявил он в мае 2012-го.

Все более частые приветы поборникам евроинтеграции приходят и из экономического сердца ЕС - Германии. Еще летом правительство Баварии подало жалобу в конституционный суд Германии, надеясь на реформу системы трансфертов между 16 германскими землями. Баварский министр финансов Маркус Зодер посетовал на то, что не менее 15% всех налоговых поступлений Баварии идут на поддержку Берлина, Бремена, Саара, и других земель, входивших ранее в состав социалистической ГДР. Ну а премьер-министр баварского правительства Хорст Зихоффер заявил, что он просто защищает интересы баварских налогоплательщиков. «Мы за солидарность, но если одна земля платит больше половины, а двенадцать земель являются реципиентами помощи, то это несправедливо», - заявил премьер. Солидарность между немцами, по его мнению, дело хорошее, но и солидарность должна иметь пределы.

Во Франции национализм проявляется в протекционистских действиях – рекомендациях местным автопроизводителям закрывать избыточные предприятия не во Франции, а в других странах, пусть даже там они более прибыльны, например в Чехии. Ну и атакой на иностранный капитал. Совсем свежий пример – наезд на Arcelor-Mittal. После того как владеющий французским сталелитейным гигантом Arcelor индус Лакшми Миттал предупредил власти о закрытии убыточных печей во Флоранже, министр восстановления производства (Le ministre du redressement productif) Арно Монбур ничтоже сумняшеся заявил: «Мы больше не хотим Миттала у нас во Франции». Сначала гордые галлы вспомнят, кто является человеком из «третьего мира». Потом, в случае более чем вероятного ухудшения экономической ситуации, припомнят и про то, что не так уж давно воевали со своими основными партнерами по ЕС и еврозоне. Стоит только подождать.

Все эти разрозненные элементы мозаики – микрокосм всего европейского кризиса. Сейчас относительно бедные и слабые в экономическом смысле страны европериферии рассчитывают на создание фискального и бюджетного союза, в рамках которого были бы осуществимы прямые трансферты от богатых стран к ним. Но, если уж противоречия возникают даже в рамках самих государств, то стоит ли говорить о реалистичности планов по созданию бюджетного союза в рамках всех 17 стран еврозоны?

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/