Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Жизнь после IPO. Хроника собраний акционеров ВТБ и Сбербанка » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Жизнь после IPO. Хроника собраний акционеров ВТБ и Сбербанка

Непростой выдалась последняя неделя июня для флагманов российского банковского сектора – ВТБ и Сбербанка. Они проводили годовые собрания акционеров. В прошлом году оба успешно провели размещение акций, а на этот раз пришлось держать ответ за падение их котировок.
По-человечески понять миноритариев можно, многие вложили весьма значительные средства в акции банков, поддавшись рекламе. Они ожидали роста котировок, и думали лишь о том, как полученный доход материализовать. До эпохи квалифицированных частных инвесторов нам еще далеко.
30 июня 2008
Непростой выдалась последняя неделя июня для флагманов российского банковского сектора – ВТБ и Сбербанка. Они проводили годовые собрания акционеров. В прошлом году оба успешно провели размещение акций, а на этот раз пришлось держать ответ за падение их котировок.
По-человечески понять миноритариев можно, многие вложили весьма значительные средства в акции банков, поддавшись рекламе. Они ожидали роста котировок, и думали лишь о том, как полученный доход материализовать. До эпохи квалифицированных частных инвесторов нам еще далеко.
Собрания акционеров прошли друг за другом – 26 и 27 июня. Первым состоялось собрание ВТБ в Санкт-Петербурге, где зарегистрирован банк. Надо признать, что и менеджменту банка и ведущему собрания – первому заместителю председателя Банка России Алексею Улюкаеву - пришлось сдерживать натиск миноритариев, пожелавших высказать все, что наболело.
На следующий день А.Улюкаев, присутствуя на более спокойном собрании акционеров Сбербанка, сказал, что разница между собраниями, по сути, объясняется тремя факторами. Во-первых, падение акций ВТБ было более значительным /38 проц/, чем у Сбербанка /14 проц/. Во-вторых, ВТБ проводил первое собрание после размещения, и оно проходит на фоне мирового финансового кризиса. В-третьих, у банков разный "качественный" состав акционеров. В акции Сбербанка вложилось гораздо меньше граждан, так как цена размещения была 89 тыс руб на 1 акцию, в то время как для инвестирования в акции ВТБ достаточно было и 30 тыс руб. Кроме того, если ВТБ проводил IPO, то акции Сбербанка уже торговались на бирже.
ВТБ: Hyde Park Corner
Надо сказать, что, естественно, и менеджмент банка и акционеры были готовы к тому, что диалог будет непростым. Собственно, таким он и был, хотя впоследствии президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин на пресс-конференции охарактеризовал прошедшее собрание как конструктивное. Дело в том, что часть негативных эмоций была выплеснута ранее, когда банк провел встречу с миноритарными акционерами. Встреча прошла за месяц до собрания, и вопросы на нем поднимались те же самые.
В основном, естественно, всех миноритарных акционеров волновал вопрос: чем объяснить столь значительное падение акций по сравнению с ценой размещения. Цена размещения составляла 13,6 коп за акцию номиналом 1 коп. На сегодняшний день акции ВТБ упали почти на 40 проц к цене размещения, или как выразился один из акционеров – "ниже плинтуса".
Отвечая акционерам, глава банка Андрей Костин заявил, что однозначно связывает снижение капитализации банка с мировым финансовым кризисом, который он охарактеризовал как сильнейший, начиная со Второй мировой войны. В частности, А.Костин заявил, что "я говорил, говорю и буду говорить, что банк развивается успешно…. Цена же определяется рынком и сильнейшим кризисом, который еще не закончился…. Мы-инвесторы, и мы приняли риск этих вложений и уверены, что вложения будут приносить прибыли и, если не сегодня, то в любом случае цена пойдет вперед". Он также заявил, что менеджеры банка не считают себя виноватыми, и призвал тех, кто пришел сюда искать виноватых, не делать этого. Но реакция зала была обратной. На голову руководителей банка посыпались обвинения в некомпетентности, которая среди прочего объяснялась отсутствием необходимого профильного образования у членов правления, что, кстати, не соответствует действительности. "Я встречался с президентом Д.Медведевым и с премьером В.Путиным, никаких упреков от них я не слышал", - парировал глава ВТБ.
"Эффективность управления и цена акций – это разные вещи", - пытался урезонить разбушевавшихся миноритариев А.Костин. Цена формируется под воздействием мирового финансового рынка, терпеливо объяснял он. Однако в ответ все равно в очередной раз услышал обвинение в неумении управлять. Один из наиболее активных акционеров предложил руководству ВТБ добровольно уйти в отставку.
Несмотря на неоднократные призывы ведущего собрания задавать вопросы по существу и выступать в соответствии с регламентом и по обсуждаемому вопросу повестки, практически каждый следующий акционер все равно возвращался к вопросу падения котировок и суммы лично ему причитающихся дивидендов. И в какой-то момент стало ясно, что останавливать их бессмысленно, так как акционеры не упустят шанс высказать все руководству банка в лицо. В каком-то смысле собрание ВТБ стало напоминать знаменитый английский Hyde Park Corner, где каждый может свободно высказаться.
Лейтмотивом большинства выступлений стало требование "забрать банку свои акции обратно". Те, кто не силен в финансах, говорили об этом напрямую, другие делали предложения: выпустить конвертируемые бумаги, перевести акции в депозиты под 10 проц годовых. На мой взгляд, наиболее рациональным было предложение начать принимать акции ВТБ в залог его дочернему банку ВТБ 24. Один их топ-менеджеров ВТБ 24 подтвердил позже ПРАЙМ-ТАСС, что такая возможность действительно рассматривается.
Главное – ввязаться в борьбу
В общем-то, миноритарные акционеры, пришедшие на собрание ВТБ, знали, что принятие решения по всем вопросам повестки зависит от главного акционера – государства. Но проявить себя все равно почитали нужным. "Давайте встанем и уйдем и не проголосуем", - призывала дама пенсионного возраста. "Давайте просто встанем и будем стоять", - предлагала ее знакомая. Поводов для возмущения набралось предостаточно. Это помимо падения котировок акций были и низкие дивиденды, и выплаты независимым членам наблюдательного совета. Да и сам принцип формирования совета - 11 кандидатов на 11 мест - был подвергнут критике. "Это не стабильность, это застой", - заявил один акционер.
"Наверное, вы не любите свою родину, раз так мало платите акционерам, а ведь это, в основном пожилые люди", - сетовала одна из участниц собрания. "Зачем нам эти дивиденды? Мы даже готовы от них отказаться, если вы направите эти средства на благотворительности", - заверяла владелица акций. Он сказала, что под благотворительностью понимает, например, отправку этих средств на ТСЖ /товарищество собственников жилья/, чтобы их владельцы "жили в просторных, светлых и чистых домах" Призыв "поиграть в благотворительность" нашел понимание не у всех акционеров. Часть выступила за лишение двух независимых директоров их годового вознаграждения в 150 тыс долл каждому и этими средствами, а также нераспределенной прибылью, пополнить дивиденды. "Вознаграждение – это дань уважения профи… такова мировая практика", - слова А.Костина не возымели действия. Сообщение, что большая часть директоров работает в совете бесплатно, ничего не изменило.
Отвечая на очередной вопрос о низких дивидендах, финансовый директор банка Николай Цехомский привел справку, согласно которой по итогам 2007 г крупнейшие российские компании направляют на дивиденды меньший объем чистой прибыли, чем ВТБ, который на эти цели планирует направить 50,12 проц чистой прибыли. Так, по словам Н.Цехомского, "Норильский никель" направит 31 проц, "ВымпелКом" - больше 22 проц, "Газпром" - 16,7 проц, "ЛУКОЙЛ" - 12,9 проц, Сбербанк России - 10 проц, "Роснефть" - 4,1 проц.
Сбербанк: трибуна гласности
В отличии от страстей, обуревавших акционеров ВТБ, владельцы акций Сбербанка вели себя несравнимо спокойнее. Они, конечно же, поинтересовались, когда же возобновится рост котировок, но это было сделано, скорее, как дань моменту. На самом деле, выступавшие на собрании использовали трибуну для рассказа о своих личных бедах, пожеланиях и предложениях. Один из акционеров так напрямую и пожаловался, что нет на собрании Аркадия Дворковича и Эльвиры Набиуллиной. Дескать, накопилось к обоим много вопросов.
Директор международного института кибернетики Михаил Игнатьев сказал: "наш Сбербанк работал хорошо, но мог бы и получше". Для реализации этого тезиса в жизнь он предложил использовать потенциал российских ученых в деле оценки мировых рисков, начиная от финансовых и заканчивая рисками глобального потепления. "В мире нарастает кризис, и тут привлечены 2 иностранные компании для разработки стратегии", - сказал он с недоумением. Сбербанк действительно привлек двух западных консультантов для разработки стратегии банка до 2014 года. Ученому было обидно за создателей отечественных систем экономико-математического моделирования.
Предприниматель из Кисловодска Игорь Уваров рассказал о своем опыте борьбы с со страховой компанией ВСК, отказавшейся платить по 2 договорам, по одному из которых выгодоприобретателем выступал Сбербанк. "Мы больше года пытаемся получить средства с ВСК… они еще на прошлом собрании акционеров обещали выполнить свои обязательства и до сих пор не выполнили", - жаловался бизнесмен, прошедший не через одно судебное заседание по своему делу.
Наиболее эмоциональное выступление было у Дмитрия Удалова, предложившего платить дивиденды не из чистой прибыли, а от капитализации банка. Механизм реализации своего предложения он не привел.
Росту котировок быть
Менеджерам обоих банков не раз пришлось отвечать на вопрос, когда же начнется рост котировок акций?
Профессиональные игроки на рынке ценных бумаг знают, что ответ на такой вопрос получить нельзя. Во-первых, его просто нет, а во-вторых, любой временной и ценовой прогноз подразумевает взятие менеджерами на себя неких обязательств, например, поддерживать котировки через выкуп акций непосредственно на баланс банка или третьими лицами. Очевидно, что ни ВТБ, ни Сбербанк на это не пойдут.
"Я не пророк… очень вероятно, что за ближайшие 3-5 лет котировки акций увеличатся в несколько раз, а доходность вложений будет выше, чем по депозитам", - предположил глава ВТБ. "Мы привязаны к макроэкономике, как только она стабилизируется, возобновится рост котировок", - констатировал на следующий день Г.Греф. Он уверен в том, что акции Сбербанка будут стоить не только 110 руб при номинале в 3 руб, но и "значительно выше". "Наша динамика /котировки акций – прим. ПРАЙМ-ТАСС/ лучше, чем у других банков, как в России, так и за рубежом", - сообщил глава Сбербанка. В этот момент акционерам была продемонстрирована таблица, из которой следовало, что падение цена акций банка на 22,6 проц с начала года наименьшее, так как котировки 20-ти крупнейших банков мира упали на 33 проц, а ВТБ – на 41,2 проц.
Диалог на пользу
Менеджмент обоих банков страстно призывал миноритарных акционеров к конструктивному диалогу.
Сбербанк даже планирует создать специальный орган по работе с миноритарными акционерами, заявил президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф. По его словам, этот орган будет создан при наблюдательном совете банка с тем, чтобы "доносить стратегию на ближайшие годы до миноритарных акционеров и получать от них мнения о том, как надо скорректировать курс банка".
Как заявил глава Сбербанка, надо ликвидировать разрыв между руководством банка и миноритариями. "Мы не по разные стороны баррикад, мы в одной лодке", - сказал он. Г.Греф указал на то, что банк не вправе игнорировать своих акционеров, особенно миноритарных, "а структуры, которые так поступают, не бывают успешными, особенно если миноритарные акционеры еще и являются клиентами банка". "Я вам не обещаю чудесных превращений сразу, но мы будем двигаться в этом направлении", - сказал глава Сбербанка, добавив, что в течение года будет сформирована программа лояльности банка своим акционерам. "Мы хотим создать мощный авторитетный орган по работе с миноритарными акционерами", - заключил Г.Греф.
ВТБ пошел еще дальше: он будет проводить регулярные встречи с миноритарными акционерами, с тем, чтобы диалог шел постоянно, а не только на собраниях акционеров. Вторая встреча уже назначена – она пройдет в Москве в октябре этого года.
Представители государства и менеджмента ВТБ согласны с тем, что в наблюдательном совете банка необходим представитель миноритарных акционеров. По закону своего представителя могут выдвинуть акционеры, аккумулировавшие не менее 2 проц акций общества. А.Костин выразил надежду на то, что в уже следующем составе совета появится представитель миноритариев.
Глава ВТБ также призвал миноритариев конструктивно подходить к общению с банком, и в частности, сформировать специальный комитет, который мог бы также транслировать менеджменту позицию миноритарных акционеров.