Добрый день. Минувшая неделя получилась весьма бурной на всех фронтах. Из политических событий все не без юмора отметили комментарии пресс-секретаря Пентагона Джеффа Моррелла, меланхолично заметившего, что недовольство России по поводу размещения Штатами баз ПРО в Европе скорее всего будет нервировать европейцев – на редкость содержательная ремарка. В остальном всё внимание было направлено на Иран – он в среду провёл испытания ракет Шахаб-3, способных достичь Израиля; впрочем, к пятнице военные эксперты мировых агентств, изучив фотографии и отчёты, восприняли это испытание весьма скептически – более того, France Presse ясно дало понять, что официальное фото, переданное персами СМИ, скорее всего является лишь фальшивкой. Тем не менее, Израиль весьма возбудился, а его премьер Ольмерт даже совершил тайный визит на крупнейший ядерный объект страны – местные СМИ в один голос отмечают, что настроения в верхах там весьма решительные.
Вишнёвый сад в Японии
Этого совершенно нельзя сказать про лидеров Восьмёрки, прозаседавшихся в первые три дня прошлой недели в Японии – крупнейшие мировые масс-медиа единодушно отмечают слабость и растерянность собравшейся там элиты: по сути дела всё мероприятие свелось к проклятиям по адресу непонятно кого и к пожелательным благоглупостям – ни одной по-настоящему серьёзной меры борьбы с наступающими трудностями не было предложено. Daily Telegraph с немалым сарказмом описывала тяжкое житьё сильных мира сего – они сразу же обратились к планете, с патетическим красноречием призывая людей урезать «ненужный спрос» на пищу: особенно усердствовал британский премьер Гордон Браун, сетовавший на англичан, которые-де слишком уж много жрут – после чего президенты и премьеры, весьма огорчённые таким нечувствием быдла к их высоким помыслам, отправились на ланч из 6 блюд, за которым последовал обед из 8 блюд; всего же новоявленные сторонники рационального питания отведали за день по 24 блюда каждый – но ведь это ж мелочь, верно?
Атмосфера саммита временами напоминала не то детский сад, не то заседания Политбюро ЦК КПСС эпохи поздней геронтократии – чего стоят жалобы высокой публики на предмет того, что, мол, они все за сильный доллар, но тот однако ж почему-то не растёт, протиивный! Этот высокий полёт мысли прервал раздражённый президент Всемирного Банка Роберт Цёллик, отметивший, что болтовня о мощном баксе имеет нулевую ценность, а единственный реальный способ воздействия на рынок – это повышение ставки в США; мировые лидеры после подобной серой прозы сильно напоминали чеховских героев, которых пугал низкий прагматизм Ермолая Алексеевича Лопахина – «Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишнёвый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..» Только вот думать тут некому – а в этом случае, как известно, со временем «наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву»…
Как и следовало ожидать, после столь блистательной демонстрации коллективной импотенции доллар бодро поскакал отнюдь не вверх – евро снова вернулось под 1.60, сопровождаемое проклятиями европейцев. Хотя и тут всё дело свелось к сюрреализму – чего стоит только замечание главы Renault Карлоса Гозна, что, мол, ему хочется видеть курс евро «так низко, как это только вообще возможно»: интересно, как бы он запел, если бы это действительно произошло – и, как следствие, цены в ЕС взмыли бы в небеса, подрывая спрос на машины? А ведь это происходит и так – нефть, хотя и совершила нырок к 135 долларам за баррель, затем устроила ещё один мощный рывок и прорвалась к новой вершине около 147. Урезание нефтедобычи в Ливии, забастовка на нефтяных платформах в Бразилии, угрозы повстанцев в Нигерии и, конечно, напряжённость вокруг Ирана – всё это создаёт устойчиво негативный фон на топливном рынке. Ещё хуже настроение на фондовых рынках – и тут даже массивный выкуп государственными и окологосударственными структурами акций не помог хоть сколько-нибудь надолго изменить настроение: например, индекс Доу-Джонса пал ниже 11000 пунктов.
Экономическая атмосфера продолжает быстро ухудшаться. По оценке ОЭСР, опережающие индикаторы в мае продолжили снижаться, так что они показывают падение на 4.6% в целом по странам этой организации – в том числе на 4.9% в США и Японии, на 4.3% в зоне евро и на 3.8% в Великобритании. Официальные данные подтверждают такое мнение – равномерно по всему миру. В Новой Зеландии деловые настроения показали во втором квартале 33-летний минимум; цены на жильё в июне упали на 2.2% против того же месяца прошлого года, а объём продаж отметил годовое снижение на 42.4% - худшая динамика за все 16 лет наблюдений. Столь же давний минимум показали и потребительские настроения в Австралии в июле, а кредиты на приобретение недвижимости в мае снизились там на 7.9% в годовом измерении – впрочем, был и светлый момент: в июне занятость выросла втрое сильнее прогнозов. Показательным вышло выступление министра финансов Линдсея Тэннера – он едва ли не дословно повторил фразы российского президента Медведева против экономического национализма: лишний раз показав, что сильные мира сего уже однозначно привязались друг к другу, напрочь отвязавшись от собственных народов – думается, подобный олигархически-мегаполисный Карфаген и должен быть разрушен, и разрушен будет.
В Азии свои заморочки. Корейский вон в последнее время падал даже по отношению к доллару – тем самым лишь усугубляя инфляционное давление; в конце концов властям это надоело – и они стали проводить весьма массированные интервенции: по слухам, потрачено на них уже больше 5 млрд. долларов – и курс удалось-таки отогнать от экстремумов. В Индии в мае промышленное производство показало годовой рост на 3.8% - не только вдвое хуже прогнозов, но и 6-летний минимум; бегство иностранных инвесторов, инфляция около 12% в год и растущий дефицит платёжного баланса заставили агентство Standard & Poor’s пригрозить вскоре отобрать у этой гигантской страны инвестиционный кредитный рейтинг. Что до Китая, то ему Daily Telegraph посвятила целую передовицу – в ней говорилось, что эпоха экспортного процветания стремительно близится к концу: за последние пару лет стоимость морской доставки стандартного 40-футового контейнера из Шанхая в Роттердам утроилась – что сделало китайские товары уже не столь дешёвыми, как прежде; к тому же спрос на товары из Поднебесной со стороны США, Канады, Великобритании, Испании, Италии и Франции весьма активно снижается в последнее время – стало быть, вскоре мировому экономическому лидеру придётся что-то делать, приспосабливаясь к новой реальности. Похожая картина и в Японии – там профицит текущего счёта платёжного баланса плавно снижается, хотя пока это не очень страшно; тем более, что заметное оживление случилось в инвестиционном секторе – заказы промышленных предприятий выросли в мае на 5.1% против мая 2007 года. Однако инфляция и тут растёт не по дням, а по часам: в июне отпускные цены производителей взлетели на 5.6% по сравнению с тем же месяцем год назад – это максимум с февраля 1981 года.
.png)
Источник: NetDania
У европейцев всё по-прежнему – инфляция и резкий спад экономической активности. Банк России поднял свою базовую ставку до 11% - это уже четвёртое такое повышение с февраля; плюс к тому же в конце мая ещё и была увеличена норма резервирования для коммерческих банков. Оптовые цены в Германии в начале лета показали годовой рост на 8.9% - это максимум с января 1982 года. Промышленное производство в Италии в мае упало на 1.4% лишь за месяц – но даже эта динамика была едва ли не вдвое перебита Францией, где она составила –2.6%, и Германией (-2.4%); аналитики ожидают увидеть в целом по зоне евро падёж на 2.0-2.5% (показатель выходит на предстоящей неделе), чего не было с 1989 года. При этом дорогие нефть и евро грозят заодно подорвать экспортный сектор ЕС – во всяком случае, в мае торговый баланс заметно ухудшился как в Германии, так и во Франции. Рост ВВП зоны евро в первом квартале был пересмотрен слегка вниз – но самое главное то, что, глядя на текущие экономические показатели, эксперты уже единодушно предрекают падение ВВП во втором квартале и почти нулевой рост во второй половине года; особенно драматический разворот в динамике ожидается в Германии. Неудивительно в таких условиях слышать о корпоративных трудностях – по рынку бродят упорные слухи о проблемах некоего французского банка (убыток около 5 млрд. долларов); ещё сложнее, однако, картина в Швейцарии, где власти собираются принять более жёсткие условия достаточности собственного капитала банков – по оценкам экспертов, это сразу создаст в балансах дыры в размере 40 млрд. швейцарских франков для UBS и 30 млрд. для Credit Suisse.
Арабы скупают Нью-Йорк
Ещё одним ударом по Европе стал отказ Пентагона от недавно заключённого им же контракта с концерном Airbus – под давлением политиков военные отозвали подряд на 18 млрд. долларов, что может спровоцировать увольнение 25 тыс. человек, из которых 11 тыс. в Великобритании, а остальные – в Германии, Франции и в самих США; теперь, похоже жирный кусок достанется Боингу. Англичанам только этого и не хватало – и так удары сыплются один за другим. Промышленное производство в мае упало на 0.8% к апрелю – если учесть, что в апреле было 0.0%, а в марте –0.5%, то выглядит это на редкость весело. Потребительские настроения в июне по версии Nationwide показали исторический минимум – причём 53% опрошенных уверены, что через полгода ситуация будет ещё хуже. По данным HBOS, цены на жильё упали в июне на 2.0% к маю и на 6.1% к июню 2007 года – худший показатель за последние 15 лет. Банк Англии впал в ступор, не в силах разобраться, что ему делать в условиях экономической рецессии и растущей инфляции – он оставил ставки на прежнем уровне, а аналитики ждут того же и от следующих заседаний (впрочем, появляются уже и прогнозы снижения ставок). Вдобавок ко всему прочему лейбористы, кажется, собираются поднять бунт на корабле против своего нынешнего лидера Гордона Брауна – последней каплей стало его волевое решение выставить на довыборах в Восточном Глазго пятого по рейтингу кандидата своей партии: парламентарии от трудовиков предупредили премьера, что если из-за его волюнтаризма они проиграют уже и в оплоте своей партии, то Брауну крышка – судный день назначен на 24 июля.
В Америке без перемен. Канадский трудовой рынок поплыл вниз вслед за американским. Штатовский рынок недвижимости падает дальше – по данным Национальной ассоциации риэлторов, в мае объём незавершённых продаж жилья показал снижение на 14.0% против того же периода прошлого года. Майский дефицит баланса внешней торговли слегка припал – однако причиной тому стал падёж покупок импортных потребительских товаров и нефтепродуктов: частный спрос в США надорвался. Июньские цены на импортные товары были на 20.5% выше, чем год назад – максимальный годовой прирост с сентября 1982 года; если отдельно сравнить цены на продовольствие, то тут и вовсе достигнут рекорд за всю историю наблюдений с сентября 1977 года – годовое приращение составило 15.8%. Согласно исследованию RealtyTrac, число процессов лишения права выкупа закладной в июне несколько стабилизировалось на уровне в 1.5 раза выше прошлогоднего – только за первый месяц лета банки отобрали у несостоятельных покупателей больше 71 тыс. жилых домов; лидируют, как всегда, штаты Калифорния, Флорида, Невада (Лас-Вегас) и Мичиган (Детройт). Мичиганский университет сообщил, что в начале июля индикатор потребительских настроений не стал падать ещё глубже – однако его компонент инфляционных ожиданий показал 27-летний максимум.
На корпоративных фронтах интерес вызвало начало сезона отчётов за второй квартал сего года. Первые такие события вышли пресными – и Alcoa, и General Electric в целом примерно оправдали ожидания аналитиков: стоит отметить, что в обоих случаях эти ожидания сводились к умеренному падению прибыли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На следующей неделе процесс обещает пойти гораздо веселее – в том числе и из-за того, что отчитаться должны крупнейшие банки, а также технологические монстры. Однако и то, что было на минувшей неделе, не оставило равнодушным публику – например, всё та же General Electric заявила о намерении выделить из состава конгломерата в отдельную компанию своё старейшее подразделение по производству средств освещения (лампочек) и всяких бытовых устройств (прежде всего, посудомоечных машин и сушилок для одежды): в условиях жёсткого диктата торговых сетей (там классическая олигополия, при которой 5 крупнейших фирм контролируют фактически весь оборот) основанный ещё в 1879 году бизнес стал малоприбыльным – и концерн решил его выделить, дабы не раздражать акционеров недостаточными показателями отдачи на капитал по компании в целом. Стоит напомнить, что ещё один такой «отстающий» бизнес (пластмассовый) General Electric уже сбыла с рук богатеньким саудитам в прошлом году; кроме того, промышленный конгломерат хочет избавиться ещё и от финансовых подразделений – скажем, розничный финансовый блок в Японии он прямо сейчас продаёт местному Shinsei Bank за без малого 4 млрд. долларов. Ровно тем же, кстати, занята нынче и Citigroup – только в Германии: все розничные банковские операции в этой стране (340 отделений, 3.3 млн. клиентов) проданы французскому банку Credit Mutuel, умудрившемуся в последний момент перебить предложение Deutsche Bank – цена сделки составляет 7.7 млрд. долларов.
Но, безусловно, главными звёздами недели стали полугосударственные ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac – их акции валились на 10-30% каждый день. Началось всё с отчётов аналитиков, из которых ясно следовало, что если новые требования к собственному капиталу будут приняты, то этим агентствам будет не хватать около 75-77 млрд. долларов. Власти успокоили рынки, заверив, что новые правила не будут касаться означенных компаний – но это помогло ненадолго: глава ФРБ Сан-Франциско Джаннет Йеллен простодушно сообщила, что кризис на рынке недвижимости может усугубиться – и всё повалилось снова. Ещё веселее дело пошло, когда президент ФРБ Сент-Луиса Уильям Пул назвал эти агентства «по сути банкротами», а эксперты посчитали, что стоимость чистых активов Freddie Mac составляет минус 5 млрд. долларов. Крах таких титанов (они держат ипотечных бумаг или гарантий на них на сумму около 6 трлн. долларов) способен убить всё – так что никто не удивился статье в New York Times, предрекавшей их национализацию; но в пятницу секретарь Казначейства Полсон опроверг эти сведения – предпочтя помощь компаниям в их нынешнем виде. Учитывая общий обвал финансового сектора (особенно Citigroup, Merrill Lynch и Wachovia), понятно, почему агентства рухнули почти до нуля. А ведь в них лежит как минимум 100 млрд. долларов российских резервов…
.png)
Источник: Quote.com
Весьма шокировала публику утечка информации из закрытого доклада второго по величине в мире хеджевого фонда Bridgewater Associates, которую привела газета Sonntags Zeitung: из неё выходит, что прогноз лоссов банковского сектора пересмотрен резко в сторону ухудшения – до 1.6 трлн. долларов. Всем стало ясно, что началась вторая мощная волна кризиса – и что нужно придумывать что-то новое, дабы с ней бороться и сразу не сорваться в пропасть. Первым ответом стал пакт между ФРС и Комиссией по ценным бумагам и биржам США – эти две организации договорились проводить совместные расследования и информировать друг друга о расследованиях сепаратных. Скептики, однако, вспомнили известный анекдот о переставлении кроватей в борделе – и стали ждать чего-то большего. Таковое явилось в виде обещаний главы ФРС Бена Бернанке не только продлить срок действия текущих программ прямого кредитования банков и инвестбанков, но и даже заметно расширить круг допущенных к ним; кроме того, Фед назначил на ближайшую неделю обнародование новых правил функционирования кредитных учреждений – которые почти начисто обнулят сектор займов для людей с пониженной кредитной надёжностью (subprime), а кроме того ещё и сведут к минимуму возможности банков по введению клиентов в заблуждение насчёт подлинных условий предоставляемых ими услуг. Вообще Бернанке был на редкость активен и попросил себе дополнительных полномочий по регулированию рынков – все ждут теперь его полугодового отчёта перед Конгрессом в ближайшие вторник и среду. Пока же он сделал ряд примечательных замечаний – например, защищая своё решение относительно Bear Stearns, он добавил, что «не хотел бы повторить что-то подобное»; и вообще Бернанке на пару с Полсоном дал понять, что они желали бы не избежать разорения неудачников, но лишь создать условия, при которых такого рода разорения (даже очень крупных компаний и банков!) не порождали бы эффект домино по всей финансовой системе – это скорее всего значит, что нас ждут массовые банкротства. Ну а пока американские корпорации сжимаются под натиском кризиса и богатых иностранцев – на прошлой неделе Prudential Financial продала один из символов нью-йоркского даунтауна, башню Chrysler Building, инвестиционному фонду Абу-Даби; можно вспомнить, что только в мае другой такой же символ, башня General Motors Building, тоже сменила владельца, причём за покупателем стоял инвестиционный фонд Дубая – однако, тенденция…
.jpg)
Хорошей вам недели.
Динамика цен за прошедшую неделю
.png)
https://iticapital.ru/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
