
1. Тенденция дезинфляции, захватившая лето и начало осени, в октябре взяла паузу. Снизившаяся за 4 месяца на 1.4 пункта, и уже, казалось бы, гарантированно попадавшая по итогам года в целевой диапазон между 5 и 6 процентами, причем - ближе к 5, в октябре инфляция в формате «за год» ускорилась до 6.3%. За этим, на первый взгляд несущественным, ускорением, стояло довольно резвое повышение цен на продовольствие. Инфляция в этом секторе потребительских благ, по-видимому, вернулась в октябре к 2-значному уровню по показателю «месяц к месяцу с сезонной очисткой».
Этот рост цен сложился из большего, чем вытекает из обычной сезонности, удорожания овощей, а также, что довольно неприятно в социальном плане – на животноводческую продукцию, занимающую существенную долю в рационе питания не самых обеспеченных категорий населения. Яйца подорожали на 18,2% (притом, что за предыдущие 2 месяца цены на них уже выросли почти на столько же), молочные продукты на 2.1%, сливочное масло – на 2.7%.
Из-за осенних проливных дождей, сельскохозяйственный год в целом оказался не столь благоприятным, как от него ожидали. Пострадал урожай овощей, и цены на корма остаются повышенными, отставая от снижения цен на пшеницу, и способствуя удорожанию молочных продуктов и яиц. В целом можно ожидать, что всплеск продовольственной инфляции все же останется «краткосрочным выбросом» и даже с учетом неблагоприятного воздействия погоды инфляция за 2013 уложится в целевой диапазон и даже впервые в истории РФ опустится ниже 6%.
2. Принимая сегодня решение сохранить ключевую ставку на уровне 5.5%, ЦБ отметил, что на это решение не повлияло ускорение инфляции в октябре, как вызванное немонетарными краткосрочными факторами. На продолжение политики дезинфляции регулятора «благословляет» сохраняющийся, несмотря на замедление экономического роста, невысокий уровень безработицы, незначительный «разрыв выпуска», достаточно условно и ненадежно оцениваемый с помощью эконометрических моделей и сохраняющееся, по оценке, регулятора, отсутствие устойчивого и необратимого снижения инфляционных ожиданий (правда, чем они это меряют, не вполне ясно, ведь такого инструмента, как защищенные от инфляции облигации, как в США, у нас пока нет).
В целом надо признать, что политика «реального ужесточения» денежно-кредитных условий, проводимая ЦБ (когда реальные ставки растут при сохранении номинальных или снижения их по малоупотребительным операциям) является достаточно весомым фактором циклического торможения экономики. «Реальные» ставки по корпоративным кредитам превышают многолетние максимумы, а ставка денежного рынка вообще находится на историческом максимуме, исключая острую фазу последнего кризиса.
Правда, это торможение можно признать и вполне оправданной ценой за избавление от инфляции. Учитывая происходящие демографические изменения, Россия может обходиться без экономического роста некоторое время, при этом благосостояние всех групп населения продолжит расти. И зарплата, и пенсия продолжат увеличиваться, но поскольку пенсионер в среднем в 2.5-2.7 раза беднее работающего, это увеличение может происходить и без увеличения среднего реального дохода. Создания дополнительных рабочих мест также не требуется - рабсила и занятость у нас сокращаются. Вопрос состоит в том, на какой период растянется дезинфляционная политика?
Учитывая подход Банка России в прошлом, повышение продовольственной инфляции снимает вопрос о снижении ставок с повестки дня на неопределенное время, особенно учитывая завершение бюджетного года и выброс массы избыточной ликвидности на денежный и валютный рынки, влияние которого будет ощущаться до конца 1-ого квартала.
В то же время, это повышение цен создает условия и базу для снижения инфляции в 2014 ниже 4%. Это кажется особенно вероятным с учетом того, что действующая методика оценки базовой инфляции не вполне очищает ее от событийных факторов, и реально дезинфляция уже идет значительно быстрее, чем это можно заключить по официальным данным. Поэтому самое позднее со второй половины будущего года можно ожидать смягчения политики ЦБ. При этом, оно, вероятно будет направлено не столько на снижение ключевой ставки, сколько на выравнивание «рельефа» ставок – сокращение разрыва между ставками денежного рынка и для конечных заемщиков, для чего от ЦБ потребуется облегчение условий доступа на долгосрочные аукционы под залог нерыночных активов.
Источник: слева - расчет по данным ЦБ РФ, ставки дефлированы по уровню базовой инфляции YoY в методике VTB Capital(без цен продовольствия, бензина, сигарет и регулируемых тарифов); справа - по данным Росстата, VTB Capital и ЦБ РФ (целевой диапазон инфляции) * Исключает изменения цен и тарифов, подверженных административному, а также сильному сезонному влиянию ** Без цен продовольствия, бензина, сигарет и регулируемых тарифов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба

