14 ноября 2013

Г-н Ульген, добрый день! Мой первый вопрос касается ваших прогнозов относительно перспектив развития Европейского региона и развивающихся рынков.
Текущий 2013 год является очень интересным годом: многие развивающиеся рынки оказались под давлением. Инвесторы с интересом отнеслись к рынкам, на которых возникли макроэкономические трудности с большим дефицитом текущего счета или с недостаточной премией за риск. В мою зону ответственности входят Турция, ЮАР и Украина – к этим регионам мы видели интерес со стороны инвесторов. По сравнению с этими странами регион ЦВЕ выглядит лучше, поскольку у этих стран ниже дефицит текущего счета и постепенно они выходят к профициту.
Кроме того, инфляция в этих странах находится под контролем – практически во всех странах этот показатель ниже целевого, а государственные финансы в большинстве своем находится под контролем. Регион ЦВЕ находится в лучшей форме, для того чтобы выдержать давление, существующее в мировой экономике, вроде подготовки к сворачиванию количественного смягчения, ужесточения условий предоставления ликвидности. И лучшая сбалансированность экономики ЦВЕ обеспечивает региону лучшее состояние. Кроме того, регион получает преимущества за счет постепенного восстановления еврозоны: поставки из региона в значительной степени направляются в Западную Европу и в Германию.
В регионе ЦВЕ есть небольшие открытые экономики, которые экспортируют товары в еврозону, и в большей степени в Германию. Если взять Польшу, Чехию, Румынию, то одна четвертая часть их экспорта оседает в Германии. Хорошее состояние экономики Германии помогает этим странам за счет улучшения спроса из-за рубежа на их товары. В октябре мы опубликовали доклад. В нем мы написали, что регион ЦВЕ, который в прошлом переживал трудности, сейчас выглядит гораздо лучше, отличается улучшенной сбалансированностью макроэкономической ситуации и выигрывает от восстановления экономики еврозоны.
А как восстановление региона ЦВЕ и Европы в целом отразится на соседях региона, например на России?
Это хороший вопрос. Хотя эти страны во многом зависят от еврозоны, у них стабильные торговые отношения с Россией. Например, если говорить о Польше и Чехии, то они сильно увеличили товарооборот с Россией и странами СНГ. Они и раньше торговали с Россией, но из-за кризиса в еврозоне им пришлось укрепить торговые связи с Россией и странами СНГ. Конечно, улучшение ситуации в этом регионе положительно отразится на России.
Ключевыми торговыми партнерами России являются страны Азии, например Китай. Также большое значение имеет Западная Европа. Так что страны Восточной Европы не могут кардинально изменить ситуацию, но в определенной степени они помогут России при помощи торговых отношений и поддержки цен на сырьевые товары. Если мы увидим постепенное восстановление Западной Европы, улучшение ситуации в США и нормализацию ситуации в Китае, то это окажет поддержку ценам на сырьевые товары. Недавно рост цен на нефть замедлился, но если в следующем году темпы роста мировой экономики хотя бы немного ускорятся, то это поддержит цены на сырьевые товары, и это положительно повлияет на экономику России.
Давайте подробнее остановимся на этом вопросе. Не могли бы вы привести какие-то конкретные цифры для России?
Как вы знаете, темпы экономического роста России сильно взаимосвязаны с изменениями цен на нефть. Сейчас на доходы от нефтяного сектора приходится примерно 50% доходов бюджета России. Примерно 60% экспортных доходов России связаны с доходами от углеводородов – нефти и газа. Так что цены на нефть остаются важным показателем для экономики России: высокие цены на нефть означают поддержку российской экономики.
Мы ожидаем, что темпы роста российской экономики в следующем году будут немного быстрее, чем в текущем. Мы прогнозируем примерно 2% в 2014 году и примерно 1,7% - в текущем. Последние показатели оказались не очень хорошими. Я должен признать, что в летние месяцы рост экономики страны замедлился до 1,2%.
В 2014 году мы ожидаем небольшого ускорения роста до примерно 2%. Это не очень высокий показатель для России: страна может показывать лучшие результаты. Но надо сказать, что в России проводятся очень важные структурные реформы, которые направлены на сдерживание инфляции. Центробанк и бюджетные ведомства прилагают усилия для замедления инфляции, а учитывая инфляционное прошлое страны, эти действия являются важным достижением.
Мы считаем, что Банк России делает потрясающую и очень важную работу по осуществлению перехода политики от валютного курса к инфляционному таргетированию. И если властям удастся достичь целевых показателей по инфляции, (а я думаю, что им это удастся) и инфляция в следующем году замедлится до 5%, в таком контексте рост ВВП на 2% - это довольно неплохой показатель.
Конечно, предпочтительными являются более быстрые темпы роста, но у России впереди долгий путь реформирования, и в этом контексте будет медленный рост в сочетании с достижением целевых показателей по инфляции и ценовым контролем, который впоследствии приведет к ценовой стабильности и более быстрому росту экономики. Так что в этом контексте рост ВВП в 2% является довольно неплохим. Мы считаем, что потенциал роса ВВП России составляет 2,5%. И с этим согласно МЭР. Если будет достигнут рост экономики России на уровне 2% в следующем году, то это совсем не так далеко от потенциала в 2,5%.
Вы упомянули усилия российского Центробанка по поддержке экономического роста. В этой связи хочу спросить вас о последнем сокращении Европейским центробанком базовой ставки на 25 базисных пунктов.
Конечно, для рынков это решение было немного неожиданным, но я должен сказать, что для этой меры есть обоснование. Недавние показатели по инфляции были довольно низкими. Даже несмотря на то что ЕЦБ ориентируется на среднесрочные прогнозы по инфляции, укрепление курса евро и низкие показатели по инфляции заставили даже нейтральных членов Совета управляющих ЕЦБ высказаться за понижение ставки. В результате было осуществлено небольшое сокращение ставки. И еще более важным является то, что регулятор усилил свое сообщение того, что ставки будут оставаться низкими длительное время.
Мы пока не знаем точно, будет ли новый раунд LTRO, но возможность новый действий и усилий со стороны ЕЦБ является открытой. Это важно, потому что когда начались разговоры о перспективе сворачивания количественного смягчения и процентные ставки взлетели вверх, в том числе в еврозоне, регион оказался охвачен совершенно ненужным ужесточением денежных и финансовых условий. А мы знаем, что восстановление экономики еврозоны является очень медленным и неустойчивым, поэтому это ужесточение финансовых условий оказывает сильное давление на регион.
В этой связи снижение ставки ЕЦБ и намерение сохранять ставки на низком уровне является попыткой нивелировать это отрицательное давление. Конечно, регион нуждается в низких ставках и более низком курсе евро, поскольку восстановление экономики только началось, оно медленное и постепенное. Темпы восстановление еврозоны и Европы в целом предполагают рост экономики в следующем году до 0,8%, и этих темпов недостаточно для стабилизации соотношения госдолга и ВВП.
От ЕЦБ ожидали каких-то действий. Возможно, сюрпризом оказалось именно время, выбранное для этих действий, но тем не менее ЕЦБ делает все, что от него нужно. Однако дело в том, что проблемы еврозоны невозможно решить при помощи одной только денежной политики: в регионе много структурных проблем, которые касаются создания банковского союза, механизма санации банковской системы.
Власти работают над созданием единого надзорного механизма, и это хорошо. Но региону еще нужны единый механизм по санации банковской системы, схема гарантирования депозитов, банковский союз, политический союз и, возможно, единое бюджетное ведомство. И это все структурные проблемы, которые не может решить денежная политика: для их решения необходимы совместные действия политиков.
Таким образом, ЕЦБ делает то, что в его силах и компетенции, и регулятор делает правильные вещи. И кажется, что Центробанк продолжит предпринимать меры, которые зависят от него. Возможно, это будут шаги по поддержки ликвидности, вроде раунда LTRO. Но регулятор дал очень четко понять рынкам свои намерения, и это очень важно.
Но не думаете ли вы, что предоставление "легких" денег смахивает на крик о помощи для бизнеса?
Решить проблемы еврозоны при помощи одной только денежной политики нельзя, и нужны действия со стороны политиков в области бюджета. Странам необходимо укреплять свою конкурентоспособность, особенно странам периферийной Европы. Конечно, некоторые меры предпринимаются, и некоторый успех достигнут, но нужно делать больше, нужен рост. А рост зависит от всей экономики – денежная политика способна помочь только в определенной степени. Но и правильная денежная политика тоже нужна.
Рост процентных ставок, вызванный разговорами о грядущем сворачивании программы количественного смягчения в США, привел к совершенно ненужному ужесточению финансовых условий в еврозоне. И в этой связи меры ЕЦБ являются полезными, но их одних недостаточно. Они приветствуются, но не являются достаточным условием для ускорения роста экономики Европы, стабилизации соотношения госдолга и ВВП и разрыва связи между банками и государственными финансами. Все меры в этих областях должны принимать политики, денежная политика не способна что-либо сделать здесь.
Что вы думаете о восточном сотрудничестве? Каковы перспективы развития Азиатского региона?
Китай является крайне важной страной, поскольку это крупнейший экспортер и вторая по величине экономика в мире. И все, что случается в Китае, отражается за пределами страны: в Азии целом, а также в Европе из-за тесных торговых связей. В Китае сейчас происходит важная трансформация экономики. Власти страны пытаются сосредоточиться не на количестве, а на качестве роста экономики. Так что темпы роста ВВП в 7-8% - это показатель качественного роста, которого власти пытаются достичь. Это позволит избежать перегрева экономики при двузначных темпах роста, пузырей на рынке активов, вроде рынка недвижимости.
После финансового кризиса это правильная фаза. При этом власти страны не хотят, чтобы темпы роста замедлились до очень низких показателей. Так что это поиск баланса. И при достижении этого баланса Китай пытается трансформировать экономику, отказавшись от роста за счет инвестиций и экспорта и перейдя к росту за счет потребления и импорта.
При этом экспорт останется важной составной частью экономики. Власти КНР стараются сместить ударение роста экономики в сторону потребления и импорта. Они делают это при помощи структурных реформ, в том числе либерализации рынка и увеличения веса юаня на международной арене. Так что Китай проводит серьезные структурные изменения.
Возможно, власти переходят больше к экономике услуг, к экономике, растущей за счет внутреннего спроса. Это масштабные изменения, которые отразятся на других странах, и особенно на странах-экспортерах сырьевых товаров в Китай. Этим странам придется пережить некоторые трудности в ходе адаптации к новой экономической модели Китая. Мы уделяем большое внимание Китаю. Страна уже либерализировала кредитные ставки, следующим шагом должны быть депозитные ставки. Мы будем внимательно следить за тем, когда и какими темпами будет осуществляться этот процесс. Также важным аспектом является распространение и укрепление юаня на международной арене. Мы также будет пристально следить за этим процессом.
Страны БРИКС работают над созданием Резервного банка. Вклад Китая в этот банк составляет примерно $40 млрд, или примерно 50%. Россия, Бразилия и Индия вложат по $18 млрд. Не усложняет ли это идею равного партнерства? Не вызывает ли этот факт опасений, что Китай будет диктовать свои условия в БРИКС?
Надо посмотреть на окончательные детали этого плана – кто и сколько будет вкладывать и как будет формироваться денежный фонд. Но как бы там ни было, это важное сотрудничество, которое направлено на очень долгосрочную перспективу. Да, сейчас перед развивающимися рынками стоят определенные трудности – в этом году и, возможно, в следующем. Страны переживают переходный период на фоне нормализации денежной политики в США и в других странах. Это оказывает влияние на состояние ликвидности по всему миру, это отражается на развивающихся экономиках.
Мы видим давление на этих рынках. Но нужно смотреть дальше, на долгосрочную перспективу. А как говорят многочисленные исследования и доклады, двигателем роста мировой экономики будут развивающиеся рынки: у них адекватная демографическая ситуация, сильный потребительский рынок, очень хорошие показатели кредитоспособности, более низкий уровень долга.
Мы придерживаемся конструктивного взгляда на перспективы развивающихся рынков. Перспектива развивающихся рынков в качестве двигателя роста мировой экономики связана с ростом торговых и финансовых связей между развивающимися рынками. Так что в этой связи я рассматриваю создание банка БРИКС в качестве попытки укрепления сотрудничества, которое приведет к укреплению торгово-финансовых связей между развивающимися рынками. И это важно, поскольку развивающиеся рынки сильно помогают мировой экономике, пока развитые страны переживают трансформацию и проводят снижение долгов. Развивающиеся страны могут получить большие преимущества от торговых и финансовых взаимоотношений. Так что это важный конструктивный шаг.
Тогда какие меры нужно предпринять этим странам БРИКС, чтобы догнать США или Европу?
Развивающиеся страны в этом году оказались под давлением частично из-за снижения конкурентоспособности во многих странах, включая Бразилию, Индонезию, ЮАР, Турцию. Конечно, ситуация разная, но если говорить в общем, они потеряли конкурентоспособность. Это связано с ростом затрат на рабочую силу, снижением ее производительности по сравнению с ростом зарплат.
Кроме того, на фоне QE в США эти страны испытали поддержку курса валюты, процентные ставки были очень низкими. И вот в конце концов все вылилось в проблемы в области конкурентоспособности, и каждой развивающейся стране необходимо понимание, как эти проблемы исправить при помощи замедления инфляции, улучшения ситуации с накоплениями, сокращения темпов роста реальных зарплат, гибкости рынка труда, либерализации, направленной на увеличение производительности.
Странам нужны структурные изменения, оптимизация бюджетной и денежной политики. Так что развивающимся странам придется пережить несколько трудных лет, в ходе которых им придется принять меры для укрепления конкурентоспособности. И когда они это сделают, они добьются больших успехов на международной арене после возвращения макроэкономического баланса. Так что развивающимся рынкам нужно кое-что сделать, но в долгосрочной перспективе мы рассматриваем эти страны в качестве двигателями роста мировой экономики благодаря демографической ситуации, низкого уровня долгов и потребительской силы.
Хочу спросить вас об экономической ситуации Украины, о ее ситуации с госдолгом и бюджетом. Как вы ее оцениваете?
У Украины есть много проблем – высокий внешний долг, дефицит. Ситуация в экономике плохая: рост очень вялый, инфляция близка к нулю, что означает, что номинальный рост также очень слабый. Это оказывает давление на состояние бюджета, золотовалютные резервы снижаются, это отражается на курсе валюты, а также оказывает давление на конкурентоспособность. Мировые цены на сырьевые товары и сталь не помогают. Так что Украина испытывает множество трудностей, для преодоления которых необходимы структурные реформы в экономике, в бюджетной области и, возможно, более гибкий курс валют.
Однако есть и обнадеживающие новости, например перспективы Соглашения об ассоциации Украина-ЕС. Мы считаем, что программа МВФ и структурные реформы в бюджетной и валютной областях, которых она требует, а также трансформация экономики окажут стране сильную поддержку. Так что последние новости довольно обнадеживающие, но для экономики Украины еще много трудностей и рисков. И в этом смысле внешнеэкономическая обстановка не является благоприятной. Нужно посмотреть, как Украина будет справляться с существующими трудностями, но программа МВФ, в конце концов, понадобится стране.
Если страна получит кредитную линию от МВФ, то решит ли она долговые проблемы Украины?
В ответе на этот вопрос я должен вернуться к тому, с чего мы начинали разговор: многие развивающиеся страны испытывают проблемы с конкурентоспособностью. И Украины это тоже касается. Одной из причин большого дефицита текущего счета Украины является низкий уровень конкурентоспособности и сильная зависимость от определенных секторов и сырьевых товаров, вроде стали. Так что определенно для укрепления конкурентоспособности необходимы структурные реформы, улучшение в торговом секторе или, возможно, некоторое замещение импорта для сокращения дефицита текущего счета.
Внешняя финансовая помощь может обеспечить Украине свободное пространство для проведения структурных реформ. Реализация структурных реформ требует времени, и помощь от МВФ облегчит этот переходный период для страны. В этом смысле мы считаем, что помощь будет очень полезной, если Украина также будет предпринимать меры для улучшения ситуации.
Как торговый баланс может отреагировать на интеграцию Украины и ЕС?
В торговле есть два аспекта: зарубежный спрос и ценовой аспект. Необходимо улучшение в обоих аспектах. Улучшение зарубежного спроса означает улучшение стран-партнеров. Соглашение с ЕС предполагает необходимость улучшения торговых отношений и снятие некоторых торговых барьеров, что поддержит зарубежный спрос. Но есть еще и ценовой аспект, который напрямую связан с курсом валюты. Курс валюты должен быть более гибким. И тут некоторое снижение курса валюты может поддержать конкурентоспособность экспорта, сократить импорт и помочь с замещением импорта. Соглашение об ассоциации с ЕС может считаться необходимым, но недостаточным условием, поскольку необходимо увеличение зарубежного спроса и улучшение ситуации с валютным курсом.
Беседу провел ведущий ТК "Россия-24" Павел Орлов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
