• Мировая экономика продолжает улучшаться
• Денежно-кредитная политика США останется аккомодационной
• Шоки на развивающихся рынках могут вызвать более сильную коррекцию
Январь начался в жёстких условиях, но для нового инвестиционного года это было вполне знакомой ситуацией. Мировые акции упали, как впрочем и доходность государственных облигаций, а валюты развивающихся стран выглядели так отталкивающе, что даже бездомные кошки, казалось, обходили бы их за версту. Если на рынках всё-таки произошли коррекции по былому сценарию, не следует вестись на кажущееся спокойствие: все европейские фондовые рынки ГИПИИ (Греция, Италия, Португалия, Испания и Ирландия) закрылись в «плюсе», акции компаний малой капитализации превзошли бумаги предприятий большой капитализации, и прибыль корпоративных облигаций инвестиционного уровня оказалась выше, чем у государственных бондов с тем же сроком действия. Кроме того, хотя сильные опасения и сосредоточены вокруг развивающихся рынков, наибольший риск представляют передовые рынки, завершившие январь на положительной территории. Всё это слабо вяжется с ситуацией «risk-off», образовавшейся на рынке. (Примечание: Ситуация означает снижение аппетита инвесторов к риску, продажу рисковых активов и покупку более надёжных).
Показатели за прошлый месяц объясняются слабым ростом в Китае, ужесточением денежно-кредитной политики США и повторением паники на развивающихся рынках. Однако ни один из этих доводов нельзя назвать убедительным. Вероятнее всего, то, что мы наблюдаем по сей день, это коррекция вкупе с резким ростом 2013 года и особенно последнего квартала. В течение 2013 года, например, SnP 500 неизменно следовал модели роста в 5-10 процентов, прерванного коррекциями в 2-5 процентов перед тем, как завершить год с повышением в 32 процента. С октября до конца года SnP500 поднялся не менее чем на 11 процентов, и коррекция, казалось, была неминуемой в конце года.
Темпы мировой экономики ускоряются
Мировая экономика не прекращает демонстрировать улучшения, и за исключением последней январской недели, экономические индикаторы, согласно индексам неожиданности, в целом превзошли ожидания. Краткосрочный бизнес-цикл до сих пор ускоряется, и ряд индикаторов, такие как индекс экономической активности PMI, деловой климат от Ifo, заказы и т. д. продолжают указывать на повышение роста в этом году. Потребительская уверенность в основном растёт, большая часть рынков недвижимости наконец стабилизируется.
Ранее я уже выражал озабоченность тем, что восстановление экономики исчерпает свой потенциал в этом году, как это было и в предыдущие годы, и подчёркивал важность бизнес-инвестиций как ключевого фактора для дальнейшего роста. Это опасение остаётся в силе, но финансовым рынкам слишком рано готовиться к неблагоприятному развитию. Многолетнее замедление потребления и инвестирования, низкая и падающая инфляция и высокий уровень безработицы делают восстановление экономики вероятным событием в течение нескольких лет. Также поддержку этому развитию оказывает сокращение потока товаров из развивающихся рынков на Запад, в частности в США, и зарождающиеся признаки прогресса в технологической сфере. Это не означает, что замедление экономического роста не может начаться вновь, просто в настоящее время не видно никаких очевидных предупреждающих сигналов этому.
Ещё один важный год для центральных банков
В январе Федеральная резервная система (ФРС) США сократила покупки облигаций в рамках программы QE3 до 65,0 миллиардов долларов США. Вне зависимости от того, что думают по этому поводу многие, денежная база снова резко увеличится в этом году. Это правда, что денежная база вырастет в меньших объёмах, чем это было в 2013 году, но неправдой является то, что мы уже наблюдаем сокращение. Возможные связи между денежной базой и фондовыми рынками в основном понимают неверно, и в настоящее время они не могут быть использованы в качестве аргумента для падения фондовых рынков. Если экономика США будет развиваться столь же позитивными темпами, как я того ожидаю, в этом году желание центрального банка повысить ставки увеличится. Однако, маловероятно, что это произойдет в этом году, и для экономики, а также финансовых рынков денежно-кредитная политика будет оставаться стимулирующей.
Что касается Европы, я по-прежнему ожидаю дальнейших мер смягчения со стороны Европейского центрального банка (ЕЦБ) через окончательное снижение ставки и/или альтернативные меры в виде выкупа банковских кредитов и тому подобное. Основная проблема ЕЦБ обладает двойным содержанием: экономический рост и занятость ниже желаемого уровня; инфляция и рост денежной базы значительно отстают от целевых значений ЕЦБ. В год, когда ЕЦБ делает фокус на банковскую систему через подготовительную работу по созданию банковского союза, от Центрального банка можно ожидать сокращения негативных последствий давления на банковский капитал за счёт более стимулирующей денежно-кредитной политики. Кроме того, в этом году от Японии, скорее всего, можно будет ожидать больше смягчения, хотя и не раньше второго квартала, после повышения ставки по налогу на потребление. В целом, основные центральные банки продолжают придерживаться денежно-кредитной политики, направленной на восстановление, с процентными ставками ниже номинального экономического роста.
Кризис развивающихся или развитых стран?
Январь заставил меня сделать рекомендацию «ниже рынка» относительно развивающихся рынков, однако последние потрясения также принесли с собой опасения, что кризис в этих странах может вызвать общее замедление роста мировой экономики, а вместе с ним и усиленную коррекцию рынка.
По большей части недавний хаос на развивающихся рынках носит локальный характер. Политическая нестабильность в Таиланде и Турции достаточно серьёзна, но вряд ли она несёт глобальные последствия. Народные протесты в Бразилии актуальны во время президентских выборов в этом году, но не более того. Аргентина уже давно находится среди аутсайдеров, и обесценивание песо на 17 процентов только усугубляет ситуацию. У стран, находящихся под наибольшим давлением, также худшие показатели экономического баланса, в чём наглядно можно убедиться на примере Индии.
Более серьёзную угрозу представляет возможный обвал в Китае, где сейчас налицо многие признаки, наблюдавшиеся в западных экономиках перед финансовым кризисом, и снижение долговой нагрузки на финансовый баланс может негативно отразиться на стране. Как бы там ни было, перед тем, как делить шкуру неубитого медведя, следует учесть, по крайней мере, два фактора. Во-первых, Китай, с финансовой точки зрения, является закрытой страной и негативные последствия должны быть умеренными. Во-вторых, хотя многие разочарованы в его экономическом развитии, рост продолжает составлять 7 процентов. Не исключено, что с сокращением финансовых дисбалансов Китай справится лучше, чем Запад.
Перспективы по-прежнему благоприятны
Снижение цен на акции в январе, вероятно, просто ещё одна коррекция в долгосрочном росте. Моя краткосрочная модель бизнес-цикла по-прежнему указывает на рост мировой экономической активности. Вкупе с денежно-кредитной политикой, направленной на увеличение экономического роста и цен активов, я думаю, что целесообразнее будет завысить оценку риска в целом, и в частности, придерживаться перевеса акций против облигаций. Мы также рекомендуем перевес высокодоходных корпоративных облигаций. С моей точки зрения экономические тенденции на 2014 год оптимистичны, и в особенности для США, где производственный и энергетический «ренессанс» даёт реальные возможности для значительного роста. Это повышение роста наблюдается на фоне низкой и снижающейся инфляции, что, как правило, является хорошей новостью для фондовых рынков.
Экономические и политические условия на ключевых развивающихся рынках пока ещё полностью не сформировались, и я всё так же посоветовал бы действовать здесь осторожно.
Источник: Bloomberg и Saxo Bank
Источник: Bloomberg и Saxo Bank
http://ru.tradingfloor.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу