Добрый день. Политические новости минувшей недели снова вращались вокруг Ирана – прежде всего потому, что женевские переговоры по его ядерной программе по сути провалились. Теперь США разрабатывают меры по наказанию (экономическому прежде всего) строптивых персов – ну и британский премьер Браун отметился воинственной речью в израильском кнессете, обещая наложить санкции на иранские нефть и газ. Впрочем, пока что дальше разговоров дело не пошло – и над рынками опять господствовали финансово-экономические новости.
Европа валится
Хотя на нефтяном рынке политика с экономикой столь густо перемешаны, что там трудно отделить одно от другого. А тут ещё и погодные катаклизмы в виде урагана Долли в Мексиканском заливе нервировали рынок – правда, ничего особо страшного с этой стороны не пришло. Проигнорировал рынок и угрозы нигерийских мятежников взорвать а течение месяца все основные нефтепроводы в дельте Нигера – они слишком не новы. Зато интересными показались известия о банкротстве малоизвестной американской компании SemGroup – не так давно она активно продавала нефть, но затем, видя её рост, «перевернулась»; теперь её длинные позиции тоже принесли убыток, который и привёл к банкротству – эти позиции были недавно принудительно закрыты, что отчасти усилило движение нефти вниз. Но, конечно, главный фактор коррекции – это всё более явные опасения экспертов по поводу значительного ослабления спроса в мире: кризис начинает достигать всех даже самых казалось бы процветающих стран, поэтому энтузиазм покупок нефти заметно слабеет. Цена чёрного золота сходила к 123 долларам за баррель – но пока так и не смогла покинуть диапазон 120-150, нахождение внутри которого по-прежнему рассматривается как инфляционный фактор.
Прочие рынки тоже дёргались, хотя и на фоне не самых высоких оборотов – разгар лета всё-таки. Бакс слегка подрос – в основном по причине гигантских размещений казначейских облигаций в среду и четверг: за 2 дня было выпущено 2- и 5-летних бумаг на сумму 52 млрд. долларов – а т.к. спрос на них в нынешних условиях недоверия ко всем финансовым активам весьма велик, неудивительно, что доллар пользовался успехом. Как, впрочем, и акции – сильным мира сего, похоже, понравилось искусственно давить на рынки, так что вслед за запретом Комиссии по ценным бумагам и биржам США на непокрытые короткие позиции по акциям всех крупнейших финансовых учреждений страны последовали уже корпоративные программы выкупа акций на рынке: мол, всё подешевело, надо бы прикупить собственные акции – а потом продать их обратно подороже. Всё это произвело нужный эффект – но, разумеется, временный: сломать тренд такими мерами невозможно. В этих условиях самыми пострадавшими «в моменте» стали некоторые развивающиеся рынки – российский, например: его завалили и западный кризис, и упавшая нефть – в итоге индекс РТС упал с недавних верхов на 20%. Ближайшая поддержка (в 1800-1900 пунктов) уже почти достигнута, так что скорый отскок наверх более чем вероятен – однако среднесрочно хорошей зоной притяжения выглядит 1200-1300 пунктов, достижение которых (вероятное в ходе следующей волны падежа рынков осенью и зимой) будет означать уже двукратное падение с недавних максимумов.
Источник: SmartTrade
Региональные рынки по-прежнему лихорадит. Расходы по электронным картам в Новой Зеландии в июне сократились на 0.4% против мая, а без учёта волатильного компонента автомобилей – на 1.2%. Одна из самых крупных финансовых компаний страны, Hanover Finance, в прошлую среду прекратила свою работу, заявив о том, что она больше не принимает деньги на депозиты – и, что самое важное, не платит по существующим вкладам; там самым замороженными оказались 554 млн. киви – и, что более всего шокировало публику, даже веб-сайт компании перестал работать. Это событие стало, видимо, последней каплей, переполнившей чашу терпения центробанка – и тот сразу же начал снижать ставки: путь ему предстоит неблизкий, если учесть, что даже пониженная ставка равняется 8.00% годовых. Видимо, и соседняя Австралия вскоре присоединится к этому процессу – тамошние данные по ценам (как оптовым, так и розничным) во втором квартале оказались относительно умеренными, так что центробанк вполне способен начать готовить монетарное смягчение.
Тем же самым может со временем заняться и Банк Японии: его штатный «ястреб» Ацуси Мизуно на прошлой недели неожиданно заявил, что хотя инфляция растёт, его больше волнует слабость экономики – несмотря на то, что инфляция и впрямь летит вверх: в июне потребительские цены без учёта свежего продовольствия уже выросли на 1.9% против того же месяца прошлого года – однако если даже на таком фоне «ястребы» вещают по-«голубиному», то это даёт серьёзную пищу для размышлений о настроениях внутри центробанка. Данные, впрочем, свидетельствуют в пользу правильности опасений – во всяком случае, рынок был шокирован тем, что профицит торгового баланса Японии за последний год упал аж в 11 раз: из всех компонентов наибольшее впечатление произвели рост общего импорта на 16.2% и снижение экспорта в США на 15.4% - эдак японцы и к нулевому торговому балансу скатятся! Кстати, такая же опасность есть и для китайцев – почувствовав её, тамошние власти резко ударили по тормозам на валютном рынке: премьер Вэнь Жибао пообещал срочно помочь начавшим резко валиться экспортёрам – и первой же мерой стало прекращение падения доллара по отношению к юаню. Надолго ли?
В Европе в последнее время рисуется на редкость мрачная экономическая картина – пожалуй, что в смысле динамики она нынче самая впечатляющая в мире. Потребительские настроения в Италии и Бельгии в июле обвалились до 15-летних минимумов: рухнули прежде всего ожидания – и особенно плохи оценки перспектив занятости. Итальянский баланс внешней торговли со странами, не входящими в ЕС, показал дефицит, за 12 месяцев выросший аж в 14 раз; в дефицит ушёл и платёжный баланс по еврозоне в целом, в основном из-за ухудшения торгового баланса. Хуже всех прогнозов оказались и настроения промышленного сектора Италии – они опустились до минимума с октября 2001 года; этот же показатель уверенно завалился и во Франции. Французы заодно «порадовали» крайне негативными индикаторами деловой активности во всей экономике – да и в целом по зоне евро означенные показатели ушли уверенно в зону рецессии. Индекс делового климата в Германии по версии института IFO показал в июне 3-летний минимум – причём это исследование нарисовало в целом равномерно мрачную картину. Германские строительные заказы в мае обвалились на 4.8% к апрелю, а годовая динамика составила –5.8%. Заказы промышленных предприятий зоны евро в мае рухнули на 3.5% против апреля; в целом по ЕС снижение составило 4.7%; годовая динамика показывает спад на 4.4% и 2.8% соответственно – а ведь речь идёт о номинальных показателях, т.е. без учёта инфляции: если же принять во внимание и её, то темпы падения будут выглядеть совсем устрашающе – особо тревожное ощущение создают 6 подряд помесячных снижений заказов в Германии. Из корпоративных новостей можно отметить печальный отчёт Daimler, после которого его акции сразу обвалились на 11%. Несмотря на всё это, ЕЦБ, похоже, всерьёз рассматривает возможность дальнейшего увеличения ставок – ну-ну.
Источник: Eurostat
В Великобритании всё по-прежнему. Согласно исследованию Rightmove, цены предложения жилья в июле упали на 1.8% к июню и на 2.0% к июлю 2007 года – первое годовое снижение цен за всю историю данных. Британская банковская ассоциация сообщила о том, что в июне число заявок на ипотечные кредиты снизилось до нового исторического минимума – за последний год эта величина сократилась втрое! По итогам второго квартала ВВП вырос на 0.2% - худшая динамика с начала 2005 года; причём промышленное производство за тот же период сократилось на 0.5% - и ВВП вытянула сфера услуг, которая, однако, тоже начинает загибаться в последние месяцы. Конфедерация британских промышленников известила об уменьшении промышленных заказов в июле – а также о том, что деловые настроения достигли худших значений с осени 2001 года. Как все и ожидали, всплеск розничных продаж в мае был аберрацией – июньский показатель с лихвой отыграл весь тот прирост, зафиксировав худшее за все 22 года наблюдений месячное снижение (на 3.9%). Всё это влияет на настроения в центробанке – правда, протокол последнего заседания Банка Англии показал наличие не только «голубя» Блэнчфлауэра (к его голосованиям за снижение ставок все привыкли), но и «ястреба» Бесли (вот это было несколько неожиданным); однако теперь настроения всё же движутся в пользу монетарного смягчения – и давление на центробанк нарастает. Опрос Guardian показал, что 60% британцев снижают свои расходы; семейные финансы сильно беспокоят 61% опрошенных (3 месяца назад таковых было 43%); 80% уверены, что рецессия на пороге – и среди них всё тот же Дэвид Блэнчфлауэр, напророчивший длительный спад, который «будет хуже, чем в США». Глава Казначейства Дарлинг тоже признался, что кризис оказался куда тяжелее, чем ему думалось, а ведущий экономист Сити Дэвид Майлс охарактеризовал нынешний уровень процентных ставок как «выше нейтральной отметки», намекая на необходимость их снижения. Вдобавок ко всем бедам лейбористы таки проиграли выборы в казалось бы железно принадлежащем им Восточном Глазго – причём влиятельные лица в правящей партии прямо обвинили в поражении своего лидера Гордона Брауна, который лично настоял на том, чтобы выставить лишь пятого по рейтингу кандидата от трудовиков: ему уже угрожали за это устроить тёмную, если выборы будут проиграны – теперь это случилось, а если учесть, что проиграны выборы не кому-нибудь, а Шотландской национальной партии, то эта самая тёмная обещает стать роковой для снискавшего своим идиотизмом почти всеобщее отвращение премьера. Ждём-с!
Вор-лузер
В Штатах тоже в целом всё по-прежнему – хотя кое-какие позитивные просветы начали возникать в общей тёмной картине. Например, в июне неожиданно выросли заказы на товары длительного пользования – правда, этот показатель склонен к активным колебаниям, поэтому на него обращают не такое пристальное внимание. Опережающие индикаторы в первый месяц лета снизились на 0.1%, а показатель мая был пересмотрен тоже в сторону понижения. Официальный регулятор рынка недвижимости (OFHEO) в основном позабавил рынок – тем, что задержал выпуск своего отчёта, сославшись на «небольшие проблемы». Продажи жилья в июне дали противоречивые сигналы: на вторичном рынке отмечено снижение на 2.6%, а на первичном – на 0.6%, однако в последнем случае данные предыдущих 2 месяцев были пересмотрены изрядно вверх; впрочем, если глядеть на годовую динамику (падение в 1.5-1.7 раза), то картинка получается достаточно ясная. Халявные выплаты от администрации вкупе с коррекционным ралли на фондовом рынке улучшили настроение американцев в конце июля, если верить исследованию Мичиганского университета – однако уровень основного показателя всё равно остаётся очень низким.
Подвела итог всему этому «Бежевая книга» ФРС, констатировавшая одновременное ослабление экономики и усиление инфляционного давления. В целом она не изменила оценки рынками состояния умов участников Комитета по открытому рынку Фед – оно всё более склоняется к монетарному ужесточению, хотя, видимо, актуализируется только осенью или даже зимой: на сей момент все уверены, что в августе ставки оставят на месте – зато насчёт сентября мнения разделились почти пополам. Между тем, как уже не раз говорилось, в реальности ставка ФРС сейчас оказывает минимальное влияние на рынки – последние ведут себя как хотят. Особенно характерна в этом смысле ситуация с ипотечными кредитами – ставка по ним почти не реагировала на смягчение денежной политики Фед; более того, теперь она устремилась вверх и вот-вот достигнет вершин 2006-2007 годов – а это значит, что, во-первых, центробанк опять опоздал, а во-вторых, чтобы восстановить управляемость кредитного рынка, базовую ставку следует повысить очень серьёзно. Вот только не станет ли ценой вернувшейся управляемости новая Великая депрессия?..
Источник: ФРС США
Минувшая неделя была весьма богата корпоративными отчётами. Особый интерес, конечно, вызвали фирмы финансового сектора, находящегося в эпицентре текущего кризиса. Самым радостным из таковых оказался отчёт Bank of America, показавший падение прибыли за последние 12 месяцев всего лишь в 1.7 раза – правда, при этом огромный убыток подразделения банка, Countrywide Financial, был почему-то выведен за пределы отчёта: если бы не это, то падение прибыли составило бы более 5 крат. Плохо отчиталась American Express – равно как её конкурент Capital One Financial, а ещё один конкурент, Discover Financial Services, сделал весьма мрачное предупреждение о своих будущих финансовых результатах. Ужасными вышли отчёты Washington Mutual и Wachovia – эти банки показали по итогам второго квартала убытки в размере 3.3 и 8.9 млрд. баксов соответственно; рейтинг первого из банков был тут же понижен агентством Moody’s до «мусорного» уровня. В секторе «новой экономики» порадовал отчёт Amazon.com; неплохими вышли и показатели Apple – однако тут картину подпортили мрачные прогнозы; наконец, совсем плох был отчёт Yahoo. Что до потребительского сектора, тут определённо утешали и PepsiCo, и особенно McDonald’s; зато фармацевтики отчитались в целом спокойно – Pfizer получше, а Merck похуже. Среди промышленных гигантов всё неплохо было у Caterpillar и 3M; значительно хуже обстояли дела Boeing и из рук вон плохо – Ford: последний показал убыток 8.7 млрд. долларов и наконец-то объявил об ускоренном переходе на маленькие экономичные машинки, которые будут выпускаться под брэндом Mercury. Из прочих корпоративных новостей можно отметить объявления о новых сокращениях персонала от Wachovia и United Airlines – в сумме они намерены уволить свыше 13 тыс. человек.
Как обычно, много было новостей о разных аспектах развивающегося кризиса и мерах борьбы с ним. Так, в четверг Фед выпустил отчёт об участии коммерческих банков в его программе прямого кредитования на предыдущей неделе – оно достигло 16.4 млрд. против 13.9 млрд. неделей раньше и 9 млрд. в июне; понятно, что до апрельского пика (38.1 млрд. в одну из недель) ещё далеко – но динамика вполне определённая. Работа по купированию кризиса, видимо, несколько наскучила секретарю Казначейства Генри Полсону, поэтому он пригласил к себе в советники своего бывшего подчинённого по Goldman Sachs Кена Уилсона – последний слывёт докой в деле банковских реорганизаций и поисков внешних источников пополнения капитала. Кроме того, Полсон успокаивал всех уверениями в скором принятии программы помощи бедствующим ипотечным агентствам Fannie Mae и Freddie Mac – и действительно, вскоре Конгресс одобрил эту программу, которая предусматривает возможность гарантирования администрацией бумаг этих агентств на сумму до 300 млрд. долларов; безвозвратные потери налогоплательщиков на реализацию мер помощи оцениваются в 25 млрд., а вдобавок к этому законодатели ещё и дали право региональным властям напрямую выкупать жильё у части тех должников, которые не могут выплатить взятые под него ипотечные кредиты.
Ну а пока Казначейство в поте лица своего латает всё новые и новые дыры, Фед мыслит концептуально – и там уже сформировалась группа жёстких монетаристов, настаивающих на немедленном повышении ставок: пока в неё входят трое – главы ФРБ Филадельфии, Далласа и Миннеаполиса Плоссер, Фишер и Стерн; если учесть, что к осени в правлении Фед останется всего 9 человек, то для продавливания желаемого решения означенной группе активистов нужно найти ещё лишь пару голосов – похоже, Бернанке недолго осталось сопротивляться. О последствиях монетарного ужесточения можно лишь догадываться – но, похоже, многие уже понимают, что худшее отнюдь не за горами: весьма характерна в этом смысле статья журналиста Daily Telegraph Эмброза Эванса-Причарда, которая рисует весьма мрачную картину, содержит хлёсткие эпитеты (например, МВФ назван шизофреником) и заканчивается словами «Нам повезёт, если Америка сможет начать стабилизировать ситуацию до начала рецессии в Азии, но если наши лидеры не преуспеют, то почти все компоненты глобальной системы пойдут ко дну – вот тогда-то мы все по-настоящему и попадём в беду» - впрочем, апологеты существующей системы, пожалуй, и сэра Амвросия нарекут «маргиналом-алармистом».
И в заключение очередная криминальная история из жизни кризисной Америки. Жили-были в Янгстауне, штат Огайо, некто Роджер Диллон, 23 лет от роду, и его 25-летняя любовница Николь Бойд. Мистер Диллон служил инкассатором в соседнем городке с характерным названием Либерти («свобода») и зарабатывал 10.25 доллара в час. Тут, однако, наступил кризис – и он не смог обслуживать свой неосторожно взятый ипотечный кредит: в результате банк отобрал дом Диллона. Последний весьма обиделся – и решил, что унылая борьба за своё будущее явно не для него: а чтобы быть готовым к настоящему подвигу, сей юный оболтус простодушно стащил 55 тыс. долларов, принадлежавших банку J.P. Morgan Chase – которые сам же и перевозил в своей инкассаторской машине. Теперь всё было готово – и 26 ноября 2007 года Диллон, стибрив у своего коллеги секретный код, загнал инкассаторскую машину в его гараж и загрузил в неё кучу подготовленных к перевозке сумок с деньгами и чеками на общую сумму 7.7 млн. баксов – после чего преспокойно отправился вместе с любовницей и ознакомленной в общих чертах с этим планом матерью в соседний штат Западная Виржиния. Полиция, разумеется, сразу стала его искать, быстро нашла брошенный Бойд пикап, а в нём – какие-то квитанции из городка Пайпстим, в этой самой Виржинии: разумеется, копы отправились туда – и сразу же нашли там ошалевших от своего счастья злоумышленников, которые даже не успели ничего потратить, кроме 3500 долларов, а всё остальное просто лежало в принадлежавшем им «автодоме». В прошлый четверг Диллон был приговорён к 8 годам тюрьмы, его любовница – к 5, а мать – к 3. Думаете, вор покаялся в содеянном – хотя бы для публики? Ничуть не бывало – он лишь заметил, что вёл себя слишком глупо и легко попался: иначе говоря, ему было стыдно не за то, что украл – а за то, что лузер! O tempora, o mores!..
Хорошей вам недели.
Динамика цен за прошедшую неделю
https://iticapital.ru/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба