Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Подкрепляет ли Facebook фундаментальными показателями свою рыночную капитализацию в 180 миллиардов? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Подкрепляет ли Facebook фундаментальными показателями свою рыночную капитализацию в 180 миллиардов?

Акции компании Facebook (FB) достигли исторического максимума 71$ на этой неделе, подняв таким образом свою рыночную капитализацию до более чем $180 миллиардов. Все же, учитывая выручку компании в $7.87 миллиардов за последние 12-месяцев, очевидно, что в оценку текущей капитализации Facebook уже заложены ожидания многократного роста, но они никак не отражают настоящее положение дел
28 февраля 2014 Евро-Траст | Архив Зандман Евгений
Акции компании Facebook (FB) достигли исторического максимума 71$ на этой неделе, подняв таким образом свою рыночную капитализацию до более чем $180 миллиардов. Все же, учитывая выручку компании в $7.87 миллиардов за последние 12-месяцев, очевидно, что в оценку текущей капитализации Facebook уже заложены ожидания многократного роста, но они никак не отражают настоящее положение дел. Однако самый главный вопрос для инвесторов Facebook - смогут ли эти ожидания оправдаться в будущем, чтоб подтвердить текущую цену?

Почему инвесторы считают, что капитализация Facebook оправдана?
Фактически, Facebook – это история ожиданий. Ожиданий того, что компании удастся наращивать выручку с невероятной для сектора скоростью (даже для сектора высоких технологий, единственном секторе, где в принципе возможен рост продаж двухзначными темпами).

С лета 2013 года стоимость компании выросла почти в 3 раза, и почти в 2 раза с момента IPO двухлетней давности. Катализатором к росту стал финансовый отчет за 2-й квартал 2013 года, где сообщалось, что вместо роста выручки на 37% (как ожидали аналитики), рост выручки (год к году) составил 53%. Именно эта новость позволила акции удвоиться за 3 месяца.

Что должно произойти, чтобы выручка росла дальше с невероятной скоростью?

Сделаем несколько коротких заключений, прежде чем перейти к оценке компании.

1. Текущий рост акций спекулятивен. Мы же пытаемся определить, каким образом фундаментально Facebook может подкрепить свою рыночную капитализацию и проанализировать доходы компании (фактически компания оценивается финансовыми показателями на 2019/2020 годы, т.е. текущие долгосрочные инвесторы готовы ждать более 5 лет).
2. Реклама - это 90% в структуре доходов.
3. Средний доход на пользователя (ARPU- Average revenue per user) невозможно предсказать. Поэтому, мы будем используем лучший вариант развития событий.

Сколько пользователей будет у Facebook в будущем, какой средний доход на пользователя может сгенерировать Facebook?

Facebook сообщил о 1.23 миллиардах ежемесячных активных пользователей в последнем квартале. США и Канада составляют приблизительно одну шестую от всей аудитории, или 201 миллион, но именно от этих пользователей компания получает самый высокий ARPU в 6.03$, что означает, что почти половина дохода компании генерируется этим сравнительно небольшим количеством населения.

Вот как выглядит структура среднего квартального дохода на пользователя по регионам:

Подкрепляет ли Facebook фундаментальными показателями свою рыночную капитализацию в 180 миллиардов?


Попробуем спрогнозировать до какого предела эти показатели можно нарастить.

Темпы роста аудитории Facebook в 2013 упали до 16% год к году и едва ли будут расти темпами выше 10% в ближайшие 5-6 лет. Рано или поздно они упадут до 0%.

Таким образом, представим, что у Facebook два миллиарда уникальных пользователей (MAU - Monthly Active Users) - это и есть максимум. Т.е. мы предполагаем увеличение аудитории со скоростью 10% в год в ближайшие 5 лет или ее рост на 62%.

2 миллиарда это очень оптимистичный прогноз по отношению к семи миллиардам мирового населения и 2,3 миллиардам людей по всему миру, которые сегодня имеют доступ в Интернет. 2 млрд – это заметно больше, чем аудитория у Google сейчас.


А что с ARPU?

Если рассуждать об ARPU для Северной Америки, то рискнем предположить, что показатель увеличится в разы для региона до 15 $ - это не заоблачная цель, хотя и очень труднодостижимая (увеличение произойдет в первую очередь за счет мобильных пользователей, т.к. рекламная выручка от пользователей компьютеров и ноутбуков прекратила расти более года назад).

Что касается роста ARPU в Азии, остальном мире и Европе, то рискнем предположить, что от текущих скромных показателей он увеличится многократно, но не превысит текущий североамериканский показатель $6 или незначительно превысит его для Европы. Для Европы это более чем достижимо, что касается Азии и остального мира (в первую очередь это крайне бедное население и низкое проникновение интернета), то достижение 6 долларового показателя (рост более чем в 6 раз) кажется очень оптимистичным. Но наша модель как раз и является максимально оптимистичной.

Прогноз:

Подкрепляет ли Facebook фундаментальными показателями свою рыночную капитализацию в 180 миллиардов?


Таким образом, перемножая квартальный ARPU и аудиторию для каждого региона, получаем, что квартальный доход от рекламы мог бы достигнуть почти $15 миллиардов. Получается, что годовой доход компании (на пике ее развития) может составить около $60 млрд. Речь идет о 2019 или 2020 годе.

Кроме того, если мы предположим, что рекламные услуги будут составлять 90% будущего дохода (как это и было в последнем квартале 2013 года), общую выручку можно оценить в $66 миллиардов. Для сравнения, это немного больше той выручки, которую заработал Google в 2013 году.

Но показатель $66 млрд по продажам - вовсе не гарантированный будущий доход компании, это почти в 9 раз (в 8.4) выше текущей выручки за 2013 год и предполагает темпы роста продаж 35% в год до 2020 года. Google, к примеру, растет в последние 5 лет со средними темпами 22% в год. Стоит темпам роста выручки Facebook упасть до 22%, и мы получаем выручку через 7 лет не $66 млрд, а всего $31 млрд, что «автоматически» снижает оценку компании примерно в 2 раза. Теперь вы понимаете, насколько чувствительна цена к ожиданиям роста. 22% это тоже прекрасный результат, но такой сценарий изменяет ожидания рынка принципиально и даже радикально. Если суперуспешному Google не удавалось расти со скоростью 35% в год на протяжении 5 лет, то где гарантия, что Facebook это удастся.

Но Google проделал великий путь в последние 6 лет, перестав быть просто поисковиком, как это было в 2007 году (но основная доля выручки компании все равно приходится на рекламный доход с Google.com). Google сумел кратно вырасти благодаря радикальному расширению сервисов, да и интернет рынок в мире в 2007 году еще не был так насыщен, как сейчас, ОС Android в 2007 году еще не было, мобильный интернет, как источник основного дохода, и вовсе практически еще не существовал, т.е. во многом рост компании осуществлялся за счет активного роста аудитории по всему миру, не только благодаря стараниям самой компании, сейчас же интернет рынок (как и рынок смартфонов) стал значительно ближе к точке насыщения, за которой последует стагнация.

Есть очень много «встречных ветров» для достижения цели $66 млрд в год. Когда инвесторы это осознают, цена компании может упасть на 25%-40%, как это год назад сделали акции компании Apple. Тогда инвесторы всего лишь переоценили темпы роста производителя смартфонов и планшетов, но вместе с ними сильно (фактически в 2 раза) переоценили сами акции, хотя еще в сентябре 2012 подавляющее большинство аналитиков ожидало $800-900 за акцию. Через пол года акции стоили меньше $400 за бумагу, упав более чем на 40%.

В любом случае, инвесторы должны быть осторожны в своих оптимистичных прогнозах, т.к. сейчас они предъявляют к компании крайне высокие (хотя это не значит, что не обоснованные) требования и на 150% уверены, что эти требования компания Марка Цукерберга выполнит. Как говорится, от любви до ненависти один шаг (из 33 аналитиков Wall Street, которые выставляли последний квартал целевую цену, 27 имеют рейтинг Strong Buy и только и успевают повышать свои target-ы). То, что мы видим сейчас, уместно называть режимом panic buy для бумаги, но ведь существует и panic sell, который всегда рано или поздно наступает, особенно в поведении технологических компаний. В 2012 году компания уже была в противоположной ситуации и уполовинилась по капитализации после IPO всего за 4 месяца. Жадность и страх имеют одинаковую природу и быстро меняются местами.