
1. Хотя статистика банковского сектора (на начало марта) пока еще не отражает интенсивной долларизации сбережений последних 2 недель, вызванных ожиданиями санкций Запада против России, из нее видно, что еще и до этого приток вкладов населения в банки - вполне ожидаемо - прекратился. Уже в декабре обычный сезонный всплеск притока вкладов (вызываемый в основном заблаговременным перечислением на счета физлиц январских зарплат и пенсий) заметно уступал аналогичным показателям предыдущих лет. А за январь-февраль вклады сократились на 0.3%, и такое снижение нельзя объяснить только сезонным фактором (в прошлом году за эти месяцы вклады выросли на 1%, причем на цифру нынешнего года повлияла – в сторону роста – переоценка валютных вкладов).
Последний раз сокращение вкладов населения в банках (с исключением сезонного фактора) наблюдалось ровно 5 лет назад, в феврале 2009. Любопытно отметить, что в отличие от «набега на банки» конца 2008-начала 2009, на сей раз пока практически не наблюдалось и перевода вкладов в валюту. Возможно, это отражает опасения, что в случае особо неблагоприятного развития нынешней ситуации средства на таких счетах могут быть заблокированы или конвертированы в рубли по некоему «историческому курсу», как это было осенью 1998.
2. Прекращение роста депозитной базы банков (в части физлиц) не сказалось в первые 2 месяца года на кредитовании, которое продолжило ранее сложившиеся тенденции (с исключением факторов сезонности и переоценки валютных кредитов в связи с удорожанием валюты). Расширение кредитов населению продолжало замедляться и плавно опустилось в начале года до уровня ниже 20% год. Кредитование предприятий с начала прошлого года расширялось темпами, колеблющимися вокруг 12% год., без какой-либо выраженной тенденции к ускорению или замедлению.
Но, похоже, все эти новости 2-х недельной свежести сейчас утратили актуальность. В условиях высокой неопределенности в отношении будущего вполне вероятно, что банки, во всяком случае небольшие и частные, будут вынуждены держать «кредитные каникулы» до выяснения профиля рисков в новой ситуации.
Ситуация с неплатежами по ссудам населению продолжала ухудшаться, и к началу марта годовой прирост просроченной задолженности достиг 47.6% (4.9% выданных ссуд против 4.2% год назад; это пока еще далеко от максимального прироста просрочек по ссудам населению за 12 мес., с октября 2008 по окт. 2009 они выросли на 76.7%). Однако просроченная задолженность по ссудам предприятиям практически не растет, а в относительных долях даже уменьшилась (до 4.0% против 4.5% на начало марта прошлого года, в значительной мере – из-за переоценки валютных кредитов, увеличившихся в рублевом номинале, притом, что относительный размер просрочек по ним в 3-е меньше, чем по рублевым). В целом по корпоративным ссудам и кредитам населению доля просроченной задолженности снижалась с 6.6% в мае 2010 до минимума 4.1% в декабре 2013, и пока ее уровень (4.3%) никак не угрожает системе в целом.
3. Мало кто ожидал, что ЦБ внесет сегодня какие-то изменения в повышенную 2 недели назад до 7% ключевую ставку. Вдобавок, по примеру американских денежных властей, Банк России задействовал канал информирования о планах в отношении денежно-кредитной политики, заверив, что не собирает снижать ключевую ставку в ближайшие месяцы. Хотя в релизе, по традиции, основное место отведено рассуждениям о соотношении инфляции/выпуска (точнее, его «разрыва» с потенциальным уровнем), очевидно, что не эти соображения являются сегодня для регулятора ключевыми, а удержание финансовой системы от паники и «эффекта домино».
О том, как среагируют совокупный спрос и выпуск на не определившиеся пока еще политические решения и их экономические последствия, гадать довольно бессмысленно. Инфляция же, по итогам марта, по моей оценке, может достичь 6.6% в годовом выражении (против 6.1 в январе и 6.2 в феврале) за счет переноса изменения валютного курса - пока, главным образом, на плодоовощную продукцию, сахар, молокопродукты и рыбу. Постепенно к этому процессу в той или мере подключатся автомобили и другие непродовольственные товары, так что ЦБ не ждет снижения темпов роста потребительских цен до середины года.
* Кроме кредитных, гос. фин. органов и внебюджетных фондов
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба



