Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
"Мечел" не единственный кандидат на штрафные санкции антимонопольного органа » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

"Мечел" не единственный кандидат на штрафные санкции антимонопольного органа

Август слывет в России месяцем различного рода кризисов, так уж сложилось исторически. Однако на улице пока еще июль, а российский финансовый рынок уже находится в панике. Причина тому - компания "Мечел", неприятные события вокруг которой обрушили вниз котировки российских акций
29 июля 2008 ИХ "Финам" | Архив
Август слывет в России месяцем различного рода кризисов, так уж сложилось исторически. Однако на улице пока еще июль, а российский финансовый рынок уже находится в панике. Причина тому - компания "Мечел", неприятные события вокруг которой обрушили вниз котировки российских акций.

Хотя, если проанализировать сложившуюся ситуацию, становится ясно, что причина происходящего - премьер-министр РФ Владимир Путин, заявления которого и "заварили кашу" на фондовом рынке, в связи с чем последний торговый день прошедшей недели уже окрестили "черной пятницей". "Есть у нас такая уважаемая компания - "Мечел". Кстати, ее основного владельца Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на наше совещание, но он вдруг заболел. Так вот, в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в два раз ниже внутренних, а значит, и мировых. А маржа где? В виде налогов для государства?", - возмутился 24 июля на совещании по металлургии в Нижнем Новгороде премьер-министр РФ.

На публичную критику такого рода США отреагировали моментально, понизив АДР компании более чем на треть. Ну а уже на следующий день российский рынок начало лихорадить. Безусловно, досталось всем, но в самом неприятном положении оказались акции металлургов, которые в течение дня упали в среднем на 10%.

Рынок так встряхнуло, что аналитики даже не решались прогнозировать дальнейшее развитие событий, и ждали ответной реакции "Мечела" на предъявленные обвинения. Инвесторы сразу же вспомнили дело "Юкоса", хотя эксперты не спешили с выводами.

Судя по всему, Владимиру Путину такая встряска фондового рынка показалась недостаточной. В понедельник на заседании президиума правительства премьер-министр РФ вновь принялся обсуждать "нечистоплотную" деятельность "Мечела". Он привел новые цифры, отметив, что на внутреннем рынке компания продает коксующийся уголь по 4,1 тысячи рублей за тонну, а своим оффшорным компаниям в Швейцарии - по 1,1 тысячи рублей, а те в свою очередь перепродают его по 323 доллара. "Это приводит к снижению налогооблагаемой базы, уходу от налогов внутри страны, созданию дефицита на рынке РФ и росту цен на металлопродукцию, который отражается в цене товаров по всему спектру", - заявил премьер.

На фоне второй волны негатива, акции "Мечела" с еще большей силой устремились вниз. Так, после окончания торгов на классическом рынке РТС бумага потеряла 34%. Открытие торгов в Нью-Йорке также ознаменовалось падением котировок ADR компании на 13%. По мнению аналитика компании "Антанта-капитал" Евгения Рябкова, реакция рынка на новое заявление Путина была предсказуема. "Сейчас инвесторы слишком чувствительны к любому негативу", - отмечает аналитик, по-прежнему исключая возможность повторения событий с "Юкосом". По его словам, ситуация призвана, скорее всего, стабилизировать цены на металлургическое сырье и сталь на внутреннем рынке, что будет достигнуто переходом компании на долгосрочные контракты.

Развитие истории вокруг "Мечела" указывает на то, что данный конфликт следует рассматривать не с экономической, а с политической точки зрения. Начало ему было положено еще в июне этого года на совещании по угольной отрасли вице-премьера РФ Игоря Сечина. Тогда была достигнута договоренность о том, что угольные компании перейдут на долгосрочные контракты, прежде всего, с российскими агентами, и не будут использовать монопольное положение для увеличения цен на уголь. Взамен российское правительство обещало не вводить пошлины на экспорт угля. Такое решение было поддержано всеми компаниями, за исключением "Мечела".

Отказ, по всей видимости, раздосадовал г-на Сечина. В добавление ко всему "Мечел" отказался продлевать контракты с НЛМК, что, в свою очередь, вызвало недовольство у главы компании Владимира Лисина, обвинившего Зюзина в нарушении Закона "О конкуренции...". После этого началось знаменитое дело против угольных дочек "Мечела" под контролем ФАС. Параллельно, швейцарскими оффшорными схемами заинтересовалось ФСБ. В итоге, отчеты этих двух компаний о деятельности "Мечела" в прошедший четверг легли на стол премьер-министра РФ на совещании в Нижнем Новгороде.

Игорь Зюзин пытался исправить ситуацию. Для начала он лег в больницу и попытался активизировать контакты на уровне федеральных ведомств, а также встретиться с Сечиным. Кроме того он попытался договориться с НЛМК о долгосрочном контракте. "Сейчас будущее "Мечела" зависит от того, насколько эффективно он будет работать в данных направлениях", - говорит ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. В лучшем случае, по его словам, "Мечел" отделается 1% акций на рынке коксующегося угля в качестве штрафа ФАС, в худшем - речь пойдет о продаже некоторых активов компании.

Гендиректор Алексей Мухин также не проводит параллелей с делом "Юкоса". С его точки зрения ситуация вокруг компании "Мечела" носит "характер грозного окрика со стороны органов власти, направленного в адрес компаний, которые в ближайшее время должны отойти от применяемой ими схемы ухода от уплаты налогов такими банальными способами". Конкретизация налоговых претензий со стороны Путина в адрес "Мечела" только подтверждает это, уверяет политолог, и совсем не является, "вторым этапом антимечеловской компании".

Налоговым проблемами "Мечела" (а речь идет о сумме в $ 100 млн), скорее всего, займутся не только антимонопольные органы, но и Федеральная налоговая служба. "Ежегодно любая компания сталкивается с таким неприятным фактом своей деятельности как выставление налоговых недоимок со стороны Федеральной налоговой службы. Поэтому ничего удивительного в этом нет, - продолжает Мухин. - То, что Путин лично "наехал" на компанию говорит только о том, что под его пристальным вниманием находится именно связка металл-уголь. Политических претензий к "Мечелу" в отличие от "Юкоса" нет". Новые претензии ФАС к Evraz Group лишний раз доказывают это.

Компания сейчас ищет компромисс с государственными органами и, вероятно, она его найдет. На сегодняшней встрече с Германом Грефом Дмитрий Медведев выразил уверенность в хороших перспективах российского фондового рынка при условии, если деятельность компаний будет прозрачной и понятной. Эксперты указывают, что за счет такой "взбучки", какую устроили "Мечелу", правительство, возможно, пытается решить вопрос о наполняемости бюджета, который стоит особенно остро после решения снизить налоговую планку для нефтегазовых компаний.

Политологи полагают, в результате предъявленных претензий "Мечел" потеряет гораздо меньшую сумму нежели $ 100 млн, ведь как известно, юридическим службам компаний удается отбить 50 - 70% налоговых претензий. А с учетом того, что Игорь

Зюзин зарекомендовал себя, как достаточно осторожный и расчетливый игрок, обострять отношения о лишний раз он не будет, и вероятнее всего, отделается лишь штрафом.