Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Китай: «больше» не значит «лучше» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Китай: «больше» не значит «лучше»

По новым данным от Всемирного банка, развивающиеся страны Азии, оказывается, еще более сильны, чем считалось ранее. Измеряя по паритету покупательной способности, валовой внутренний продукт Китая может обойти американский показатель уже в этом году. Индия выскочила на третье место, тогда как Индонезия замыкает первую десятку. Как и ожидалось, издания по всему региону трубят о начале долгожданного Века Азии.
5 мая 2014
Однако за этими потрясающими показателями лежит довольно темная история. С точки зрения ВВП на душу населения, Индия не третья, а 127-я. Индонезия занимает 107-е место, а Китай 99-е. Более важно то, что, хотя высокие темпы экономического роста сопровождали крупнейшие страны Азии в течение 20 последних лет, неравенство в Азии также значительно возросло - с 0,33 до 0,46 пунктов в период с 1990 по 2010 год. В данном случае нулевой показатель означает равенство; чем выше число, тем более неуравновешенным является общество.

Людям, которые отстают от элиты, все сложнее достичь верха. Почти 1,6 миллиарда человек, которые живут на менее, чем 2 доллара в день (стандартное определение мировой бедности), становятся все более уязвимы - об этом говорится в отчете Азиатского банка развития. Эти нищие люди сталкиваются с цунами рисков, начиная от быстрорастущей инфляции и заканчивая влиянием изменения климата на сельское хозяйство, сокращением программы стимулирования ФРС, природными катастрофами, мировым финансовым кризисом и так далее.

Что же это означает? Хотя макроэкономическая картина в Азии за последние несколько десятилетий сильно преобразилась, препятствия для экономической мобильности на микроуровне никуда не делись. В настоящее время сеть взаимоотношений все больше ориентирована на то, что значительный прирост прибылей в регионе сосредоточен на 1% населения. И это общая черта, которая обновляет перманентное состояние протеста в Таиланде, разочарование династической политикой в Индии, непрозрачную политическую жизнь в Малайзии, опасения по поводу социального взрыва у Коммунистической партии Китая и сарказм, с которым многие филиппинцы и индонезийцы рассматривают обещания своих правящих элит улучшить уровень их жизни. В Южной Корее обещания президента Пак Кын Хе взять крупнейшие конгломераты под контроль вызывают скорее усмешку, чем уверенность.

Опасность заключается в том, что в Азии такой закостенелый статус кво удерживает миллиарды людей ниже черты среднего класса. Высокий темп роста ВВП был позволил многим миллионам, которые получали 1,25 доллара в день, выйти на уровень 2 или даже 3 долларов. Но зарабатывать 5 или 10 долларов в день, то есть находиться в относительной бедности, уже проблема. Правительства ничего не предпринимают для улучшения социальной и физической инфраструктуры, инвестирования в образование и здравоохранение и борьбы с хронической коррупцией и клановым капитализмом.

Расширение разрыва доходов сказывается на инновациях и производительности. Оно также создает опасную разновидность популизма, которая ориентируется лишь на краткосрочные приоритеты, включая разоряющие бюджет субсидии, жертвуя долгосрочным процветанием. К сожалению, слишком много азиатских лидеров отказываются признавать ту степень, которой достигло неравенство в регионе.

Возьмем Китай, который часто приводится в пример как образец модели развития, позволившей искоренить бедность. Новые данные показывают, что разрыв между доходами бедных и богатых превысил американский и является самым большим в мире. Президента Си Цзиньпина можно простить за то, что он обратился к давнему девизу Ден Сяопина: «Дайте людям сначала разбогатеть». В сегодняшнем Китае «разбогатевшие» в основном представляют собой аппаратчиков Коммунистической партии, а не обычных граждан.

Некоторые исследователи уже указали на то, что повышение показателей ВВП в странах со средним уровнем дохода на самом деле способствует тому, что непритесняемые рынки стимулируют демократизацию мировой экономики. Однако неспособность Азии сузить разрыв между богатыми и бедными указывает на то, что некоторые аспекты капиталистического мира прогнили настолько, что ситуацию порой может спасти только правительство.