7 мая 2014 UFS IC
Продукты животного происхождения и автомобильное топливо в апреле ускорили рост потребительских цен. Также инфляция продолжила отзываться на слабость рубля в январе-феврале. Но уже не так выраженно, как месяцем ранее. Усилия ЦБ по сдерживанию роста цен пока не увенчались особым успехом. В дальнейшем поможет торможение экономики. В мае-июне сохранится инерция роста, после чего затухание спроса и эффект от заморозки тарифов естественных монополий окончательно развернут динамику индекса потребительских цен.
Пока же экономика продолжает расхлебывать «турбулентность» обменного курса и дефицит предложения ряда продуктов. В апреле бизнес продолжил подтягивать отпускные цены к закупочным. Если в непродовольственных товарах и в услугах темпы повышения цен в этом году опередили прошлогодний график лишь в марте и только в апреле это стало заметнее, то цены на продукты питания практически не сбавляют оборотов еще с февраля. В апреле этого вновь не случилось: +1,3% м/м против +0,7% м/м в апреле 2013 года. В годовом выражении инфляция усилилась с 6,9% до 7,3%; базовая без учета регулируемых тарифов и некоторых продуктов питания — с 6,0% до 6,5%. Задача ЦБ, напомним, заключается в понижении инфляции до 5,0%. В этом году регулятор уже вывесил белый флаг. Глава Эльвира Набиуллина признала, что таргет так и не будет достигнут. В силах совета директоров только понижение инфляции ниже 6,0%.
Обвинять в этом ЦБ не стоит: вмешался «всем известный политический фактор». И то, как сейчас реагирует рубль на новую волну эскалации напряженности — немалая заслуга ЦБ. Принятое 25 апреля решение еще больше ужесточить монетарную политику — из разряда дискуссионных. Мы не согласны с тем, что это было необходимо. Разгоняют цены продукты питания — и не только из-за роста импортных цен. Российское животноводство переживает не лучшие времена. На это накладываются ограничительные меры регуляторов. Время от времени Россельхознадзору не нравится качество поставляемых в Россию молока и молочных продуктов. Так, в феврале были введены временные ограничения на поставки говядины и свинины из США и ЕС. В апреле это проявилось в полной мере: цены на мясо и птицу подскочили на 1,5% (в апреле 2013 г. они понизились на 0,9%). С учетом результата, накопленного с начала года (+1,9% против прошлогодних +3,0%), и сохранения ограничений потенциал дальнейшего роста сохраняется. Не случайно во вторник замминистра финансов Дмитрий Орешкин не исключил, что инфляция в июне окажется на 0,1% выше его предыдущей оценки в 7,5%. Именно по этой причине.
Схожая ситуация и с молоком и рыбой. Здесь тоже не обошлось без влияния заботы государства о здоровье российских граждан, а также без шлейфа нерешенных ранее проблем. Однако с начала года цены на молоко и молочную продукцию уже и так выросли на 7,3% (+1,9%), а на рыбу и морепродукты — на 4,6% (+1,0%), что заставляет ожидать торможения темпов их подъема. Что может произойти в мае, как это случилось с ценами на фрукты и овощи. В апреле рост цен в данном сегменте составил 2,3% против прошлогодних 3,6% — за январь-апрель цены увеличились быстрее на 5,3%. В итоге, если исключить плодоовощную продукцию, продовольственная инфляция составила 1,2%, что втрое выше значения 2013 года.
В непродовольственных товарах таким провоцирующим инфляцию фактором стал бензин. Средние расходы владельцев автомобилей в апреле увеличились на 0,8%. Эффект слабого рубля проник и в другие компоненты индекса непродовольственных цен: превышение прошлогодних темпов составило от 0,1 до 0,3%. Заметнее всего оно оказалось в строительных материалах.
Повышение цен на бензин привело к удорожанию услуг пассажирского транспорта (+2,4% против +1,0%). Эффект переноса слабого рубля продолжил сказываться на стоимости отдыха за рубежом (с начала года она выросла на 7,9%, в январе-апреле 2013 г. — на 2,2%). Быстрее в апреле этого года повысились цены на медицинские услуги и услуги страхования. Зато квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг в апреле не огорчили потребителей, поскольку цены в среднем остались на уровне марта.
В апреле продолжение разгона инфляции было неминуемо. Консенсус-прогноз месячного роста в 0,9% стал свершившимся фактом после публикации отчета Росстата. На последнем заседании свое решение повысить ключевую ставку регулятор объяснил более значительным, чем ожидалось, воздействием ослабления рубля на динамику потребительских цен. Статистика за март и апрель подтвердила тревогу ЦБ. С учетом стабилизации и укрепления рубля в марте-апреле влияние обменного курса на динамику цен в дальнейшем должно ослабнуть. В мае инфляция покажет пик, после чего возьмет курс на понижение. С учетом складывающейся ситуации на Украине ЦБ будет готов вернуться к прежним параметрам монетарной политики не ранее III кв.
На валютном рынке не стоит ожидать возвращения к временам каждодневного повышения коридора бивалютной корзины и значительного расходования золотовалютных резервов. Для экономики высокая стоимость заимствований может притормозить рост корпоративного кредитования и отложить на неопределенное будущее момент возвращения в позитивную зону темпов роста инвестиций в основной капитал. На локальном рынке облигаций стоит ожидать постепенного «размораживания» активности и возобновления размещений теми эмитентами, которые смогут «переварить» столь высокие ставки. На фондовом рынке все будет завязано на ситуации на Украине. Будет идти борьба между низкой оцененностью и размышлениями насчет справедливых премий за риск втягивания России в украинский конфликт


Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба

