Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Европе грозит резкий спад цен на акции » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Европе грозит резкий спад цен на акции

Рынки, несомненно, полагают, что еврокризис закончился. В большинстве периферийных стран Европы доходности облигаций упали ниже докризисных уровней. Особенной популярностью пользуются активы из стран Южной Европы. Может ли это быть прелюдией к резкому коллапсу фондового рынка?
20 мая 2014 Архив
Рынки, несомненно, полагают, что еврокризис закончился. В большинстве периферийных стран Европы доходности облигаций упали ниже докризисных уровней. Особенной популярностью пользуются активы из стран Южной Европы. Может ли это быть прелюдией к резкому коллапсу фондового рынка?

Последний кризис прекрасно вписался в общую схему, описанную американским экономистом Хайманом Мински. Преувеличенная вера инвесторов в стабильность приводит к тому, что цены на активы начинают устанавливаться по отсутствию плохих новостей, например, о просрочке по облигациям суверенных займов. А вот после того, как появляются некоторые проблемы, например, серьезная возможность невыплаты, и возникает резкая нестабильность.

Избыточная уверенность бытовала на рынках в течение десяти лет с 1998 по 2008 год, хотя кризис продолжался еще пару лет. В течение большей части данного периода инвесторы требовали повышения процентных ставок лишь на 0,2% по португальским облигациям по сравнению с немецкими долговыми инструментами сопоставимого класса, что существенно ниже 5% в 1995 году. В пик кризиса в 2012 году спред составил 15 процентных пунктов.

Уверенность, безусловно, возвращается на рынки. Теперь инвесторы требуют меньшую премию для покупку облигаций, продаваемых компаниями из периферии еврозоны, по отношению к облигациям из северных стран Европы, чем до начала финансового кризиса в 2008 году. Такие данные приводит Credit Suisse. По данным Starmine, банки в Испании торгуются с большей премией к нетто-капиталу, чем их коллеги из США. А процентные ставки, оплачиваемые ранее проблемными правительствами Испании, Португалии и Италии вообще находятся на рекордно низком уровне.

Однако, хотя рынки крайне раздуты, это все же не пузырь. С одной стороны, имеется немало поводов для оптимизма. Торговый дисбаланс и фискальный дефицит в рамках валютного союза сократились. Введение банковского союза все ближе, а обещания взаимной поддержки все прочнее. Недавние темпы квартального роста ВВП в 0,2% по-прежнему низки, но, во всяком случае, тенденция является положительной. А Европейский центральный банк определенно настроен помочь, несмотря на проблемы с созданием единой монетарной политики во фрагментированном регионе.

Однако энтузиазм все еще имеет достаточно сдержанный характер. Хотя разрыв между 10-летними испанскими и немецкими облигациями только в этом году сократился на более чем 50 базисных пунктов и сейчас составляет 4,5 процентных пункта после пика в 2012 году, нынешние 150 базисных пунктов все еще существенно выше отрицательного спреда в 2004 году. Текущая стоимость испанской задолженности все еще подразумевает возможность реструктуризации или развала еврозоны в течение следующих 10 лет на уровне один к пяти.

Впрочем, хорошие новости и признаки улучшения ситуации на рынке являются типичными событиями в средней фазе цикла Мински. Вопрос заключается в том, направляются ли рынки в стороны опасной зоны.

Имеется немало причин для беспокойства по поводу среднесрочной перспективы. Европейский центральный банк может столкнуться с проблемами, вызванными Конституционным судом Германии, или просто может не смочь помочь еврозоне выйти из экономического кризиса. Стремление правительств сократить дефициты и нежелание принимать реформы или списывать избыточную задолженность уже сдерживает восстановление экономики. Слабые экономические показатели лишь подогревают недовольство избирателей. Рост влияния евроскептических или радикальных партий во многих странах создает явление, названное специалистами Deutsche Bank «большим слабым центром», который состоит из коалиционных правительств, стремящихся к компромиссам и полумерам.

И если ситуация не изменится в следующие несколько лет, все это ударит по странам-должникам, а у центрального банка не хватит пространства для маневра. Для инвесторов, пребывающих в слепой уверенности, все может вылиться в крайне высокий уровень нестабильности.