Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Риски для банковского сектора РФ остаются высокими » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Риски для банковского сектора РФ остаются высокими

Экономические риски банковского сектора России по-прежнему оцениваются нами как более высокие, чем соответствующие риски большинства сопоставимых стран
Открыть фаил
19 июня 2014 Архив
Экономические риски банковского сектора России по-прежнему оцениваются нами как более высокие, чем соответствующие риски большинства сопоставимых стран. По нашему мнению, основными препятствиями для устойчивого экономического роста в России являются ее сильная зависимость от сырьевых ресурсов, неконкурентоспособность неэкспортных отраслей и низкие темпы проведения структурных реформ.

В 2013 году темпы роста значительно замедлились, и ожидается, что в ближайшие два-три года они останутся низкими. Мы считаем, что это представляет собой существенную проблему для экономики и банковского сектора России. Кроме того, геополитическая напряженность в отношениях между Россией и Украиной обусловила снижение доверия иностранных и российских инвесторов, о чем свидетельствует значительный отток капитала из России в начале 2014 года. Мы ожидаем, что замедление экономического роста и усиление кредитных рисков будут ограничивать потенциал роста российского банковского сектора и могут обусловить повышение стоимости фондирования, рост потерь по кредитам и давление на показатели прибыльности и капитализации российских банков.

Мы оцениваем тенденцию развития экономических рисков в России как негативную: темпы роста экономики значительно замедлились, а показатели внешнего финансирования могут ухудшиться. Мы прогнозируем рост ВВП на уровне около 0,6% в 2014 г. и в среднем почти 2% в 2014-2017 гг., что существенно ниже средних темпов роста на уровне 7% в 2004-2008 гг. Мы также отмечаем высокую вероятность того, что замедление темпов экономического роста будет еще более сильным. Снижение потребительского спроса в ближайшие два года не будет способствовать экономическому росту. Риски, связанные с геополитической напряженностью отношений между Россией и Украиной, вероятнее всего, останутся высокими — как и давление на рубль и рынки капитала. Эта ситуация может обусловить дальнейшее ухудшение уже сейчас сложных условий ведения бизнеса для банков, что приведет к замедлению темпов роста кредитования, более значительным потерям по кредитам, снижению показателей прибыльности и капитализации банков. Соответственно, мы ожидаем, что объем потерь по кредитам составит около 3% в 2014 г. (в сравнении с почти 2% в 2013 г.), но останется ниже пикового уровня 2009-2010 г.

Отраслевые риски в России также остаются более высокими, чем у большинства сопоставимых стран. С нашей точки зрения, банковское регулирование в России традиционно носит довольно формалистский и усложненный характер, что позволяет некоторым банкам фактически следовать букве, а не духу закона. Вместе с тем мы отмечаем постепенное совершенствование банковского регулирования.

Мы оцениваем тенденцию развития отраслевых рисков в российском банковском секторе как негативную, поскольку прогнозируем усиление давления на показатели прибыльности и характеристики фондирования российских банков в ближайшие два года. Мы полагаем, что ухудшение доверия инвесторов к России приведет к еще большему ограничению доступа российских банков к мировым финансовым рынкам и менее благоприятным условиям заимствований для российских банков. Значительный отток капитала в начале 2014 г. способствовал повышению волатильности внутреннего рынка капитала. На наш взгляд, государственные и крупнейшие частные банки могут выиграть от перетока средств клиентов небольших финансовых организаций и обслуживания крупных корпоративных клиентов, доступ которых к внешним финансовым рынкам ухудшится. Как следствие, доминирование крупных государственных банков в банковском секторе страны, вызывающее искажение конкуренции на рынке, может усилиться в ближайшие годы. В результате этого и без того сложные условия ведения бизнеса для российских банков могут ухудшиться, особенно для небольших и средних финансовых организаций.

Институциональная система: ряд заметных улучшений в системе банковского регулирования, но по-прежнему низкая вероятность устранения ключевых системных недостатков в ближайшем будущем

Мы считаем, что процесс банковского регулирования и надзора в России соответствует тому, что мы наблюдаем во многих зрелых банковских системах, и постепенно улучшается. Вместе с тем достаточно формалистский подход к банковскому надзору, значительная склонность банков к принятию рисков и некоторые другие недостатки по-прежнему актуальны, что препятствует повышению эффективности банковского регулирования и обусловливает нестабильность сектора. Поэтому наша общая оценка качества банковского регулирования и надзора в России остается "слабой".

Мы отмечаем традиционно высокий уровень практики внутригруппового кредитования и концентрации кредитных портфелей банков на отдельных контрагентах. Некоторые российские компании, включая банки, традиционно имеют сложную структуру собственности и организационную структуру, и эти особенности не в полной мере учтены системой банковского регулирования и надзора. Кроме того, у Банка России недостаточно практических инструментов для предотвращения принятия финансовыми организациями слишком высоких рисков под влиянием государства или собственников банков. Несмотря на официальный статус Банка России как независимого органа, мы полагаем, что он не защищен от давления или вмешательства со стороны правительства.

Вместе с тем мы отмечаем ряд позитивных мер, принятых в банковском регулировании и надзоре в последние годы:

- В 2013 г. Банк России отозвал лицензии у нескольких финансовых организаций по причине недостоверной отчетности, недостаточного объема капитала и осуществления банками сомнительных операций. Во всех случаях Банк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) продемонстрировали профессионализм и предотвратили возможную нестабильность банковского сектора.

- Регулирующие органы продолжают работу по внедрению стандартов Basel III и с 2014 г. планируют введение более строгих требований к капиталу. По нашему мнению, это обусловит постепенное укрепление базы капитала банковского сектора.

- В 2013 г. Банк России принял ряд мер по ограничению роста розничного кредитования, что привело к заметному снижению темпов роста в этом сегменте.

По нашему мнению, назначение бывшего министра экономического развития и торговли Эльвиры Набиуллиной на должность председателя Банка России в 2013 г. является продолжением этих позитивных изменений. Мы ожидаем, что Банк России продолжит принимать меры, обеспечивающие стабильность банковского сектора, в том числе в отношении банков, которые не выполняют требования банковского регулирования или занимаются сомнительной деятельностью.

В настоящее время разрабатываются несколько новых нормативных актов, и мы ожидаем, что они будут приняты в ближайшее время. Это окажет дополнительное позитивное влияние на уровень рисков банковского сектора, включая:

- банковское регулирование на консолидированной основе;

- ограничение кредитования связанных сторон;

- составление перечня системно значимых банков и более строгое регулирование и надзор в отношении банков, которые характеризуются большой значимостью для банковской системы;

- усиление контроля над источниками капитала новых акционеров банка, владеющих более чем 10% его капитала.

Мы оцениваем эффективность деятельности российских органов банковского регулирования и надзора в прошлые периоды как адекватную. Мы полагаем, что меры, принятые в период финансового кризиса 2008-2009 гг., позволили стабилизировать банковскую систему и снизить негативные последствия кризиса для экономики. Вместе с тем мы полагаем, что они по-прежнему не обеспечивают решения некоторых серьезных проблем банковской системы, в частности касающихся значительного объема сделок со связанными сторонами, недостатков корпоративного управления, а также отсутствия эффективного мониторинга и своевременного выявления проблем в некоторых банках.

В 2013-2014 гг. Банк России отозвал около 70 банковских лицензий. В российском банковском секторе по-прежнему действуют примерно 900 финансовых организаций, при этом многие небольшие банки обслуживают преимущественно интересы своих собственников. На наш взгляд, в случае применения регулятором строгого стресс-тестирования некоторые небольшие и средние банки будут неспособны его пройти. Мы прогнозируем постепенную консолидацию банковского сектора, обусловленную мерами регулирующих органов по повышению требований к капиталу банков и ужесточению регулирования.

Мы оцениваем качество управления и прозрачность российского банковского сектора как слабые. Эта оценка негативно влияет на нашу общую оценку институциональной системы. Низкое качество менеджмента и корпоративного управления является основным недостатком российского банковского сектора.

Базовые депозиты клиентов

После кризиса 2009 г. российские банки улучшили характеристики фондирования — главным образом за счет значительного расширения базы депозитов. Отношение объема базовых депозитов (рассчитываемое как сумма 50% корпоративных депозитов и 100% розничных депозитов) к общему объему кредитов составляло около 77% в конце 2013 г. по сравнению с 62% в 2008 г. Однако в начале 2014 г. темпы роста депозитов (в частности, розничных) начали снижаться вследствие негативных тенденций в экономике и усиления геополитической напряженности. Мы ожидаем, что темпы роста депозитов в 2014-2015 гг. будут значительно ниже, чем в 2012-2013 гг. (в среднем 16%), а внешние источники фондирования, в частности средства Банка России, будут использоваться во все большем объеме — с целью компенсации постепенного сокращения финансирования, привлекаемого на коммерческом рынке.

Начиная со второй половины 2013 г. мы отмечали значительный переток средств клиентов, который позитивно отразился на показателях государственных и крупных частных банков, в то время как небольшие финансовые организации оказались чувствительными к риску, связанному с оттоком депозитов. Мы считаем эту потенциальную волатильность и концентрацию источников фондирования, характерную для небольших банков, дополнительными рисками. На долю 20 крупнейших вкладчиков небольших банков часто приходится около 50% их совокупных обязательств или более. Эти факторы риска не в полном объеме отражаются в относительно высоких коэффициентах фондирования на уровне банковской системы.

Кроме того, мы отмечаем увеличение доли валютных депозитов в общем объеме депозитов вследствие ослабления рубля и замедления темпов экономического роста. В конце марта 2014 г. доля валютных депозитов в общем объеме депозитов составляла 28,7% (в корпоративном секторе — 36%, в розничном — 20,3%). Принимая во внимание ограниченную способность банков выдавать кредиты, номинированные в иностранной валюте, мы полагаем, что это обусловит повышение рисков, связанных с несоответствием валютной структуры активов и обязательств, и увеличение стоимости фондирования в результате расходов на хеджирование.

На наш взгляд, российский банковский сектор является "как минимум умеренно стабильным". Увеличение доли государственных банков и повышение концентрации рынка — тенденции, которые, как мы ожидаем, сохранятся в ближайшей перспективе. С нашей точки зрения, вероятность появления на рынке новых участников невысока вследствие очень прочного положения государственных банков, их влияния на ценообразование и существующих барьеров для вхождения на рынок. Показатели прибыльности профильной банковской деятельности в целом по сектору оцениваются как адекватные.

Мы считаем, что доминирование государственных банков искажает рыночную конкуренцию, ограничивая кредитоспособность частных банков. На долю четырех крупнейших государственных банковских групп приходится почти 57% активов системы, и мы прогнозируем возможное увеличение их рыночной доли в ближайшие два года. Крупнейшие государственные банки имеют привилегированный доступ к фондированию, что создает для них преимущества в ценообразовании и позволяет выбирать наиболее кредитоспособных заемщиков. Это приводит к усилению давления на другие банки, которые вынуждены работать в сегментах с более высоким уровнем риска, чтобы компенсировать недостаточно высокую маржу. Роль небанковских организаций в финансовом секторе невелика и ограничена проведением специализированных операций.

На наш взгляд, правительство сохранит контрольные пакеты акций в банковском секторе в ближайшие три-пять лет, однако небольшие доли в некоторых государственных банках могут быть проданы.