19 июня 2014 Архив
Банк Англии изо всех сил пытается убедить мир в том, что он вскоре поднимет учетные ставки. Однако пока эти попытки выглядят не очень убедительно: Марк Карни может просто пытаться провернуть фокус, который использовал его предшественник Мервин Кинг, позаимствовавший пару трюков у бывшей звезды футбола Диего Марадоны.
Кинг описал свою «теорию учетных ставок Марадоны» в лекции в мае 2005 года. Он вспомнил, как Англия проиграла Аргентине на Чемпионате мира 1986 года в Мексике после того, как Марадона обвел пять игроков во время 50-метрового забега со своей половины поля и забил гол. «Однако самым удивительным во всем этом является тот факт, что Марадона бежал практически по прямой, - писал Кинг. - Поскольку английские защитники «ожидали от Марадоны движения вправо или влево, он смог просто пробежать прямо».
Кинг продложил рассуждать о том, что центральные банки также могут порой обеспечивать стабильность цен за счет движения по прямой линии и сохранения неизменного размера учетных ставок. Аналогично тому, как английские защитники ожидали от Марадоны финтов, трейдеры и инвесторы также могут ожидать изменения монетарной политики - что повлияет на кредитные условия без фактического вмешательства центрального банка.
Комитет по монетарной политике Банка Англии в протоколе совещания от 4-5 июня заявил о том, что «относительно низкая вероятность повышения ставок в этом году, которая заложена в некоторые цены на финансовом рынке, несколько удивляет». На минувшей неделе Карни заявил, что первый сеанс увеличения учетных ставок «может случиться раньше, чем ожидают на рынке». Сразу после этого заявления цены на рынке фьючерсных контрактов взлетели до небес. Потому Карни уже создал некоторое ужесточение кредитных условий, хотя ни один из девяти членов Комитета фактически не проголосовал за повышение стоимости заимствования.
Карни может говорить о стоимости заимствования все, что угодно, - но совсем не обязательно, что все будет так, как он говорит. В мае 2011 года, когда он настоял на уменьшении учетной ставки на 1%, еще будучи на посту управляющего Банка Канады, Карни предупредил, что «существенное количество средств монетарного стимулирования, действующих в настоящее время, в конечном итоге будет отменено». В июле того же года центральный банк под его началом отказался от слов «в конечном итоге», а декабре банк уже просто заявлял, что «вероятно, потребуется отмена некоторых средств монетарного стимулирования».
Однако Банк Канады так до сих пор ничего и не сделал с учетными ставками - ни до окончания мандата Карни на посту его руководителя, ни после этого.
Строго говоря, Карни повысил ставку овернайтов в 2010 году вдвое, сначала до 0,5% с 0,25% в июне, а затем с 0,5% до 1% в сентябре. Однако эти действия были заранее прогнозируемы. Впрочем, его предупреждения, сделанные в период с 2011 по 2012 год, успешно подсказали трейдерам вытолкнуть ставки на валютном рынке выше, чем те могли бы оказаться без изменения центральным банком размера базовой ставки.
Политическая ставка Банка Англии замерла на историческом минимуме в 0,5%, куда ее опустили еще в марте 2009 года. Комментарии Карни, сделанные в этом месяце, убедили экономистов в том, что под конец года ставку все же поднимут, тогда как ранее в качестве самого раннего срока для повышения ставок рассматривался 2015 год. Что ж – не удивляйтесь, если его угрозы окажутся такими же пустыми, как и надежды Англии на Кубок мира в 1986 году.
Марк Карни меняет мир
«Многие гадают, когда именно начнется первый этап подъема учетных ставок… Впрочем, все может произойти раньше, чем ожидают участники рынков», - так сказал управляющий Банком Англии Марк Карни по время своей ежегодной речи в Мэншн-Хаус. Курс фунта стерлингов тут же взлетел - ведь Карни отклонился от общего курса деятельности всех основных центральных банков. Но почему слова главы Банка Англии оказались настолько значимы?
На валюту влияют многие факторы, в частности, геополитика, темпы роста и прочие экономические показатели, слияния и поглощения, политика и резервы центрального банка. Но ничто не оказывает такого влияния, как разница учетных ставок. Именно потому Карни и заставил встряхнуться весь рынок.
«Фунт стерлингов, вероятно, окажется более устойчивым, поскольку Банк Англии станет первым крупным центральным банком, который начал увеличивать учетные ставки уже в этом году», - пишет специалист по стратегии валютного рынка Ли Хардмен из Bank of Tokyo Mitsubishi. Говоря проще: «В краткосрочной перспективе показатели Великобритании лучше, и Карни настроен повысить ставки раньше, чем Дженет Йеллен. «Смысла сопротивляться этому практически нет», - считает Кит Джукс из Societe Generale.
Перед выступлением Карни рынок ожидал повышения учетных ставок Банком Англии в мае следующего года. После его речи ориентировочные сроки сдвинулись уже на январь; а некоторые эксперты говорят, что ставки будут подняты уже в конце этого года. «Рынок ориентировался на то, что в течение следующих 12 месяцев произойдет лишь один этап повышения ставок, а сейчас имеется 80-процентная вероятность того, что таких этапов будет два», - говорит Камилла Саттон, ведущий специалист по стратегии валютного рынка из Scotiabank. Что же стоит за такой переменой мнения Карни?
Британская экономика неожиданно набрала ход. В первом квартале текущего года рост ВВП составил 0,8%, и Великобритания вырвалась на первое место по показателям экономического роста среди стран Большой семерки. «Экономический рост оказался намного выше, а безработица упала намного быстрее, чем мы того ожидали в день прошлой моей речи в Мэншн-Хаус», - отметил Карни, и, хотя он и подал сигнал о том, что учетные ставки будут повышаться постепенно, рынки пришли боевое настроение. Заместитель Карни Чарли Бин заявил, что повышение учетной ставки может быть признаком того, что Великобритания «постепенно возвращается в норму… что доказывает факт восстановления экономики».
Следующей проверкой на прочность для фунта стерлингов станет публикация протоколов последнего совещания комитета по монетарной политике - что произойдет уже сегодня.
«Реакция рынка на протоколы будет очень сильной при наличии в них несовпадения мнений, - отмечают аналитики компании Brown Brothers Harriman под руководством Марка Чендлера. - Фунт будет расти и дальше, а вот фьючерсы на краткосрочные процентной ставки станут продаваться. Расхождение во взглядах может послужить лишь дополнительным стимулом для обсуждения первого повышения учетной ставки еще до конца текущего года».
Но самое удивительное во всем этом - то, что центральные банки мира все еще прикованы к политике конкурентной девальвации, которая направлена на ослабление национальной валюты или же, по крайней мере, имеет косвенный эффект уменьшения ее курса. Такие виды политики включают в себя количественное смягчение, низкие учетные ставки, а также обещания упростить монетарные условия. Слабость валюты сегодня считается благословением, главным образом, потому, что она позволяет стимулировать экспорт и такой необходимый экономический рост. Кроме того, более устойчивая валюта также способна развеять опасения по поводу дефляции, а в этом заинтересован даже Европейский центральный банк.
Так почему же Карни не боится укрепления фунта?
«Фунт стерлингов сильно подешевел после мирового финансового кризиса, потому сейчас происходит лишь возврат ситуации на круги своя. И он еще не настолько дорогой, - отметил глава отдела стратегии валютного рынка в Nomura Йенс Нордвиг. - Поэтому Карни не сильно переживает, ведь Великобритании дефляция грозит не так сильно, как другим странам».
Здесь удивительны отличия политик основных центральных банков. ЕЦБ недавно анонсировал серию мер, включая отрицательную депозитную ставку, Банк Японии полностью перешел на агрессивное количественное смягчение, а Федеральная резервная система все еще работает с крайне низкими учетными ставками и упрощенной монетарной политикой. Некоторые эксперты ожидают, что ФРС, с учетом нормализации политики и улучшения состояния экономики США, может последовать примеру Банка Англии.
«Удивившая всех речь в Мэншн-Хаус может повысить интерес инвесторов к заседанию FOMC. Они будут пытаться понять, собирается ли ФРС начинать период нормализации политики или же будет продолжать придерживаться облегченной политики максимально долго», - отметил в своем отчете Стивен Энгландер из Citigroup. Однако он все же приходит к выводу о том, что «FOMC и Дженет Йеллен сохранят миролюбивую позицию, потому изменение политики Банка Англии приведет к падению курса доллара США на следующей неделе».
Но наибольший выигрыш будет все же заметен в паре фунт стерлингов - евро, ведь два центральных банка открыто идут разными путями. Евро уже достиг самого низкого курса по отношению к фунту стерлингов за последние 20 месяцев. Однако специалисты по стратегии отмечают, что место для снижения еще есть - ведь центральные банки сейчас движутся в диаметрально противоположных направлениях впервые с начала финансового кризиса.
Кинг описал свою «теорию учетных ставок Марадоны» в лекции в мае 2005 года. Он вспомнил, как Англия проиграла Аргентине на Чемпионате мира 1986 года в Мексике после того, как Марадона обвел пять игроков во время 50-метрового забега со своей половины поля и забил гол. «Однако самым удивительным во всем этом является тот факт, что Марадона бежал практически по прямой, - писал Кинг. - Поскольку английские защитники «ожидали от Марадоны движения вправо или влево, он смог просто пробежать прямо».
Кинг продложил рассуждать о том, что центральные банки также могут порой обеспечивать стабильность цен за счет движения по прямой линии и сохранения неизменного размера учетных ставок. Аналогично тому, как английские защитники ожидали от Марадоны финтов, трейдеры и инвесторы также могут ожидать изменения монетарной политики - что повлияет на кредитные условия без фактического вмешательства центрального банка.
Комитет по монетарной политике Банка Англии в протоколе совещания от 4-5 июня заявил о том, что «относительно низкая вероятность повышения ставок в этом году, которая заложена в некоторые цены на финансовом рынке, несколько удивляет». На минувшей неделе Карни заявил, что первый сеанс увеличения учетных ставок «может случиться раньше, чем ожидают на рынке». Сразу после этого заявления цены на рынке фьючерсных контрактов взлетели до небес. Потому Карни уже создал некоторое ужесточение кредитных условий, хотя ни один из девяти членов Комитета фактически не проголосовал за повышение стоимости заимствования.
Карни может говорить о стоимости заимствования все, что угодно, - но совсем не обязательно, что все будет так, как он говорит. В мае 2011 года, когда он настоял на уменьшении учетной ставки на 1%, еще будучи на посту управляющего Банка Канады, Карни предупредил, что «существенное количество средств монетарного стимулирования, действующих в настоящее время, в конечном итоге будет отменено». В июле того же года центральный банк под его началом отказался от слов «в конечном итоге», а декабре банк уже просто заявлял, что «вероятно, потребуется отмена некоторых средств монетарного стимулирования».
Однако Банк Канады так до сих пор ничего и не сделал с учетными ставками - ни до окончания мандата Карни на посту его руководителя, ни после этого.
Строго говоря, Карни повысил ставку овернайтов в 2010 году вдвое, сначала до 0,5% с 0,25% в июне, а затем с 0,5% до 1% в сентябре. Однако эти действия были заранее прогнозируемы. Впрочем, его предупреждения, сделанные в период с 2011 по 2012 год, успешно подсказали трейдерам вытолкнуть ставки на валютном рынке выше, чем те могли бы оказаться без изменения центральным банком размера базовой ставки.
Политическая ставка Банка Англии замерла на историческом минимуме в 0,5%, куда ее опустили еще в марте 2009 года. Комментарии Карни, сделанные в этом месяце, убедили экономистов в том, что под конец года ставку все же поднимут, тогда как ранее в качестве самого раннего срока для повышения ставок рассматривался 2015 год. Что ж – не удивляйтесь, если его угрозы окажутся такими же пустыми, как и надежды Англии на Кубок мира в 1986 году.
Марк Карни меняет мир
«Многие гадают, когда именно начнется первый этап подъема учетных ставок… Впрочем, все может произойти раньше, чем ожидают участники рынков», - так сказал управляющий Банком Англии Марк Карни по время своей ежегодной речи в Мэншн-Хаус. Курс фунта стерлингов тут же взлетел - ведь Карни отклонился от общего курса деятельности всех основных центральных банков. Но почему слова главы Банка Англии оказались настолько значимы?
На валюту влияют многие факторы, в частности, геополитика, темпы роста и прочие экономические показатели, слияния и поглощения, политика и резервы центрального банка. Но ничто не оказывает такого влияния, как разница учетных ставок. Именно потому Карни и заставил встряхнуться весь рынок.
«Фунт стерлингов, вероятно, окажется более устойчивым, поскольку Банк Англии станет первым крупным центральным банком, который начал увеличивать учетные ставки уже в этом году», - пишет специалист по стратегии валютного рынка Ли Хардмен из Bank of Tokyo Mitsubishi. Говоря проще: «В краткосрочной перспективе показатели Великобритании лучше, и Карни настроен повысить ставки раньше, чем Дженет Йеллен. «Смысла сопротивляться этому практически нет», - считает Кит Джукс из Societe Generale.
Перед выступлением Карни рынок ожидал повышения учетных ставок Банком Англии в мае следующего года. После его речи ориентировочные сроки сдвинулись уже на январь; а некоторые эксперты говорят, что ставки будут подняты уже в конце этого года. «Рынок ориентировался на то, что в течение следующих 12 месяцев произойдет лишь один этап повышения ставок, а сейчас имеется 80-процентная вероятность того, что таких этапов будет два», - говорит Камилла Саттон, ведущий специалист по стратегии валютного рынка из Scotiabank. Что же стоит за такой переменой мнения Карни?
Британская экономика неожиданно набрала ход. В первом квартале текущего года рост ВВП составил 0,8%, и Великобритания вырвалась на первое место по показателям экономического роста среди стран Большой семерки. «Экономический рост оказался намного выше, а безработица упала намного быстрее, чем мы того ожидали в день прошлой моей речи в Мэншн-Хаус», - отметил Карни, и, хотя он и подал сигнал о том, что учетные ставки будут повышаться постепенно, рынки пришли боевое настроение. Заместитель Карни Чарли Бин заявил, что повышение учетной ставки может быть признаком того, что Великобритания «постепенно возвращается в норму… что доказывает факт восстановления экономики».
Следующей проверкой на прочность для фунта стерлингов станет публикация протоколов последнего совещания комитета по монетарной политике - что произойдет уже сегодня.
«Реакция рынка на протоколы будет очень сильной при наличии в них несовпадения мнений, - отмечают аналитики компании Brown Brothers Harriman под руководством Марка Чендлера. - Фунт будет расти и дальше, а вот фьючерсы на краткосрочные процентной ставки станут продаваться. Расхождение во взглядах может послужить лишь дополнительным стимулом для обсуждения первого повышения учетной ставки еще до конца текущего года».
Но самое удивительное во всем этом - то, что центральные банки мира все еще прикованы к политике конкурентной девальвации, которая направлена на ослабление национальной валюты или же, по крайней мере, имеет косвенный эффект уменьшения ее курса. Такие виды политики включают в себя количественное смягчение, низкие учетные ставки, а также обещания упростить монетарные условия. Слабость валюты сегодня считается благословением, главным образом, потому, что она позволяет стимулировать экспорт и такой необходимый экономический рост. Кроме того, более устойчивая валюта также способна развеять опасения по поводу дефляции, а в этом заинтересован даже Европейский центральный банк.
Так почему же Карни не боится укрепления фунта?
«Фунт стерлингов сильно подешевел после мирового финансового кризиса, потому сейчас происходит лишь возврат ситуации на круги своя. И он еще не настолько дорогой, - отметил глава отдела стратегии валютного рынка в Nomura Йенс Нордвиг. - Поэтому Карни не сильно переживает, ведь Великобритании дефляция грозит не так сильно, как другим странам».
Здесь удивительны отличия политик основных центральных банков. ЕЦБ недавно анонсировал серию мер, включая отрицательную депозитную ставку, Банк Японии полностью перешел на агрессивное количественное смягчение, а Федеральная резервная система все еще работает с крайне низкими учетными ставками и упрощенной монетарной политикой. Некоторые эксперты ожидают, что ФРС, с учетом нормализации политики и улучшения состояния экономики США, может последовать примеру Банка Англии.
«Удивившая всех речь в Мэншн-Хаус может повысить интерес инвесторов к заседанию FOMC. Они будут пытаться понять, собирается ли ФРС начинать период нормализации политики или же будет продолжать придерживаться облегченной политики максимально долго», - отметил в своем отчете Стивен Энгландер из Citigroup. Однако он все же приходит к выводу о том, что «FOMC и Дженет Йеллен сохранят миролюбивую позицию, потому изменение политики Банка Англии приведет к падению курса доллара США на следующей неделе».
Но наибольший выигрыш будет все же заметен в паре фунт стерлингов - евро, ведь два центральных банка открыто идут разными путями. Евро уже достиг самого низкого курса по отношению к фунту стерлингов за последние 20 месяцев. Однако специалисты по стратегии отмечают, что место для снижения еще есть - ведь центральные банки сейчас движутся в диаметрально противоположных направлениях впервые с начала финансового кризиса.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
