4 августа 2014 Архив
В середине 1990-х экономические горизонты Америки неожиданно прояснились. Производительность взлетела. Иммигранты и иностранный капитал потекли в страну, чтобы воспользоваться возможностями, которые открывала перед ними "Новая экономика". Ставка безработицы упала до 4% на фоне низкой инфляции. Все это убедило экономистов, что потенциальный показатель роста американской экономики - скорость, с которой она может расти, сохраняя при этом стабильные показатели инфляции и безработицы - увеличился с долгосрочного среднего значения 3% до 3.5% или даже выше. Увы, никакой новой экономики больше нет. Восстановление после кризиса 2008-2009 годов было самым медленным и вялым за всю послевоенную эпоху, при этом есть все основания полагать, что потенциальный показатель роста существенно снизился. Два его основных фактора - предложение на рынке труда и рост производительности - оставляют желать лучшего. А динамика прошлого года выглядит особенно удручающе: Рабочая сила в Америке совсем не увеличилась, а объем производства в рабочий час и вовсе снизился. МВФ недавно понизил оценку потенциального роста экономики США до 2%. А некоторые экономисты полагают, что он не превышает 1.75%
До недавнего времени снижение потенциала не оказывало заметного влияния на реальную экономику. В результате глубокой рецессии и слабого восстановления экономика по-прежнему не дотягивает до своего потенциала. Однако в долгосрочной перспективе сокращение скоростного лимита для экономики может повлечь за собой мрачные последствия. Уровень жизни будет расти медленнее, налоговые поступления снизятся, а бремя выплаты текущих долгов станет еще тяжелее. Чтобы решить насущные проблемы, нужно поднять спрос, поэтому Федрезерв будет держать ставки на минимальном уровне как можно дольше. Но для роста в долгосрочной перспективе Америке нужно решить проблемы на стороне предложения. В частности, ей нужно больше работников с большей производительностью.
Куда исчезают трудовые ресурсы? Тут нет никакой мистики.
В 1990-х годах число американцев трудоспособного возраста росло примерно ан 1.2% в год, а в 2013 году этот показатель не превысил 04%. При этом из них активно участвуют в трудовых ресурсах менее 63% по сравнению с предыдущим показателм 67%. Отчасти в этом виновата рецессия, потому что многие просто перестали искать работу после многих лет безуспешных попыток. Вот почему так важно стимулировать процесс восстановления. Бейби-бумеры стареют, и в этом кроется еще одна причина кризиса трудовых ресурсов. Число людей в возрасте под шестьдесят (именно в этом возрасте падение доли участия в трудовых ресурсах наиболее ощутимо) и выше быстро увеличивается. Эти две проблемы усиливаются под влиянием внутренних факторов, в частности: политик, угнетающих рост трудовых ресурсов. Наибольший урон в этом плане наносит сломанная система иммиграции в США. Попасть в страну теперь гораздо сложнее, чем прежде. Число виз, выдаваемых высококвалифицированным специалистам, сейчас в разы ниже, чем в 1990-е, даже несмотря на явный дефицит специалистов и рост числа открытых вакансий. Число депортированных растет, а пересечь южную границу теперь куда сложнее.
Обамакэр, конечно, в чем-то привлекательна, но она способствует сокращению рабочей силы, потому что позволяет людям получить медицинское обслуживание, не работая. А об устаревшей системе социальной защиты и говорить нечего, она не отличается особой щедростью и при этом демотивирует работников. Америка тратит меньше других развитых стран (с точки зрения доли от ВВП) на переобучение безработных и на помощь в их трудоустройстве. Она не подняла пенсионный возраст и позволила своей системе страхования на случай потери нетрудоспособности превратиться в суррогатную схему социального обеспечения. С 1997 года число людей на пенсии по инвалидности выросло в два раза, до 9 млн. - вряд ли кто-то из этих людей снова соберется на работу. Европа может преподать Америке несколько уроков из области управления трудовыми ресурсами: благодаря реформе системы соц. обеспечения, доля европейцев в трудовых ресурсах устойчиво растет.
Загадки падающей производительности
В долгосрочной перспективе самый надежный способ стимулировать рост экономики - это повысить производительность, как это было сделано в 1990-х. Эта задача не из легких, а текущий спад вызывает лишь недоумение и много вопросов. Инновации способствуют росту производительности, а невообразимое множество новых разработок, от "супермассива данных" до "интернета вещей" говорят о том, что дефицита в инновациях нет. И все же рост производительности в пересчете на один рабочий час замедлился еще до кризиса 2007 года, а после него и вовсе начался спад. Все может измениться, потому что компаниям нужно приспособиться к деструктивным технологиям. Компьютеры начали распространяться в 1980-х, но их влияние проявилось лишь спустя десять лет. Нынешним инновациям тоже потребуется несколько лет, чтобы просочиться в массовую экономику и повлиять на производительность. Вялый процесс восстановления после рецессии замедлил этот процесс, потому что многие фирмы просто не готовы или не имеют возможности вкладываться в новые технологии. Политики усугубили проблему.
Правительство Америки могло бы многое сделать, чтобы стимулировать инвестиции. Например, поднять государственные расходы на инфраструктуру. Можно было бы сократить запредельные налоги на доходы компаний, которые побуждают такие компании как AbbVie (она намеревается приобрести Shire и перенести штаб-квартиру в Великобританию) уводить активы заграницу, вместо того, чтобы вкладывать их в родную экономику. Можно было бы избавиться хотя бы от части деструктивных трудовых законов, которые, по словам работодателей, еще хуже налогов. Но правительство ничего из этого не делает. Революция на стороне предложения в сочетании с реформой систему иммиграции и пересмотром схем переобучения и страхования на случай потери трудоспособности, инфратструктурными инвестициями, отказом от избыточного регулирования и реформой корпоративной налоговой системы не дадут немедленного результата. Но даже простые шаги в нужном направлении могли бы укрепить процесс восстановления и стимулировать инвестиции; Федрезерв при этом смог бы подольше подержать ставки на минимальном уровне.
Вдумчивые политики уже разработали схемы и планы радикальных перемен во всех упомянутых выше областях, но их планы - как и многое другое - принесены в жертву поляризованной политике Америки. Республиканцы готовы костьми лечь, чтобы не допустить ослабления иммиграционных правил, а Демократы уверены, что реформы на стороне предложения - это заговор против простого американца. Обе стороны получают финансирование от заинтересованных сторон, которым выгодно сохранение такого антиконкуретного законодательства. Барак Обама - наименее дружественный по отношению к бизнесу президент за многие десятилетия, он не уделяет практически никакого внимания этим проблемам. Таким образом, американская экономика, скорее всего, продолжит ковылять наверх с переменным успехом, и американцам некого винить в этом, кроме собственного руководства.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter | Публикация рекламной статьи