Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Субъекты РФ – ухудшение качества пока носит точечный характер » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Субъекты РФ – ухудшение качества пока носит точечный характер

По итогам 5 мес. 2014 г. можно констатировать, что ухудшение кредитного качества субъектов РФ пока носит точечный характер
15 августа 2014 Промсвязьбанк Полютов АлександрАрбекова Алина
По итогам 5 мес. 2014 г. можно констатировать, что ухудшение кредитного качества субъектов РФ пока носит точечный характер. У большинства регионов наблюдался рост собственных доходов, причем снижение поступлений налога на прибыль организаций компенсировалось ростом НДФЛ. При этом бюджеты субъектов РФ за 5 мес. были профицитными, но стоит учитывать, что исполнение расходных статей было ниже прошлогоднего, а больший объем расходов внутри года традиционно приходится на 2 полугодие. В связи с этим по итогам года вполне можно ждать дефицита бюджетов, общий объем которого Минфин РФ оценивает в 857 млрд руб. против 700 млрд руб. в 2013 г. Причем покрытие дефицитов будет в основном за счет заемных средств, что, скорее всего, приведет к дальнейшему ухудшению кредитного качества регионов, в большей степени более слабых из них. За 5 мес. 2014 г. рост госдолга субъектов РФ не носил массовый характер, напротив, у отдельных регионов, в основном крупных, наблюдалось его сокращение. В свою очередь, наиболее заметное ослабление кредитного качества отмечено: у Красноярского края, Калужской и Волгоградской областей, Республик Марий Эл и Хакасия, что может найти отражение в рейтинговых действиях агентств. Кроме того, согласно утвержденным бюджетам, можно ожидать снижения кредитного качества у Омской, Тамбовской, Кировской и Челябинской областей, Удмуртии, Ставропольского и Алтайского краев.

На фоне обострения геополитики в июля субфедеральные облигации просели в цене, в большей степени потери были в более ликвидных новых выпусках. Среди привлекательных по доходности облигаций мы выделяем Красноярский край 34008, Республика Коми 35011, Оренбургская область 35002, из разряда более рискованных историй – Вологодская область 34003. Впрочем, в данный момент мы бы рекомендовали взять паузу и принимать торговые решения в зависимости от развития геополитической обстановки, дождавшись стабилизации рынков после коррекции.

Доходы регионов в январе-мае 2014 г. преимущественно росли

По итогам 5 мес. 2014 г. общие доходы бюджетов субъектов РФ (в выборку включены 52 региона с кредитными рейтингами и эмитенты облигаций) в основном показывали положительную динамику – рост наблюдался у 46 субъектов РФ и в среднем составлял 11-12% (г/г). Среди лидеров роста можно выделить Мордовию («+56% г/г), Тюменскую область («+53%»), ХМАО («+42%»), Хакасию («+44%»), Оренбургскую («+27%»), Ленинградскую («+26%»), Томскую («+24%») области. Причем, у Тюменской и Оренбургской областей, Мордовии рост доходов был за счет собственных доходов, в то время как безвозмездные перечисления сокращались.

По приросту собственных доходов лидируют нефтегазовые регионы, такие как Тюменская область («+72%» г/г), ХМАО («+37%») и ЯНАО («+23%») на фоне хороших операционных результатов нефтегазовых компаний и ослабления рубля. Также уверенный рост собственных доходов показали Якутия («+32%» г/г) в свете хороших продаж алмазов и результатов нефтегазовых компаний, Ленинградская область («+29%») с хорошо диверсифицированной экономикой, а также Хакасия («+27%») за счет высоких показателей добывающих секторов (угля, золота, железной руды) и электроэнергетики, согласно данным Минэкономики республики.

Отдельно можно выделить Мордовию с рекордным для субъектов РФ ростом собственных доходов за 5 мес. 2014 г. на 125% (г/г) до 12,3 млрд руб., а точнее увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций (в 6,5 раза до 6,5 млрд руб.). По данным местных властей, небывалый рост удалось достичь в основном «за счет увеличения количества налогоплательщиков и роста уровня их благосостояния, объем промышленного производства вырос на 15%», впрочем, также имеет место эффект низкой базы.

У отдельных регионов ситуация с собственными доходами складывается не лучшим образом

Наибольшее снижение общих доходов по итогам 5 мес. 2014 г. можно отметить у Красноярского края («-12%» г/г), Белгородской области («-9%»), Кировской области («-5%»), причем наибольшее сокращение отмечено по собственным доходам, главным образом по налогу на прибыль – у Красноярского края просадка была на 36% (г/г) до 11,4 млрд руб., у Белгородской области – на 31% до 4,2 млрд руб., у Кировской области – на 29% до 2,1 млрд руб. Отметим, что в экономике данных регионов заметную роль играет металлургическая отрасль, которая в настоящее время переживает не лучшие времена. Кроме того, значительное сокращение налога на прибыль было у Самарской («-20%» г/г), Свердловской («-20%») и Калужской («-20%») областей, но оно было компенсировано ростом поступлений по НДФЛ.

Вместе с тем исполнение собственных доходов по ряду перечисленных субъектов РФ по итогам 5 мес. 2014 г. было слабым, в первую очередь у Красноярского края (30%), Калужской области (31%), Республики Коми (35%).

Региональные бюджеты по итогам 5 мес. 2014 г. исполнены с профицитом, но основные расходы будут во 2 полугодии

Практически все субъекты РФ завершили 5 мес. 2014 г. с профицитом бюджета. Но здесь стоит учесть, что традиционно расходы бюджетов регионов в большей своей части осуществляются во 2 полугодии (приходится порядка 57-58% от их годового объема), а исполнение расходных статей к плану (на весь 2014 г.) в январе-мае было ниже, чем годом ранее – в среднем по регионам составило 32% против 35% в январе-июне 2013 г. В связи с этим во 2 пол. 2014 г. вполне можно ожидать формирования дефицита региональных бюджетов и роста госдолга.

Отметим, что, согласно финансовым планам субъектов РФ на 2014 г., общий объем дефицита бюджетов субъектов РФ запланирован в объеме более 700 млрд руб., при этом, согласно оценкам Минфина РФ, с учетом последних поправок данная сумма более внушительная – 857 млрд руб. («+33,5%» к 2013 г.) против около 700 млрд руб. в 2013 г.

В целом для покрытия дефицита региональных бюджетов Минфин РФ предлагает воспользоваться фискальными мерами, в частности рассматривается вариант возможного ввода в регионах налога с продаж на уровне 3%, что, по расчетам ведомства, в 2015, 2016 и 2017 гг. должно дать им дополнительные доходы в объеме 194,8 млрд, 210,7 млрд и 230 млрд руб. соответственно. Кроме того, Минфин РФ предлагал в качестве источника пополнения доходов региональных бюджетов повышение ставки НДФЛ на 1-2%, введение прогрессивной шкалы, отмену льготных ставок НДС для ряда товаров. Рассматривалась также возможность обеспечить субъекты РФ бОльшими полномочиями в регулировании собственных расходов, а также в установлении и отмене налоговых льгот. Впрочем, все эти меры находятся в стадии обсуждения и пока не решают ключевой проблемы субъектов РФ. В то же время вчера вечером ряд СМИ, ссылаясь на источники, сообщил, что президент В.Путин принял решение к возврату налога с продаж с 2015 г. Если данный факт получит подтверждение, то бюджеты регионов со следующего года получат некоторую компенсацию социальных расходов, что позитивно для них, поскольку отчасти оградит от заимствований.

Субъекты РФ – ухудшение качества пока носит точечный характер


Субъекты РФ – ухудшение качества пока носит точечный характер


Регионы будут вынуждены продолжить занимать в долг для покрытия дефицита бюджетов

Вместе с тем в 2014 г. из федерального центра на сбалансированность региональных бюджетов и возмещение части расходов на повышение зарплат бюджетникам было выделено 120 млрд руб., а уже в июле – еще дополнительно 50 млрд руб. Очевидно, что данных средств в 2014 г. будет недостаточно для покрытия дефицита бюджетов (700-800 млрд руб.) и субъекты РФ будут вынуждены занимать в долг.

При этом в 2014 г. льготных бюджетных кредитов запланировано порядка 180 млрд руб., остальное придется привлекать в банках и через размещение облигаций, но уже под более высокие ставки. В свою очередь, помимо бюджетного дефицита регионам еще необходимо выполнять обязательства по коротким долгам – по данным SnP, до конца этого года необходимо погасить более 500 млрд руб. Таким образом, без должной поддержки из федерального центра долговая нагрузка регионов в 2014 г., скорее всего, продолжит расти, как это было в 2013 г., когда госдолг вырос практически на треть.

Отметим, что согласно утвержденным бюджетам регионов на 2014 г., ослабление кредитного профиля из-за роста госдолга для покрытия дефицита бюджетов можно ожидать у: Омской, Тамбовской, Кировской и Челябинской областей, Удмуртии, Ставропольского и Алтайского краев (см. наш обзор по регионам от 17 января 2014 г.). В случае реализации плана в адрес данных регионов могут последовать негативные рейтинговые действия.

За 5 мес. 2014 г. не у всех регионов госдолг показывал рост

По итогам 5 мес. 2014 г. госдолг быстрее всего вырос у Красноярского края («+30%» к 2013 г.), у Республик Марий Эл («+29%») и Коми («+27%»), а также у Хакасии («+20%»), Новосибирской и Калужской областей («+20%»), Волгоградской области («+17%»). При этом ситуация с уровнем госдолга у данных регионов изменялась по-разному. Если у Красноярского края (госдолг/соб.доходы – 60%), Новосибирской области (38%) и Республики Коми (54%) госдолг оставался умеренным как по российским, так и международным меркам, то у Волгоградской (80%) и Калужской (82%) областей, Хакасии (81%) и Республики Марий Эл (109%) он уже достиг довольно высоких уровней.

Отдельно можно отметить субъекты РФ, которые смогли в январе-мае 2014 г. сократить свой госдолг, что в настоящее время является довольно важным моментом с точки зрения устойчивости кредитного профиля. Среди данных регионов можно выделить: ХМАО («-98%»), Курская («- 49%»), Тверская («-23%»), Ивановская («-23%»), Ленинградская («-21%») и Московская («-19%») области, Чувашия («-19%»), Оренбургская («-15%») и Тамбовская («-13%») области.

При этом заметного снижения уровня долга помимо ХМАО и Курской области, которые сократили его до минимального значения (0-10% соотношения Госдолг/Соб.доходы), также удалось достичь Тверской (55%) и Ивановской (50%) областям, Чувашии (39%), Тамбовской (39%), Оренбургской (38%) и Московской (24%) областям.

Ощутимое улучшение ситуации с госдолгом произошло у Мордовии – Госдолг/Соб.доходы снизилось с 172% до 131%, но исключительно за счет положительной динамики собираемости собственных доходов (см. выше), в то время как сам госдолг республики продолжил рост – на 9% к 2013 г. до 29,2 млрд руб. В целом уровень госдолга Мордовии по-прежнему остается самым высоким в секторе.

В целом за январь-май общий госдолг регионов немного сократился – на 2% (к 2013 г.) до 1,696 трлн руб. При этом в структуре госдолга наибольшую долю занимали дорогостоящие банковские кредиты (37%, или 627 млрд руб.) и облигации (26%, или 433 млрд руб.), меньшую – более дешевые бюджетные кредиты (30%, или 516 млрд руб.).

Субъекты РФ – ухудшение качества пока носит точечный характер


Субъекты РФ – ухудшение качества пока носит точечный характер


Резюме

Подводя промежуточные итоги за 5 мес. 2014 г., можно отметить, что массового ухудшения кредитного качества субъектов РФ в связи с необходимостью выполнять майские указы президента по зарплате в условиях стагнирующей экономики пока не наблюдается. Впрочем, большая часть расходов регионов традиционно приходится на второе полугодие, поэтому вполне вероятно, что давление на их кредитное качество в этот период может возрасти – субъекты РФ, скорее всего, продолжат наращивать госдолг, покрывая дефициты бюджетов, как это было в 2013 г., когда общий объем госдолга регионов за год вырос практически на треть.

Наиболее заметное ослабление кредитного качества было: у Красноярского края, Калужской и Волгоградской областей, Республик Марий Эл и Хакасия. Отдельно можно отметить Новосибирскую область и Республику Коми, которые за январь-май также нарастили госдолг (на 22% и 17% к 2013 г. соответственно), но их кредитный профиль остался устойчивым.

Наиболее существенное улучшение кредитного качества можно отметить: у ХМАО, Ленинградской, Московской, Курской, Оренбургской, Тамбовской, Тверской и Ивановской областей, Чувашии, которые сократили уровень госдолга.

Регионы, чье кредитное качество может снизиться по итогам 2014 г.: Омская, Тамбовская, Кировская и Челябинская области, Удмуртия, Ставропольский и Алтайский края.

Субъекты РФ – ухудшение качества пока носит точечный характер


Торговые идеи

Рынок субфедеральных облигаций традиционно низколиквидный, а наибольшая активность чаще всего наблюдается в недавно выпущенных бумагах. При этом в мае-июле регионы были лидерами на первичном рынке бондов, разместив 10 выпусков на сумму около 63 млрд руб. Впрочем, уже во второй половине июля из-за обострения геополитики рынок новых заимствований закрылся, и даже такие надежные эмитенты с инвестиционными рейтингами, как Новосибирская область (-/-/ВВВ-) и Башкортостан (Ваа3/ВВВ-/-), перенесли размещения на неопределенное время. На вторичном рынке также были отрицательные переоценки, причем в большей степени на ухудшение конъюнктуры реагировали наиболее ликвидные выпуски недавно размещавшихся субъектов РФ. Очевидно, что в случае стабилизации ситуации на рынках данные бумаги будут первыми претендентами на отскок в цене. Впрочем, в данный момент мы бы рекомендовали взять паузу и в зависимости от развития геополитической обстановки принимать торговые решения, дождавшись стабилизации рынков после коррекции.

Среди наиболее потенциально привлекательных по доходности облигаций субъектов РФ из числа новых мы отмечаем:

Красноярский край 8 (YTM 10,67%/2,42 г.) – выпуск в июле проседал в цене со 102,6% до 101,15% (в терминах доходности на 60 б.п.). Ослабление кредитного качества и снижение рейтинга края, на наш взгляд, уже учитываются в доходности.

Республика Коми 11 (YTM 10,74%/2,3 г.) – бумага подешевела со 104% до 102,5% (YTM «+70-80 б.п.»). Кредитный профиль республики остается довольно устойчивым.

Оренбургскую область 35002 (YTM 10,93%/2,78 г.) – облигации снизились со 102,65% до 102,14% («+30-40 б.п.»). Собственные доходы области демонстрируют рост, а госдолг снижался и был на комфортном уровне.

Среди более рискованных историй можно отметить выпуск Вологодская область 34003 (11,19%/1,35 г.), который при относительной ликвидности предлагает одну из высоких доходностей в секторе на данном отрезке дюрации.

Субъекты РФ – ухудшение качества пока носит точечный характер

Субъекты РФ – ухудшение качества пока носит точечный характер

https://www.psbank.ru/Informer (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу