По итогам 5 мес. 2014 г. можно констатировать, что ухудшение кредитного качества субъектов РФ пока носит точечный характер. У большинства регионов наблюдался рост собственных доходов, причем снижение поступлений налога на прибыль организаций компенсировалось ростом НДФЛ. При этом бюджеты субъектов РФ за 5 мес. были профицитными, но стоит учитывать, что исполнение расходных статей было ниже прошлогоднего, а больший объем расходов внутри года традиционно приходится на 2 полугодие. В связи с этим по итогам года вполне можно ждать дефицита бюджетов, общий объем которого Минфин РФ оценивает в 857 млрд руб. против 700 млрд руб. в 2013 г. Причем покрытие дефицитов будет в основном за счет заемных средств, что, скорее всего, приведет к дальнейшему ухудшению кредитного качества регионов, в большей степени более слабых из них. За 5 мес. 2014 г. рост госдолга субъектов РФ не носил массовый характер, напротив, у отдельных регионов, в основном крупных, наблюдалось его сокращение. В свою очередь, наиболее заметное ослабление кредитного качества отмечено: у Красноярского края, Калужской и Волгоградской областей, Республик Марий Эл и Хакасия, что может найти отражение в рейтинговых действиях агентств. Кроме того, согласно утвержденным бюджетам, можно ожидать снижения кредитного качества у Омской, Тамбовской, Кировской и Челябинской областей, Удмуртии, Ставропольского и Алтайского краев.
На фоне обострения геополитики в июля субфедеральные облигации просели в цене, в большей степени потери были в более ликвидных новых выпусках. Среди привлекательных по доходности облигаций мы выделяем Красноярский край 34008, Республика Коми 35011, Оренбургская область 35002, из разряда более рискованных историй – Вологодская область 34003. Впрочем, в данный момент мы бы рекомендовали взять паузу и принимать торговые решения в зависимости от развития геополитической обстановки, дождавшись стабилизации рынков после коррекции.
Доходы регионов в январе-мае 2014 г. преимущественно росли
По итогам 5 мес. 2014 г. общие доходы бюджетов субъектов РФ (в выборку включены 52 региона с кредитными рейтингами и эмитенты облигаций) в основном показывали положительную динамику – рост наблюдался у 46 субъектов РФ и в среднем составлял 11-12% (г/г). Среди лидеров роста можно выделить Мордовию («+56% г/г), Тюменскую область («+53%»), ХМАО («+42%»), Хакасию («+44%»), Оренбургскую («+27%»), Ленинградскую («+26%»), Томскую («+24%») области. Причем, у Тюменской и Оренбургской областей, Мордовии рост доходов был за счет собственных доходов, в то время как безвозмездные перечисления сокращались.
По приросту собственных доходов лидируют нефтегазовые регионы, такие как Тюменская область («+72%» г/г), ХМАО («+37%») и ЯНАО («+23%») на фоне хороших операционных результатов нефтегазовых компаний и ослабления рубля. Также уверенный рост собственных доходов показали Якутия («+32%» г/г) в свете хороших продаж алмазов и результатов нефтегазовых компаний, Ленинградская область («+29%») с хорошо диверсифицированной экономикой, а также Хакасия («+27%») за счет высоких показателей добывающих секторов (угля, золота, железной руды) и электроэнергетики, согласно данным Минэкономики республики.
Отдельно можно выделить Мордовию с рекордным для субъектов РФ ростом собственных доходов за 5 мес. 2014 г. на 125% (г/г) до 12,3 млрд руб., а точнее увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций (в 6,5 раза до 6,5 млрд руб.). По данным местных властей, небывалый рост удалось достичь в основном «за счет увеличения количества налогоплательщиков и роста уровня их благосостояния, объем промышленного производства вырос на 15%», впрочем, также имеет место эффект низкой базы.
У отдельных регионов ситуация с собственными доходами складывается не лучшим образом
Наибольшее снижение общих доходов по итогам 5 мес. 2014 г. можно отметить у Красноярского края («-12%» г/г), Белгородской области («-9%»), Кировской области («-5%»), причем наибольшее сокращение отмечено по собственным доходам, главным образом по налогу на прибыль – у Красноярского края просадка была на 36% (г/г) до 11,4 млрд руб., у Белгородской области – на 31% до 4,2 млрд руб., у Кировской области – на 29% до 2,1 млрд руб. Отметим, что в экономике данных регионов заметную роль играет металлургическая отрасль, которая в настоящее время переживает не лучшие времена. Кроме того, значительное сокращение налога на прибыль было у Самарской («-20%» г/г), Свердловской («-20%») и Калужской («-20%») областей, но оно было компенсировано ростом поступлений по НДФЛ.
Вместе с тем исполнение собственных доходов по ряду перечисленных субъектов РФ по итогам 5 мес. 2014 г. было слабым, в первую очередь у Красноярского края (30%), Калужской области (31%), Республики Коми (35%).
Региональные бюджеты по итогам 5 мес. 2014 г. исполнены с профицитом, но основные расходы будут во 2 полугодии
Практически все субъекты РФ завершили 5 мес. 2014 г. с профицитом бюджета. Но здесь стоит учесть, что традиционно расходы бюджетов регионов в большей своей части осуществляются во 2 полугодии (приходится порядка 57-58% от их годового объема), а исполнение расходных статей к плану (на весь 2014 г.) в январе-мае было ниже, чем годом ранее – в среднем по регионам составило 32% против 35% в январе-июне 2013 г. В связи с этим во 2 пол. 2014 г. вполне можно ожидать формирования дефицита региональных бюджетов и роста госдолга.
Отметим, что, согласно финансовым планам субъектов РФ на 2014 г., общий объем дефицита бюджетов субъектов РФ запланирован в объеме более 700 млрд руб., при этом, согласно оценкам Минфина РФ, с учетом последних поправок данная сумма более внушительная – 857 млрд руб. («+33,5%» к 2013 г.) против около 700 млрд руб. в 2013 г.
В целом для покрытия дефицита региональных бюджетов Минфин РФ предлагает воспользоваться фискальными мерами, в частности рассматривается вариант возможного ввода в регионах налога с продаж на уровне 3%, что, по расчетам ведомства, в 2015, 2016 и 2017 гг. должно дать им дополнительные доходы в объеме 194,8 млрд, 210,7 млрд и 230 млрд руб. соответственно. Кроме того, Минфин РФ предлагал в качестве источника пополнения доходов региональных бюджетов повышение ставки НДФЛ на 1-2%, введение прогрессивной шкалы, отмену льготных ставок НДС для ряда товаров. Рассматривалась также возможность обеспечить субъекты РФ бОльшими полномочиями в регулировании собственных расходов, а также в установлении и отмене налоговых льгот. Впрочем, все эти меры находятся в стадии обсуждения и пока не решают ключевой проблемы субъектов РФ. В то же время вчера вечером ряд СМИ, ссылаясь на источники, сообщил, что президент В.Путин принял решение к возврату налога с продаж с 2015 г. Если данный факт получит подтверждение, то бюджеты регионов со следующего года получат некоторую компенсацию социальных расходов, что позитивно для них, поскольку отчасти оградит от заимствований.
Регионы будут вынуждены продолжить занимать в долг для покрытия дефицита бюджетов
Вместе с тем в 2014 г. из федерального центра на сбалансированность региональных бюджетов и возмещение части расходов на повышение зарплат бюджетникам было выделено 120 млрд руб., а уже в июле – еще дополнительно 50 млрд руб. Очевидно, что данных средств в 2014 г. будет недостаточно для покрытия дефицита бюджетов (700-800 млрд руб.) и субъекты РФ будут вынуждены занимать в долг.
При этом в 2014 г. льготных бюджетных кредитов запланировано порядка 180 млрд руб., остальное придется привлекать в банках и через размещение облигаций, но уже под более высокие ставки. В свою очередь, помимо бюджетного дефицита регионам еще необходимо выполнять обязательства по коротким долгам – по данным SnP, до конца этого года необходимо погасить более 500 млрд руб. Таким образом, без должной поддержки из федерального центра долговая нагрузка регионов в 2014 г., скорее всего, продолжит расти, как это было в 2013 г., когда госдолг вырос практически на треть.
Отметим, что согласно утвержденным бюджетам регионов на 2014 г., ослабление кредитного профиля из-за роста госдолга для покрытия дефицита бюджетов можно ожидать у: Омской, Тамбовской, Кировской и Челябинской областей, Удмуртии, Ставропольского и Алтайского краев (см. наш обзор по регионам от 17 января 2014 г.). В случае реализации плана в адрес данных регионов могут последовать негативные рейтинговые действия.
За 5 мес. 2014 г. не у всех регионов госдолг показывал рост
По итогам 5 мес. 2014 г. госдолг быстрее всего вырос у Красноярского края («+30%» к 2013 г.), у Республик Марий Эл («+29%») и Коми («+27%»), а также у Хакасии («+20%»), Новосибирской и Калужской областей («+20%»), Волгоградской области («+17%»). При этом ситуация с уровнем госдолга у данных регионов изменялась по-разному. Если у Красноярского края (госдолг/соб.доходы – 60%), Новосибирской области (38%) и Республики Коми (54%) госдолг оставался умеренным как по российским, так и международным меркам, то у Волгоградской (80%) и Калужской (82%) областей, Хакасии (81%) и Республики Марий Эл (109%) он уже достиг довольно высоких уровней.
Отдельно можно отметить субъекты РФ, которые смогли в январе-мае 2014 г. сократить свой госдолг, что в настоящее время является довольно важным моментом с точки зрения устойчивости кредитного профиля. Среди данных регионов можно выделить: ХМАО («-98%»), Курская («- 49%»), Тверская («-23%»), Ивановская («-23%»), Ленинградская («-21%») и Московская («-19%») области, Чувашия («-19%»), Оренбургская («-15%») и Тамбовская («-13%») области.
При этом заметного снижения уровня долга помимо ХМАО и Курской области, которые сократили его до минимального значения (0-10% соотношения Госдолг/Соб.доходы), также удалось достичь Тверской (55%) и Ивановской (50%) областям, Чувашии (39%), Тамбовской (39%), Оренбургской (38%) и Московской (24%) областям.
Ощутимое улучшение ситуации с госдолгом произошло у Мордовии – Госдолг/Соб.доходы снизилось с 172% до 131%, но исключительно за счет положительной динамики собираемости собственных доходов (см. выше), в то время как сам госдолг республики продолжил рост – на 9% к 2013 г. до 29,2 млрд руб. В целом уровень госдолга Мордовии по-прежнему остается самым высоким в секторе.
В целом за январь-май общий госдолг регионов немного сократился – на 2% (к 2013 г.) до 1,696 трлн руб. При этом в структуре госдолга наибольшую долю занимали дорогостоящие банковские кредиты (37%, или 627 млрд руб.) и облигации (26%, или 433 млрд руб.), меньшую – более дешевые бюджетные кредиты (30%, или 516 млрд руб.).
Резюме
Подводя промежуточные итоги за 5 мес. 2014 г., можно отметить, что массового ухудшения кредитного качества субъектов РФ в связи с необходимостью выполнять майские указы президента по зарплате в условиях стагнирующей экономики пока не наблюдается. Впрочем, большая часть расходов регионов традиционно приходится на второе полугодие, поэтому вполне вероятно, что давление на их кредитное качество в этот период может возрасти – субъекты РФ, скорее всего, продолжат наращивать госдолг, покрывая дефициты бюджетов, как это было в 2013 г., когда общий объем госдолга регионов за год вырос практически на треть.
Наиболее заметное ослабление кредитного качества было: у Красноярского края, Калужской и Волгоградской областей, Республик Марий Эл и Хакасия. Отдельно можно отметить Новосибирскую область и Республику Коми, которые за январь-май также нарастили госдолг (на 22% и 17% к 2013 г. соответственно), но их кредитный профиль остался устойчивым.
Наиболее существенное улучшение кредитного качества можно отметить: у ХМАО, Ленинградской, Московской, Курской, Оренбургской, Тамбовской, Тверской и Ивановской областей, Чувашии, которые сократили уровень госдолга.
Регионы, чье кредитное качество может снизиться по итогам 2014 г.: Омская, Тамбовская, Кировская и Челябинская области, Удмуртия, Ставропольский и Алтайский края.
Торговые идеи
Рынок субфедеральных облигаций традиционно низколиквидный, а наибольшая активность чаще всего наблюдается в недавно выпущенных бумагах. При этом в мае-июле регионы были лидерами на первичном рынке бондов, разместив 10 выпусков на сумму около 63 млрд руб. Впрочем, уже во второй половине июля из-за обострения геополитики рынок новых заимствований закрылся, и даже такие надежные эмитенты с инвестиционными рейтингами, как Новосибирская область (-/-/ВВВ-) и Башкортостан (Ваа3/ВВВ-/-), перенесли размещения на неопределенное время. На вторичном рынке также были отрицательные переоценки, причем в большей степени на ухудшение конъюнктуры реагировали наиболее ликвидные выпуски недавно размещавшихся субъектов РФ. Очевидно, что в случае стабилизации ситуации на рынках данные бумаги будут первыми претендентами на отскок в цене. Впрочем, в данный момент мы бы рекомендовали взять паузу и в зависимости от развития геополитической обстановки принимать торговые решения, дождавшись стабилизации рынков после коррекции.
Среди наиболее потенциально привлекательных по доходности облигаций субъектов РФ из числа новых мы отмечаем:
Красноярский край 8 (YTM 10,67%/2,42 г.) – выпуск в июле проседал в цене со 102,6% до 101,15% (в терминах доходности на 60 б.п.). Ослабление кредитного качества и снижение рейтинга края, на наш взгляд, уже учитываются в доходности.
Республика Коми 11 (YTM 10,74%/2,3 г.) – бумага подешевела со 104% до 102,5% (YTM «+70-80 б.п.»). Кредитный профиль республики остается довольно устойчивым.
Оренбургскую область 35002 (YTM 10,93%/2,78 г.) – облигации снизились со 102,65% до 102,14% («+30-40 б.п.»). Собственные доходы области демонстрируют рост, а госдолг снижался и был на комфортном уровне.
Среди более рискованных историй можно отметить выпуск Вологодская область 34003 (11,19%/1,35 г.), который при относительной ликвидности предлагает одну из высоких доходностей в секторе на данном отрезке дюрации.
https://www.psbank.ru/Informer (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter | Публикация рекламной статьи
На фоне обострения геополитики в июля субфедеральные облигации просели в цене, в большей степени потери были в более ликвидных новых выпусках. Среди привлекательных по доходности облигаций мы выделяем Красноярский край 34008, Республика Коми 35011, Оренбургская область 35002, из разряда более рискованных историй – Вологодская область 34003. Впрочем, в данный момент мы бы рекомендовали взять паузу и принимать торговые решения в зависимости от развития геополитической обстановки, дождавшись стабилизации рынков после коррекции.
Доходы регионов в январе-мае 2014 г. преимущественно росли
По итогам 5 мес. 2014 г. общие доходы бюджетов субъектов РФ (в выборку включены 52 региона с кредитными рейтингами и эмитенты облигаций) в основном показывали положительную динамику – рост наблюдался у 46 субъектов РФ и в среднем составлял 11-12% (г/г). Среди лидеров роста можно выделить Мордовию («+56% г/г), Тюменскую область («+53%»), ХМАО («+42%»), Хакасию («+44%»), Оренбургскую («+27%»), Ленинградскую («+26%»), Томскую («+24%») области. Причем, у Тюменской и Оренбургской областей, Мордовии рост доходов был за счет собственных доходов, в то время как безвозмездные перечисления сокращались.
По приросту собственных доходов лидируют нефтегазовые регионы, такие как Тюменская область («+72%» г/г), ХМАО («+37%») и ЯНАО («+23%») на фоне хороших операционных результатов нефтегазовых компаний и ослабления рубля. Также уверенный рост собственных доходов показали Якутия («+32%» г/г) в свете хороших продаж алмазов и результатов нефтегазовых компаний, Ленинградская область («+29%») с хорошо диверсифицированной экономикой, а также Хакасия («+27%») за счет высоких показателей добывающих секторов (угля, золота, железной руды) и электроэнергетики, согласно данным Минэкономики республики.
Отдельно можно выделить Мордовию с рекордным для субъектов РФ ростом собственных доходов за 5 мес. 2014 г. на 125% (г/г) до 12,3 млрд руб., а точнее увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций (в 6,5 раза до 6,5 млрд руб.). По данным местных властей, небывалый рост удалось достичь в основном «за счет увеличения количества налогоплательщиков и роста уровня их благосостояния, объем промышленного производства вырос на 15%», впрочем, также имеет место эффект низкой базы.
У отдельных регионов ситуация с собственными доходами складывается не лучшим образом
Наибольшее снижение общих доходов по итогам 5 мес. 2014 г. можно отметить у Красноярского края («-12%» г/г), Белгородской области («-9%»), Кировской области («-5%»), причем наибольшее сокращение отмечено по собственным доходам, главным образом по налогу на прибыль – у Красноярского края просадка была на 36% (г/г) до 11,4 млрд руб., у Белгородской области – на 31% до 4,2 млрд руб., у Кировской области – на 29% до 2,1 млрд руб. Отметим, что в экономике данных регионов заметную роль играет металлургическая отрасль, которая в настоящее время переживает не лучшие времена. Кроме того, значительное сокращение налога на прибыль было у Самарской («-20%» г/г), Свердловской («-20%») и Калужской («-20%») областей, но оно было компенсировано ростом поступлений по НДФЛ.
Вместе с тем исполнение собственных доходов по ряду перечисленных субъектов РФ по итогам 5 мес. 2014 г. было слабым, в первую очередь у Красноярского края (30%), Калужской области (31%), Республики Коми (35%).
Региональные бюджеты по итогам 5 мес. 2014 г. исполнены с профицитом, но основные расходы будут во 2 полугодии
Практически все субъекты РФ завершили 5 мес. 2014 г. с профицитом бюджета. Но здесь стоит учесть, что традиционно расходы бюджетов регионов в большей своей части осуществляются во 2 полугодии (приходится порядка 57-58% от их годового объема), а исполнение расходных статей к плану (на весь 2014 г.) в январе-мае было ниже, чем годом ранее – в среднем по регионам составило 32% против 35% в январе-июне 2013 г. В связи с этим во 2 пол. 2014 г. вполне можно ожидать формирования дефицита региональных бюджетов и роста госдолга.
Отметим, что, согласно финансовым планам субъектов РФ на 2014 г., общий объем дефицита бюджетов субъектов РФ запланирован в объеме более 700 млрд руб., при этом, согласно оценкам Минфина РФ, с учетом последних поправок данная сумма более внушительная – 857 млрд руб. («+33,5%» к 2013 г.) против около 700 млрд руб. в 2013 г.
В целом для покрытия дефицита региональных бюджетов Минфин РФ предлагает воспользоваться фискальными мерами, в частности рассматривается вариант возможного ввода в регионах налога с продаж на уровне 3%, что, по расчетам ведомства, в 2015, 2016 и 2017 гг. должно дать им дополнительные доходы в объеме 194,8 млрд, 210,7 млрд и 230 млрд руб. соответственно. Кроме того, Минфин РФ предлагал в качестве источника пополнения доходов региональных бюджетов повышение ставки НДФЛ на 1-2%, введение прогрессивной шкалы, отмену льготных ставок НДС для ряда товаров. Рассматривалась также возможность обеспечить субъекты РФ бОльшими полномочиями в регулировании собственных расходов, а также в установлении и отмене налоговых льгот. Впрочем, все эти меры находятся в стадии обсуждения и пока не решают ключевой проблемы субъектов РФ. В то же время вчера вечером ряд СМИ, ссылаясь на источники, сообщил, что президент В.Путин принял решение к возврату налога с продаж с 2015 г. Если данный факт получит подтверждение, то бюджеты регионов со следующего года получат некоторую компенсацию социальных расходов, что позитивно для них, поскольку отчасти оградит от заимствований.
Регионы будут вынуждены продолжить занимать в долг для покрытия дефицита бюджетов
Вместе с тем в 2014 г. из федерального центра на сбалансированность региональных бюджетов и возмещение части расходов на повышение зарплат бюджетникам было выделено 120 млрд руб., а уже в июле – еще дополнительно 50 млрд руб. Очевидно, что данных средств в 2014 г. будет недостаточно для покрытия дефицита бюджетов (700-800 млрд руб.) и субъекты РФ будут вынуждены занимать в долг.
При этом в 2014 г. льготных бюджетных кредитов запланировано порядка 180 млрд руб., остальное придется привлекать в банках и через размещение облигаций, но уже под более высокие ставки. В свою очередь, помимо бюджетного дефицита регионам еще необходимо выполнять обязательства по коротким долгам – по данным SnP, до конца этого года необходимо погасить более 500 млрд руб. Таким образом, без должной поддержки из федерального центра долговая нагрузка регионов в 2014 г., скорее всего, продолжит расти, как это было в 2013 г., когда госдолг вырос практически на треть.
Отметим, что согласно утвержденным бюджетам регионов на 2014 г., ослабление кредитного профиля из-за роста госдолга для покрытия дефицита бюджетов можно ожидать у: Омской, Тамбовской, Кировской и Челябинской областей, Удмуртии, Ставропольского и Алтайского краев (см. наш обзор по регионам от 17 января 2014 г.). В случае реализации плана в адрес данных регионов могут последовать негативные рейтинговые действия.
За 5 мес. 2014 г. не у всех регионов госдолг показывал рост
По итогам 5 мес. 2014 г. госдолг быстрее всего вырос у Красноярского края («+30%» к 2013 г.), у Республик Марий Эл («+29%») и Коми («+27%»), а также у Хакасии («+20%»), Новосибирской и Калужской областей («+20%»), Волгоградской области («+17%»). При этом ситуация с уровнем госдолга у данных регионов изменялась по-разному. Если у Красноярского края (госдолг/соб.доходы – 60%), Новосибирской области (38%) и Республики Коми (54%) госдолг оставался умеренным как по российским, так и международным меркам, то у Волгоградской (80%) и Калужской (82%) областей, Хакасии (81%) и Республики Марий Эл (109%) он уже достиг довольно высоких уровней.
Отдельно можно отметить субъекты РФ, которые смогли в январе-мае 2014 г. сократить свой госдолг, что в настоящее время является довольно важным моментом с точки зрения устойчивости кредитного профиля. Среди данных регионов можно выделить: ХМАО («-98%»), Курская («- 49%»), Тверская («-23%»), Ивановская («-23%»), Ленинградская («-21%») и Московская («-19%») области, Чувашия («-19%»), Оренбургская («-15%») и Тамбовская («-13%») области.
При этом заметного снижения уровня долга помимо ХМАО и Курской области, которые сократили его до минимального значения (0-10% соотношения Госдолг/Соб.доходы), также удалось достичь Тверской (55%) и Ивановской (50%) областям, Чувашии (39%), Тамбовской (39%), Оренбургской (38%) и Московской (24%) областям.
Ощутимое улучшение ситуации с госдолгом произошло у Мордовии – Госдолг/Соб.доходы снизилось с 172% до 131%, но исключительно за счет положительной динамики собираемости собственных доходов (см. выше), в то время как сам госдолг республики продолжил рост – на 9% к 2013 г. до 29,2 млрд руб. В целом уровень госдолга Мордовии по-прежнему остается самым высоким в секторе.
В целом за январь-май общий госдолг регионов немного сократился – на 2% (к 2013 г.) до 1,696 трлн руб. При этом в структуре госдолга наибольшую долю занимали дорогостоящие банковские кредиты (37%, или 627 млрд руб.) и облигации (26%, или 433 млрд руб.), меньшую – более дешевые бюджетные кредиты (30%, или 516 млрд руб.).
Резюме
Подводя промежуточные итоги за 5 мес. 2014 г., можно отметить, что массового ухудшения кредитного качества субъектов РФ в связи с необходимостью выполнять майские указы президента по зарплате в условиях стагнирующей экономики пока не наблюдается. Впрочем, большая часть расходов регионов традиционно приходится на второе полугодие, поэтому вполне вероятно, что давление на их кредитное качество в этот период может возрасти – субъекты РФ, скорее всего, продолжат наращивать госдолг, покрывая дефициты бюджетов, как это было в 2013 г., когда общий объем госдолга регионов за год вырос практически на треть.
Наиболее заметное ослабление кредитного качества было: у Красноярского края, Калужской и Волгоградской областей, Республик Марий Эл и Хакасия. Отдельно можно отметить Новосибирскую область и Республику Коми, которые за январь-май также нарастили госдолг (на 22% и 17% к 2013 г. соответственно), но их кредитный профиль остался устойчивым.
Наиболее существенное улучшение кредитного качества можно отметить: у ХМАО, Ленинградской, Московской, Курской, Оренбургской, Тамбовской, Тверской и Ивановской областей, Чувашии, которые сократили уровень госдолга.
Регионы, чье кредитное качество может снизиться по итогам 2014 г.: Омская, Тамбовская, Кировская и Челябинская области, Удмуртия, Ставропольский и Алтайский края.
Торговые идеи
Рынок субфедеральных облигаций традиционно низколиквидный, а наибольшая активность чаще всего наблюдается в недавно выпущенных бумагах. При этом в мае-июле регионы были лидерами на первичном рынке бондов, разместив 10 выпусков на сумму около 63 млрд руб. Впрочем, уже во второй половине июля из-за обострения геополитики рынок новых заимствований закрылся, и даже такие надежные эмитенты с инвестиционными рейтингами, как Новосибирская область (-/-/ВВВ-) и Башкортостан (Ваа3/ВВВ-/-), перенесли размещения на неопределенное время. На вторичном рынке также были отрицательные переоценки, причем в большей степени на ухудшение конъюнктуры реагировали наиболее ликвидные выпуски недавно размещавшихся субъектов РФ. Очевидно, что в случае стабилизации ситуации на рынках данные бумаги будут первыми претендентами на отскок в цене. Впрочем, в данный момент мы бы рекомендовали взять паузу и в зависимости от развития геополитической обстановки принимать торговые решения, дождавшись стабилизации рынков после коррекции.
Среди наиболее потенциально привлекательных по доходности облигаций субъектов РФ из числа новых мы отмечаем:
Красноярский край 8 (YTM 10,67%/2,42 г.) – выпуск в июле проседал в цене со 102,6% до 101,15% (в терминах доходности на 60 б.п.). Ослабление кредитного качества и снижение рейтинга края, на наш взгляд, уже учитываются в доходности.
Республика Коми 11 (YTM 10,74%/2,3 г.) – бумага подешевела со 104% до 102,5% (YTM «+70-80 б.п.»). Кредитный профиль республики остается довольно устойчивым.
Оренбургскую область 35002 (YTM 10,93%/2,78 г.) – облигации снизились со 102,65% до 102,14% («+30-40 б.п.»). Собственные доходы области демонстрируют рост, а госдолг снижался и был на комфортном уровне.
Среди более рискованных историй можно отметить выпуск Вологодская область 34003 (11,19%/1,35 г.), который при относительной ликвидности предлагает одну из высоких доходностей в секторе на данном отрезке дюрации.
https://www.psbank.ru/Informer (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter | Публикация рекламной статьи