"Газпром" обменял себе немного РАО "ЕЭС". Кто в выигрыше? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

"Газпром" обменял себе немного РАО "ЕЭС". Кто в выигрыше?

В последнее время росту РАО мешала неопределенность, царившая над схемой обмена активами между миноритариями друг с другом и с государством. Теперь эта ситуация начинает проясняться. "Газпрому" удалось продвинуть выгодную себе схему обмена акциями РАО "ЕЭС России". Отдав государству свой пакет в гидрогенерации, газовая монополия в обмен получит контроль над крупными тепловыми ОГК-2 и ОГК-6. Таким образом "Газпром" станет хозяином главных электроэнергетических активов, затратив минимум средств.

Главной интригой совета директоров РАО "ЕЭС России" в пятницу стал вопрос, дадут ли крупнейшему миноритарному акционеру энергохолдинга "Газпрому" провести обмен акциями холдинга в свою пользу еще до реорганизации РАО. Согласно плану энергореформы, после ликвидации РАО ЕЭС в июле 2008 года все его акционеры должны получить акции его "дочек" пропорционально своей доле в энергохолдинге. Но газовый гигант, положивший глаз на тепловую генерацию, хотел получить акции генерирующих компаний в ходе заключительного этапа реформы, а не докупать их потом на рынке или у Федеральной сетевой компании (ФСК). В РАО пошли на уступки крупнейшему частному акционеру. В энергохолдинге решили, что еще до распада РАО "Газпром" и еще два акционера РАО – СУЭК и ГМК "Норильский Никель" – смогут обменяться будущими долями в тепловых генерирующих компаниях. "Норникель" дополнительно к приобретению ОГК-3 должен получить контроль в ТГК-10 либо в ТГК-14, в которой он в настоящее время владеет блокирующим пакетом. СУЭК же хотел увеличить свою долю в капитале ТГК-12 и ТГК-13.

Но "Газпром" захотел получить не просто большие, а контрольные пакеты в двух компаниях: ОГК-2 и ОГК-6, а для этого ему пришлось бы меняться не только своими акциями в тепловой генерации, но и акциями ФСК и "ГидроОГК", владеющей основными гидроэлектростанциями.

Последние две, по логике, реформы должны оставаться под контролем государства. Против того, чтобы "Газпром" менялся этими активами, выступали Минэкономразвития, Федеральная антимонопольная служба и само РАО "ЕЭС". В РАО считали, что государство, обменяв свою долю в теплогенерации на долю "Газпрома" в гидрогенерации и сетях, могло обеспечить себе законный контроль в "ГидроОГК" и ФСК, но поставило бы под угрозу выполнение их инвестпрограмм (которые должны были финансироваться в основном за счет продажи долей государства в тепловой генерации). Весь июль стороны не могли согласовать позиции, не помогло даже вмешательство Владимира Путина. Однако, в конце концов, на этой неделе компромисс был найден: акции "ГидроОГК", решил совет директоров, будут участвовать в обмене, но только "Газпром" получит право меняться этими акциями. Акции же ФСК решили не включать в схему обмена, хотя газовый гигант на этом настаивал. Однако газовой монополии и без обмена акций сетей фактически удалось добиться своего. Как заявил глава РАО Анатолий Чубайс на телеконференции для инвесторов в пятницу, "Газпром" за счет обмена получил 55% в ОГК-2 и 52% в ОГК-6. Правда, обеим компаниям еще предстоит провести допэмиссию, в результате которой доля газового монополиста может снизиться до 41-43%. Однако и тут РАО может оказаться в выигрыше: глава энергохолдинга не исключил возможности получения "Газпромом" преимущественного права на выкуп эмиссии.

Предложенная "Газпромом" схема, позволяющая ему беспрепятственно получить тепловую генерацию, не затратив при этом значительных средств, негативно сказывается на котировках акций генкомпаний. Это несколько давит и на бумаги РАО "ЕЭС". Тем не менее, долго это продолжаться вряд ли будет и поддержка для РАО на уровне 32,15 рублей, по которой будут выкупаться акции у акционеров, несогласных с реформой, вряд ли будет достигнута.

Государство выиграло бы куда больше, если бы вместо простого обмена с "Газпромом" продавало свои пакеты в тепловой генерации вместе с проведением допэмиссий акций генкомпаний. Газовому монополисту тогда бы оказалось значительно сложнее получить контроль в интересующих его ОГК и ТГК, и ему бы пришлось потратить на это значительные средства. Серьезно упростить получение контроля над ними может планирующееся СП с СУЭКом, который также имеет значительные доли в российской тепловой генерации.

Однако один позитивный момент в решении совета директоров РАО отраслевые эксперты все же находят: последний этап договоренностей по окончательной схеме реформы энергетики теперь позади. Совет директоров постановил, что внеочередное собрание акционеров холдинга по реорганизации состоится 26 октября, и реформа, таким образом, уложится в установленные сроки.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить бесспорную победу "Газпрома" и некоторый проигрыш для РАО "ЕЭС", но в долгосрочном плане выигрывают обе компании и для энергетики в целом сделка пойдет на пользу.



Макеев Дмитрий, аналитик компании UMIS, российский фондовый рынок, валютный рынок, нефтяной сектор