Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
У НПЗ заканчивается топливо. Маржа нефтепереработчиков США снижается » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

У НПЗ заканчивается топливо. Маржа нефтепереработчиков США снижается

Цены на топливо близки к историческим максимумам, но это не останавливает американцев, которые каждый день садятся за руль своих автомобилей. По данным American Petroleum Institute, спрос на бензин побил все исторические рекорды в первой половине этого года, увеличившись на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Это отличная новость для нефтеперерабатывающей отрасли. Более того, цены на нефть в этом году сравнительно невысоки. Эти факторы на руку многим независимым нефтепереработчикам, которые в результате смогли повысить свою рентабельность. Однако расцвет не вечен. Цены на нефть снова начали расти, а маржа — снижаться. В начале июля несколько компаний нефтеперерабатывающего сектора потеряли около 10% капитализации в течение пяти дней. «У нас странный энергетический рынок, — говорит Фил Флинн, аналитик Alaron Futures & Options в Чикаго. — Нефтепереработчики продолжат терять деньги».

Бизнес

Независимым нефтеперерабатывающим компаниям не всегда на руку рост цены на «черное золото», поскольку они зависят от других участников рынка. Крупные игроки, такие как ExxonMobil, BP и Royal Dutch Shell, самостоятельно добывают нефть и продают ее. Они также имеют собственные перерабатывающие компании, которые поставляют готовые нефте¬продукты розничным продавцам (автозаправкам). Однако мелкие компании вынуждены покупать сырье на открытом рынке и перерабатывать его. Они зарабатывают на разнице в цене сырой нефти и бензина. Это и есть их маржа. В середине мая текущего года этот показатель достигал 31,79 долл. с барреля по сравнению с 8 долл. в 2003 и 2004 годах, отмечает аналитик Bear Stearns Николь Декер. Однако сейчас он составляет менее 25 долл.

Кроме автомобильного бензина нефтепереработчики делают также дизель для грузового транспорта, авиационное топливо и другие нефтепродукты, в том числе асфальт и пластик. Некоторые компании, например Frontier Oil и Holly, фокусируются исключительно на переработке нефти. Однако акции этих мелких игроков на рынке быстрее всех растут.

Другие компании диверсифицируют выручку за счет розничной сети автозаправок, которые также продают пиво, сандвичи и др. Среди таких компаний можно назвать Tesoro, Valero Energy и Delek US Holdings. Эти компании не могут контролировать ни закупочную стоимость нефти, ни цену бензина на открытом рынке. «Мы действительно не можем контролировать нашу рентабельность», — говорит гендиректор компании Alon USA Energy Джефф Моррис. Под контролем остаются только качество управления бизнесом, включая M&A, модернизация собственных мощностей и игра на розничном рынке.

Рынок

Крупнейшие клиенты американских нефтепереработчиков — водители. По данным организации Federal Highway Administration, число зарегистрированных в США транспортных средств в 2005 году составляло 241,2 млн, что на 20% больше, чем десять лет назад. В первой половине этого года отрасль выкачивала 8,9 млн барр. бензина в день, однако, чтобы полностью удовлетворить спрос, необходимо еще около 1 млн барр. в день. Г-н Моррис удивлен, что спрос остается таким высоким. Эксперты были убеждены, что достижение психологической отметки 3 долл. за галлон бензина спровоцирует снижение спроса. Средняя цена галлона в США пробила этот барьер в середине июля (причем в некоторых штатах значительно ее превысив), однако снижения спроса не произошло. «Теперь мы не знаем, где эта верхняя планка», — отмечает г-н Моррис.

Компании могут расширить свое присутствие на рынке за счет строительства новых НПЗ, однако это малореально, ведь последние 30 лет этого не происходило. Источники в отрасли говорят о чрезмерно высоких экологических стандартах, расходах на строительство и временные затраты. Строительство нового НПЗ сегодня займет несколько лет и потребует миллиардов долларов. Переработчики предпочитают добавлять новые мощности существующим заводам.

Так, например, Holly потратила сотни миллионов долларов на новое оборудование для производства бензина более низкого качества, сообщил Дэйв Лэмп, вице-президент компании. Это, по его словам, откроет доступ к более дешевому, прежде непригодному сырью. Компания Frontier также готовится к модернизации. По словам вице-президента по корпоративным финансам Дага Эрона, это будет стоить около 560 млн долл.

Климат

Мощность производства становится все более важным фактором, поскольку отрасль имеет дело с природными катастрофами, экологическими требованиями и рыночными дисбалансами. «Ураган «Катрина», который обрушился на побережье Мексиканского залива, подорвал 20% нефтеперерабатывающих мощностей США в 2005 году, — отмечает исполнительный вице-президент National Petrochemical & Refiners Association Чарльз Древна. — Восстановить их смогли только в прошлом году». В то же время отрасль затратила около 9 млрд долл. на модернизацию оборудования для производства топлива с низким содержанием серы, чтобы соответствовать более жестким экологическим требованиям. Переработчики также активно осваивают биотопливо — этанол, который менее вреден для окружающей среды.

В результате появляется дефицит запасов, и, как только отрасль смогла решить эту проблему, значительная часть мощностей была выведена в нерабочее состояние. Ко всему прочему перерабатывающие компании столкнулись с незапланированными остановками производства на ключевых заводах, в частности на крупнейшем НПЗ Valero в Техасе. «В результате запасы бензина сокращаются, а баррели нефти стоят нетронутые», — говорит г-н Флинн. Иностранный импорт бензина не может справиться с дефицитом. «Производители беспокоятся и поднимают цены на исторические высоты, — продолжает г-н Флинн, — тем самым увеличивая собственную маржу».

По словам аналитика Benchmark Co. Марка Гилмана, цена акций нефтеперерабатывающих компаний в такой ситуации стремительно растет. Многие выиграли от уменьшения мощностей НПЗ, говорит г-н Гилман. «Несмотря на то что НПЗ испытывали перебои в производстве, производство бензина в США значительно выросло по сравнению с прошлым годом», — констатирует аналитик Citigroup Даг Леггейт. Причем больше всего от этого выигрывают центральный, юго-восточный и западный регионы страны.

«Маржа производителей со Среднего Запада остается приемлемой», — отмечает г-н Декер. Она выше, чем в среднем по стране, на 7 долл. с каждого барреля. Однако активный летний сезон заканчивается, а значит, ситуация может измениться не в лучшую сторону. «Мы уже начинаем видеть, как сокращаются нефтяные запасы», — говорит г-н Флинн.

Технология

Не желая строить новые НПЗ, нефте- и газоперерабатывающая индустрия пока прибегает к модернизации старого оборудования. Как правило, у компаний нет собственных подобных технологий, и им приходится их покупать, говорят аналитики. Одно из самых серьезных изменений заключается в снижении содержания серы в дизельном топливе. Г-н Лэмп говорит, что для этого необходимо увеличить содержание водорода в переработанной нефти. У этого процесса есть «сказочный» побочный эффект — увеличивается выход топлива. «Завод может произвести 1,15—1,2 барр. топлива из 1 барр. нефти-сырца», — отмечает г-н Лэмп.

Переработчики также пытаются модернизировать производство, чтобы производить более дешевый и соответственно менее качественный продукт, например, в Канаде. Компания Holly, в частности, так делает. Другие компании, например Alon USA Energy, также закупают и устанавливают дополнительное оборудование, которое позволяет перерабатывать крупные партии нефтесырья в асфальт.

Перспективы

Маржа нефтеперерабатывающих компаний снижается во многих регионах США, и вопрос, волнующий многих участников рынка, заключается в том, насколько серьезно она упадет. Плюсы: люди продолжают водить автомобили и спрос на бензин вырос, несмотря на развитие гибридных двигателей и более экологичных технологий. «Если посмотреть на рост численности населения и улучшение качества их жизни, становится очевидным: спрос будет расти», — уверен г-н Лэмп. И не только на бензин. Спрос на дизель и топливный мазут в первой половине этого года вырос на 1,9%. Спрос на авиационное топливо также растет. Это признак здоровья отрасли.

Риск: маржа снижается, что отражается на стоимости акций компаний сектора. К концу этого года поставки сырья должны вырасти на 500 тыс. барр., говорит г-н Декер. В то же время НПЗ выжимают из барреля нефти все больше готового топлива, отмечает г-н Гилман. По оценкам г-на Лэггейта, маржа упадет с 24,32 долл. за 1 барр. во втором квартале этого года до 8,5 долл. к концу года. Недавно он понизил рекомендации целого ряда акций нефтеперерабатывающих компаний.

БРАЙАН ВУМАК (ПЕРЕВОД ОЛЬГИ СОКОЛИК)