Александр Линников: Банки подвергаются неадекватным санкциям за мелкие нарушения, в которых они не виноваты
Александр Сергеевич, 7 августа исполняется шесть лет с момента подписания Президентом РФ Владимиром Путиным Федерального закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» С какими проблемами в практике применения Закона приходится сталкиваться? И каковы перспективы развития системы противодействия легализации преступных доходов?
К настоящему времени в России сформирована целостная система противодействия отмыванию нелегальных доходов и финансирования терроризма (в профессиональной среде – «ПОД/ФТ»), которая обеспечивает исполнение Закона. Правда, действует она не всегда так, как хотелось бы.
Несомненно, информационно-аналитическая система, то есть система сбора информации, позволяющая отслеживать сомнительные финансовые операции, действует слаженно и весьма успешно. Так, за несколько месяцев 2007 года в Росфинмониторинг поступило более 2 миллионов сообщений, из них 1,5 миллиона сами банки квалифицировали как подозрительные. Также следует отметить качество работы системы реагирования на подозрительные финансовые операции. В 2006 году проведено около 8 тысяч финансовых расследований – на треть больше, чем в 2005 году, и вдвое больше, чем в 2004 году. Это показательно – качество системы противодействия отмыванию доходов неуклонно растет. Очевидно, в ближайшее время показатели раскрытия сомнительных сделок и финансовых операций пойдут на спад. Как показывает мировая практика, в государстве, где система защиты от серых доходов и финансовых пирамид неуязвима, мошенники постепенно сворачивают свою деятельность.
Вместе с тем динамика количества отозванных банковских лицензий (25 с начала 2007 года и 60 в 2006 г.) говорит не только о стабильности системы, но и о сравнительном бездействии регулирующих органов в части профилактики нарушений.
Главная проблема, которую фиксируют в профессиональном сообществе, заключается в том, что банки подвергаются неадекватным санкциям за мелкие нарушения, в которых они к тому же зачастую не виноваты. Например, есть такое профессиональное выражение (ни в каком законе не сформулированное) – «отбраковка». Банки ежедневно по электронной почте направляют информацию о сомнительных сделках в Росфинмониторинг. Эти уведомления не всегда выполнены в нужном формате. Случается так, что система их «отбраковывает» и возвращает отправителю. В этом случае оказывается, что банк нарушил закон – вовремя не проинформировал контролирующие инстанции о совершенной операции. И подобное нарушение приравнивается к «отмыванию» денег или финансированию терроризма.
Правда, нужно отметить, что число «отбраковок» в России неизменно сокращается: в 2005 году в общем числе сообщений отбракованные составляли около 5%, в 2006 году – немногим более одного процента, а в первом квартале этого года – 0,6%. Но сути дела это не меняет – «дыры» в законе быть не должно. Нам нужна предельная четкость формулировок закона. Если они допускают разночтения, это ведет к формализму и бюрократическому произволу. Должна существовать своего рода шкала нарушений банками нормативных положений системы ПОД/ФТ. И каждому нарушению должны соответствовать определенные санкции.
Осенью этого года России предстоит пройти 3-й раунд оценки соответствия национальной российской системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма стандартам Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ). В рамках раунда будет оцениваться не только формальное соответствие организационно-правовых основ национальной системы Рекомендациям ФАТФ, но и эффективность реализации этих Рекомендаций на всех уровнях системы: в финансовых организациях, Росфинмониторинге, надзорных, правоохранительных и судебных органах. Успешное завершение этого раунда станет свидетельством того, что Российская Федерация движется в верном направлении и уже достигла на этом пути серьезных результатов. При этом руководство Росфинмониторинга ответственно заявляет, что наша страна готова к любым, самым строгим проверкам. Не вижу оснований сомневаться в этих словах.
Безусловно, российская система ПОД/ФТ далеко не идеальна, но в основе своей она выстроена верно и действует стабильно. Впрочем, в нее еще предстоит внести много корректив и, прежде всего, избавить российское банковское сообщество от мелочной опеки со стороны надзорных органов. Это сделает систему противодействия отмыванию нелегальных доходов гораздо более эффективной.