Гипермаркеты попали в немилость » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Гипермаркеты попали в немилость

1 октября 2014 Инвесткафе | Wal-Mart Stores Incorporated Гринченко Роман
Минпромторг считает, что крупные магазины негативно влияют на конкуренцию и их развитие следует ограничить необходимостью дополнительных согласований при выделении под них земельных участков

Появилась информация, что Минпромторг планирует очередной выпад в адрес ритейлеров. Предполагается, что под удар попадут крупные магазины, площадь которых превышает 5 тыс. кв. м. Проект развития торговли до 2020 года предполагает введение новых препятствий для компаний, планирующих открывать гипермаркеты, в виде необходимости дополнительных согласований при выделении земельных участков под строительство таких объектов. Объясняется эта необходимость тем, что магазины больших площадей переманивают к себе покупателей у малого и среднего бизнеса и негативно влияют на конкуренцию.

Я решил разобраться в этом подробнее, так как все отечественные публичные ритейлеры имеют магазины таких форматов, а для некоторых они являются основными, и от их развития зависят темпы роста оборота компаний в целом. Несмотря на то, что подобная инициатива, скорее всего, вызвана благими побуждениями, направленными на то, чтобы поддержать малое предпринимательство, я считаю ее нецелесообразной, так как она может сказаться негативно как на многих компаниях, так и на покупателях.

Гипермаркеты попали в немилость


Источник: данные компаний, инфографика Инвесткафе.

Стоит напомнить, что у нас есть 6 публичных ритейлеров: Магнит, X5 Retail Group, Дикси, Лента, О’кей и М.Видео. Первые пять относятся к FMCG-ритейлу, и именно они являются наиболее уязвимыми с точки зрения новых ограничений. На финансовые и операционные результаты М.Видео инициативы Минпромторга не должны оказать существенного влияния, так как сеть не столь активно открывает новые магазины как остальные. Кроме того, средняя общая площадь магазина М.Видео меньше той, которая по ГОСТу позволяет считать магазин гипермаркетом, и составляет 2346 кв. м (под новые правила должны подпасть магазины от 5 тыс. кв. м).

Итак, остаются только сети, реализующие товары повседневного пользования. Из них основной упор на гипермаркеты делают лишь Лента и О’кей, хотя для остальных представителей сектора новые ограничения также не желательны. У Ленты на конец 1-го полугодие имелось 82 гипермаркета, средняя торговая площадь которых составляла 6,43 тыс. кв. м, у О’кей было 63 гипермаркета со средней торговой площадью 7,4 тыс. кв м. Отдельное внимание стоит обратить на тот факт, что в ГОСТе речь идет об объектах общей площадью более 5 тыс. кв. м, а ритейлеры публикуют данные о торговой площади, которая обычно на 20-25% меньше общей (со складскими и административными помещениями и т.д.). То есть для того, чтобы новые магазины этих сетей не признавались гипермаркетами, что было бы наиболее простым решением проблемы, будет недостаточно просто немного уменьшить размер — изменение формата потребуется кардинальное. Это означает, что экспансия данных сетей может замедлиться, что снизит инвестиционную привлекательность их ценных бумаг.

Целевая цена депозитарных расписок Ленты составляет 240 руб., потенциал снижения — 44%, рекомендация — «продавать». Целевая цена ADR расписок О’кей составляет $8,4, потенциал роста — 13%, рекомендация — «держать».

Пока в публичном доступе отсутствует более подробная информация о предлагаемых ограничениях, что делает невозможным точную оценку последствий таких решений. Впрочем, можно предположить, что в результате усложнения процедуры получения земельных участков под строительство гипермаркетов вырастут необходимый объем инвестиций и сроки окупаемости подобных объектов. Это приведет к тому, что ритейлерам, строящим свои магазины самостоятельно, придется пересматривать стратегию развития, а для тех, кто арендует подобные объекты, стоимость аренды будет дороже. Впрочем, я не думаю, что суммы будут существенными. Наиболее вероятно, что это будет компенсировано незначительным повышением цен, которое пройдет незаметным для простых граждан.

Если говорить об ущербе для покупателей, то предлагаемые инициативы могут отсрочить появление новых гипермаркетов, и тем, кто надеялся на большие магазины с более низкими ценами, придется продолжать закупаться в небольших торговых точках.

Отдельно хочу сказать, что подобный опыт «усложнения жизни» гипермаркетов действительно имеется за рубежом, как и заявили в Минпромторге, но постоянно вызывает ожесточенные споры между противниками и сторонниками крупных ритейлеров. В частности, в США до сих пор идет ожесточенная борьба вокруг Wal-mart, который, открывая свои новые гипермаркеты в крупных городах, практически уничтожает небольшие магазины, которые не способны позволить себе продавать товары по столь низким ценам как федеральный игрок.

Целевая цена по акциям Wal-mart составляет $90, потенциал роста — 18%, рекомендация — «покупать».

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter