Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Сможет ли Прибалтика выжить без “Газпрома“? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Сможет ли Прибалтика выжить без “Газпрома“?

7 ноября 2014 Вести Экономика

В ближайшие годы Литва вряд ли сможет отказаться от российского газа. Но очевидно, что запуск терминала в Клайпеде по приему СПГ она попытается использовать для получения более комфортного нового контракта с “Газпромом“, и в том числе для перехода на спотовые цены.

Официальное открытие терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпедском порту намечено на 3 декабря. 27 октября в Клайпеду прибыло судно-хранилище Independent.

Техническая справка:

Судно-хранилище Independence, принадлежащее норвежской компании Hoegh LNG и построенное на южнокорейском заводе Hyundai Heavy Industries специально для Литвы. Его длина — 294 метра, высота — 47 метров, скорость — 18 узлов. Суммарная вместимость 4-х хранилищ для СПГ составляет 170 тыс. куб. м. Стоимость проекта - 301 млн литов (87,24 млн евро). И порядка 1,48 млрд литов (429 млн евро) Литва выплатит за 10 лет аренды судна.

Уже 31 октября газовый танкер Golar Seal доставил первую партию груза в 100 тыс. куб. м СПГ. Предполагается, что в первый год мощность СПГ-терминала будет составлять 1 млрд куб м. газа в год, а впоследствии вырастет до 4 млрд. В прошлом году “Газпром“ поставил в Литву около 2,7 млрд куб. м. С учетом заявленной верхней планки мощности терминала в Клайпеде Вильнюс уже обещает поставлять излишки СПГ в Латвию и Эстонию. До сих пор три балтийских государства могли импортировать только российский газ. Контракт с “Газпромом“ у Литвы истекает в 2015 г.

На сегодня литовская госкомпания Litgas заключила лишь 5-летний контракт с норвежской компанией Statoil, предусматривающий ежегодные поставки 40 млн куб. м. СПГ. Цену газа условились привязать к биржевым котировкам основной торговой площадки - Великобритании.

Сможет ли Прибалтика выжить без “Газпрома“?


Но других реальных источников, которые позволили бы, скажем, Вильнюсу полностью освободиться от российского газа, пока нет, заметил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Те же США, уточнил он, с 2016 г. начнут экспортировать газ не в Европу, а в Японию, где цены на четверть выше. Да и в дальнейшем, похоже, американский газ будет активно продвигаться именно на азиатском направлении, с динамично растущим спросом.

Цены на СПГ, указал Делягин, очень волатильны. К примеру, в США они могут колебаться от $600 до $800 за 1 тыс. куб. м. Но в целом более выгодным остается российский газ, который к тому же ощутимо подешевеет в следующем квартале вследствие “привязки” к упавшим ценам на нефть. Впрочем, запуск Клайпедского терминала в значительной мере определялся политическими резонами, обусловленными общей для Балтики русофобской политикой, констатировал директор Института проблем глобализации.

По мнению главного редактора интернет-журнала The Baltic Course Ольги Павук, Вильнюс запускает Клайпедский терминал не для того, чтобы полностью отказаться от российского газа, но рассчитывая получить доступ к альтернативным источникам газа и обеспечить энергетическую безопасность страны. Опасения по поводу угроз энергобезопасности тем более усилились на фоне нынешнего обострения отношений между ЕС и Россией и взаимных санкций из-за последних украинских событий. И пока не ясно, удастся ли в ближайшее время урегулировать конфликт на юго-востоке Украины, подчеркнула Павук.

А что до ценовых параметров, то, по ее определению, бессмысленно измерять в сегодняшних ценах проект, ориентированный на будущее. “Ситуация быстро меняется. И если поначалу СПГ был дорог, то за последние годы значительно подешевел. К тому же, благодаря появлению конкуренции, в последующем, наверное, могут понизиться и цены на российский газ“, - пояснила главред интернет-журнала The Baltic Course.

Сможет ли Прибалтика выжить без “Газпрома“?


Как напоминают в Вильнюсе, поначалу в трех балтийских республиках несколько лет обсуждали идею сооружения общего газового терминала. Но после решения Литвы обзавестись собственной “точкой” по приему СПГ аналогичный вариант с норвежцами теперь прорабатывает и Рига. Хотя почему в данном случае первым оказался именно Вильнюс?

Отвечая на этот вопрос, кто-то может вспомнить, например, о том, что еще предыдущий президент Литвы Валдас Адамкус (некогда начавший свою службу в США с чикагского центра армейской разведки и завершивший ее в качестве руководителя регионального подразделения Агентства охраны окружающей среды) во время визита в Вашингтон в 2007 г. активно педалировал проблему газовой зависимости от России литовского “энергетического острова“. А кто-то упомянет, что, мол, в последние годы, ссылаясь на отчеты ЕС, Литва традиционно жаловалась на то, что она вынуждена платить за газ больше других балтийских и европейских государств. В связи с чем Вильнюс в 2011 г. направил в Стокгольмский арбитражный суд иск в отношении “Газпрома“.

Теперь же, после запланированного к 2017 г. расширения газопровода из Литвы в Латвию, Рига также сможет получать газ с Клайпедского терминала. И, значит, уже можно говорить о тренде, подтвердил “Вести Экономика“ руководитель Центра энергетических исследований ИМЭМО Станислав Жуков. По его словам, этот тренд был обозначен во Втором и Третьем энергопакетах ЕС, направленных на развитие конкуренции и недопущение монополизации энергетического сектора. В соответствии с этими документами Евросоюз перестраивает свой энергорынок. И одним из следствий этого процесса станет будущий переход к биржевым ценам, сформулировал Жуков.

На сегодня в результате колебаний ценовых параметров спотовые цены на газ для Литвы могут оказаться дешевле цен “Газпрома“, допустил управляющий партнер Greenwich Capital Лев Сныков. Правда, оговорил он, в течение ближайших нескольких лет спотовые цены, вероятно, будут расти быстрее, превысив в итоге более инертные контрактные цены. Однако в более отдаленной перспективе, в течение 10-15 лет, очевидно, спотовые цены на газовом рынке могут вытеснить контрактные, резюмировал Сныков.

Как предположил профессор кафедры "Международный нефтегазовый бизнес" Российского госуниверситета нефти и газа им. И.М. Губкина Андрей Коноплянник, литовская сторона для того и форсировала начало поставок СПГ в преддверии окончания срока действия контракта с “Газпромом“, чтобы в ходе последующих переговоров по его возобновлению получить дополнительные аргументы, в том числе в дискуссии по ценам. Вероятно, Вильнюс попытается склонить российского поставщика к иному механизму ценообразования: с отказом от привязки к ценам на нефть и переходом на спотовые котировки. В силу текущей конъюнктуры сегодня спотовые цены в Северо-Западной Европе ниже контрактных с нефтепродуктовой индексацией, признал Коноплянник.

Как он напомнил, принятое в 2010 г. "Регулирование ЕС № 994/2010" предписывает каждой стране Евросоюза иметь как минимум три источника поставок газа. Это требование распространяется на 28 стран ЕС, а также 9 стран-членов Договора об Энергетическом сообществе (ДЭС), к которому с 2011 г. присоединилась и Украина. Рано или поздно оно будет выполнено, вследствие чего европейский рынок станет более конкурентным. И это потребует от компаний-экспортеров также большей гибкости при формировании контрактов и механизмов ценообразования, подытожил профессор кафедры Российского госуниверситета нефти и газа им. И.М. Губкина.

В сложившихся обстоятельствах экспортная деятельность “Газпрома“ неизбежно усложняется, признают аналитики. При этом они продолжают спорить о том, сколь адекватна меняющимся рыночным реалиям политика российского газового концерна.

В сегодняшних условиях, полагает Лев Сныков, для “Газпрома“ было бы логично в свою очередь диверсифицировать собственные поставки. Что, собственно, “Газпром“ и делает, в частности продвигая свой экспорт на китайском направлении, отметил партнер Greenwich Capital.

Тогда как Михаил Делягин, напротив, уверен, что “Газпром“ недостаточно энергично осваивает Китай, затянув, к примеру, с запуском первоначально предполагавшегося проекта по строительству еще одного газопровода из Западной Сибири в Поднебесную. К тому же российский газовый концерн идет на чрезмерные уступки под давлением европейских партнеров, посетовал директор Института проблем глобализации.

Однако имеется ли в истории с запуском литовского терминала политический подтекст? Несомненный политический характер незначительного, по глобальным меркам, данного экономического события подчеркнули прибывшие в Клайпеду для торжественной встречи судна-хранилища, наряду с первыми лицами Литвы, члены Сената США и представителями структур ЕС, а также Латвии, Эстонии, Норвегии, Финляндии, Швеции и других стран. Вот так и вышло, что в гремучем, как “коктейль Молотова”, политико-экономическом клубке запуск маломощного Клайпедского терминала оказался тесно увязан не только с энергопакетами ЕС, экспансией американского СПГ и усиливающейся борьбой за газовые азиатские рынки, но также с кризисными событиями на Украине и взаимными санкциями западных стран и России.

http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу