Промышленность Санкт-Петербурга сократила темп падения, но перспективы имеют лишь несколько отраслей » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Промышленность Санкт-Петербурга сократила темп падения, но перспективы имеют лишь несколько отраслей

28 ноября 2014 Доходъ
Промышленность Санкт-Петербурга сократила темп падения, но перспективы имеют лишь несколько отраслей

Промышленность Санкт-Петербурга сократила темп падения, но перспективы имеют лишь несколько отраслей


Промышленное производство Санкт-Петербурга в октябре продолжило своё падение, однако его темп незначительно снизился с 8,3% до 7,8%. Подобное изменение нельзя рассматривать в качестве переломного момента, так как в разбивке по компонентам индекса лишь две сферы демонстрируют рост по сравнению с предыдущим годом. Ими стали производство неметаллической минеральной продукции (рост на 10,6%) и производство машин и оборудования (рост на 11,4%).

Высокий спрос на асфальт

Отрасли объединяет высокая роль государства в формировании конечного спроса. Например, по нашим оценкам, значительную долю в производстве неметаллической минеральной продукции составляет асфальтобетон, используемый при строительстве дорожного полотна. В 2014 году объем средств бюджета города на дорожно-ремонтные работы города увеличился с 25 до 37 млрд. рублей, в результате выпуск асфальта вырос более чем на 20%. Компании отрасли активно инвестировали в расширение в последнее время. Отметим, что походу 2014 года был запущен крупный завода компанией «АБЗ-1» в Пушкине стоимостью до 500 млн. рублей, ставший для неё уже шестым. Ранее в марте завод открыла компания «Беатон». Скорее всего, рост расходов на дороги будет заложен и в бюджете следующего года, что позволит отрасли выглядеть лучше остальных в период стагнации. Тем не менее, спрос на еще один продукт, относящийся к ней – бетон, может быть подорван охлаждающимся рынком недвижимости.

Машиностроению поможет военный бюджет

Для отрасли машиностроения в предстоящие годы открывается хороший потенциал. Однако доступен он в основном для компаний, работающих с госзаказом, преимущественно в сфере военно-промышленного комплекса. Ярким примером является разработчик двигателей для самолётов и вертолётов «Климов», который станет основным поставщиком для «Вертолётов России» после того как украинская компания «Мотор Сич» прекратила экспорт продукции в Россию (до конфликта на юго-востоке Украины являлась главным поставщиком).

На полную мощность в Санкт-Петербурге загружены судостроительные предприятия. Например, Адмиралтейские верфи имеют портфель из 9 подводных лодок не только из России, но и Вьетнама и Алжира. Северная верфь в данный момент обеспечивает почти 75% государственного оборонного заказа в области надводного судостроения. Учитывая, что рост расходов федерального бюджета в 2015 году составит около 30%, сферы, связанные с военным машиностроением, сохраняют хорошие возможности для дальнейшего расширения.

В ориентированных на население сферах спад продолжается

Несмотря на активную государственную поддержку отдельных отраслей, возможности для роста совокупного индекса промышленного производства Санкт-Петербурга не так много. Прежде всего, потому что его основной объем ориентируется на население в качестве конечного потребителя, которое сокращает потребительский спрос.

Достигающая 30% индекса отрасль производства транспортных средств в октябре ускорила темп падения до 5,5% по сравнению с 3% в начале года. Скорее всего, негативный тренд продолжится, так как продажи автомобилей в России снижаются почти на 10%. Лидерами спада здесь являются Ford и General Motors, вынужденные работать неполную рабочую неделю, уже сократив численность персонал на треть. Помогают показателю удерживать приличный уровень производство Hyundai, продажи которых практически не изменились в годовом выражении, а доля в производстве легковых автомобилей Петербурга выросла до 63%.

Не радует динамика пищевой промышленности, в которую входит производство пива и табака. За первую половину года одна из крупнейших по объему выручки компаний города «Балтика» сократила производство на 7%, столкнувшись с падением потребления пива в городе на 28%. Напомним, что завод компании, располагающийся в Петербурге, является крупнейшим в Восточной Европе. Аналогичные тенденции присутствуют в другой ключевой сфере экономики города – производстве табачной продукции.

Недоступность кредитов и слабый потребительский спрос – главные сдерживающие факторы

Для современного этапа промышленного производства России характерны несколько разнонаправленных факторов влияния. Во-первых, введенные Россией продовольственные санкции и увеличение государственного оборонного заказа создают условия для развития пищевой промышленности и отдельных сфер машиностроения. Экономика Санкт-Петербурга не может получить преимущество от продуктового эмбарго, так как крупнейшие предприятия города не конкурируют с производством продукции, попавшей в санкционный список (потенциально его могут получить предприятия Ленинградской области). От государственного оборонного заказа ряд компаний имеют ощутимую поддержку

С другой стороны, для дальнейшего расширения производства требуются значительные инвестиции, которые сейчас слабо реализуемы в условиях растущих процентных ставок и ухудшения финансового состояния банков. Помимо этого, существенная доля издержек производства для предприятий выражена в иностранной валюте и после девальвации рубля делает многие проекты нерентабельными.

Наконец, третий фактор – стагнирующий внутренний спрос, существенно сокращающий доходы компаний, ориентированных на конечного потребителя. В этих условиях промышленное производство Санкт-Петербурга до начала восстановления рискует продолжить падение, ускорив темпы до 9-10% в ближайшие несколько кварталов.

http://www.dohod.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter