Сильная зависимость мировой экономики от состояния рынка нефти в условиях высокой нестабильности нефтяных цен - один из системных парадоксов мировой экономики. Это отчетливо видно на фоне происходящего падения нефтяных цен, которые в очередной раз отправились в непредсказуемое свободное плавание.
Рынок нефти потерял структурную устойчивость, и это происходит не в первый и не в последний раз. Более того, подобная дестабилизация носит достаточно регулярный характер. В последние годы всплески волатильности нефтяных фьючерсов повторялись через каждые 39-41 мес. Данный интервал находится в хорошем соответствии с индексом денежного предложения в США, который имеет среднюю цикличность в 42 месяца. В динамике эффективной ставки федеральных фондов также прослеживается цикличность 40-43 месяца. Из сказанного следует, что очередное резкое изменение нефтяных цен в первую очередь продиктовано причинами конъюнктурно спекулятивного характера. На низкой волатильности много не заработаешь, поэтому, чтобы не утратить ликвидность, рынку необходимо периодически переписывать ценники. Остальные объяснения оставьте журналистам и политикам.
Рис.1
Нефть - необычный товар. Помимо своих товарных качеств как важнейшего энергоносителя, нефть является еще и инструментом большой геополитики, составляя основу нефтедолларовой системы. Влияние этих факторов на механизм формирования нефтяных цен проявляется преимущественно в виде долгосрочных тенденций.
Однако в последние десятилетия нефтяные фьючерсы превратились в высоколиквидный финансовый актив и стали особо привлекательным объектом вложений биржевых спекулянтов. Платой за это явилась возросшая чувствительность нефтяных цен к денежному предложению и темпу роста денежной массы, что мы и наблюдаем сейчас.
Более того, все вместе взятое породило еще один феномен, связанный с долгосрочной (~26 лет) цикличностью нефтяных цен, которая, судя по всему, коррелирует с циклом мировой инфляции (~30 лет). В рамках эволюционной модели в динамике нефтяных цен за последние полвека можно выделить следующие два цикла:
Цикл 1973-1998 гг.
Отвязка доллара от золотого стандарта в начале 70-х годов запустила процесс ослабления доллара. К тому же вьетнамская война требовала денег. Доллар привязали к нефти, и это повлекло за собой кардинальный пересмотр мировых цен на нефть. Последовала серия нефтяных кризисов. За нефтью потянулись вверх цены и на другие сырьевые товары. Однако на протяжении 90-х годов цены на нефть и сырье оставались сравнительно стабильными, что совпало по времени с периодом относительно стабильных ставок ФРС и устойчивого доллара.
Цикл 1998~2024 гг.
Следующая фаза кардинальной переоценки нефтяных цен пришлась на 2000-е годы. До этого на протяжении 90-х годов недельные запасы сырой нефти в США неуклонно снижались и к концу 2003 г. оказались на историческом минимуме. Стало очевидно, что по мере роста энергопотребления в странах АТР на мировом рынке энергоносителей все острее ощущается дефицит предложения. Ситуация на рынке нефти усугубилась еще и тем, что доллар снова стал обесцениваться на фоне ускорившегося роста государственного долга и денежной массы в США. Американцы ввязались в две войны и вынуждены были включить печатный станок. Соответственно, долларовые цены на все активы, в т. ч. и на товарно-сырьевые, устремились вверх. Скачок нефтяных цен стал признанием того, что эпоха дешевой нефти окончательно ушла в прошлое. Мировая экономика согласилась оплачивать инвестиции в разведку и разработку новых нефтяных месторождений в труднодоступных районах и добычу дорогой трудноизвлекаемой нефти из сланцевых пород.
Таким образом, многолетняя динамика нефтяных цен может быть описана двухстадийной эволюционной моделью, включаюшей стадию скачкообразного восхождения системы с нижних ценовых уровней на верхние (прогрессивная стадия развития) и процесс инерционного достижения устойчивости в новых границах существования (консервативная стадия). На прогрессивной стадии динамика цены изменяется со временем по степенному закону, а на инерционной стадии соответствует режиму затухающих колебаний. Как следует из рис.2, перелом прогрессивной стадии в обоих циклах произошел примерно с тем же временным интервалом, что и длина цикла (~26 лет).
В рамках данной модели в предстоящие 10 лет, т.е. до конца цикла, определяющей тенденцией на рынке нефти будет затухание переходных процессов после кардинальной переоценки нефтяных цен, прошедшей в нулевые годы. Новое ускорение нефтяные цены могут получить со второй половины 20-х годов. Но сейчас главным для нас остается вопрос о том, в каких ценовых границах будет проходить завершающий этап консолидации нефтяных цен. В принципе этот сценарий может оказаться отличным от того, что наблюдалось в первом цикле - переходные характеристики системы сильно зависят от сопротивления среды, а среда, как известно, находится в постоянном движении. Понятно, что в итоге рынок должен будет найти динамическое равновесие в новых исторических условиях.
Рис.2 Нефть Brent (лог.шкала, норм.)
В нелинейных открытых системах теория допускает несколько состояний динамического равновесия, в окрестности которых качественные свойства системы остаются неизменными, а достижение устойчивости системы обеспечивается за счет затухания ее переходных процессов. Границы между состояниями динамического равновесия являются энергетическими барьерами (критические рубежи развития системы).
Эмпирически установлено, что верхний критический рубеж развития динамических систем характеризуются числом ее=15,15 или чуть меньшим, чем ее. В рамках первого цикла (1973-1998 гг.) отношение максимальной и минимальной цены нефти оказалось чуточку ниже ($41,15/$2,9=14,2, месячные цены), но в точности совпало со значением ее во втором цикле ($146,08/$9,64=15,15, дневные цены закрытия). Структурная инвариантность предельных значений индекса в рамках конкретного цикла может служить еще одним подтверждением цикличности динамики нефтяных цен.
Для нашего случая эволюционная модель позволяет предложить простое феноменологическое правило для определения критических уровней нефтяных цен (brent) в границах консервативной стадии. Расчетные критические уровни являются членами геометрической прогрессии со знаменателем √2
Х n = √2* X n-1
В техническом анализе это уровни поддержки/сопротивления. Считая от максимума прогрессивной стадии, получаем следующие последовательности коррекционных уровней:
для первого цикла: $36,5 - $25.8 - $18.3 - $12.9 - $9.1
для второго цикла: $146 - $103 - $73 - $51,6 - $36,5
Рис.3 Нефть Brent, $
Рис.4 Нефть Brent, $
Таким образом, среди потенциальных критических уровней в текущем цикле модель выделяет два принципиальных уровня $73 и $51,6. Уровень $73 был протестирован в конце прошедшей недели. Информационным поводом стало решение ОПЕК о сохранении квот на добычу нефти. При этом цена вернулась к значениям середины 2010 г., т.е. к моменту, с которого начинался разогрев нефтяных цен на фоне начавшегося ослабления доллара в преддверии QE2. Фактически цена легла на верхнюю границу ценового канала, в котором цена нефти росла на протяжении 1998-2004 гг. (синие линии на рис. 4). Таким образом, последний ценовой пузырь 2010-2011 гг. полностью сдут. Одновременно оказался сломан и ускоренный тренд (красные линии на рис.4).
В настоящий момент рынок нефти стоит на распутье
Для уверенного пробоя уровня поддержки $73 нужны либо новые информационные поводы, либо новый мощный рывок укрепления доллара. В случае успеха медведи получают в качестве следующего ориентира ценовой уровень $51,6 (промежуточная поддержка на уровне среднего геометрического $61,4). В противном случае вероятна консолидация с восстановлением цены вплоть до уровня $103 (и выше) в течение последующих двух лет.
Временной ресурс - еще один возможный ограничитель дальнейшего падения цен. Поскольку сейчас на рынке доминирует агрессивная спекулятивная торговля, наиболее краткосрочным спекулянтам требуется периодическая фиксация прибыли. По опыту прошлого критическим сроком в этой ситуации обычно является период от 4,5 календарных месяцев (половина 9-месячного инвестиционного цикла) до 6 лунных месяцев (половина лунного года), т.е. от 137 до 177 дней.
Отвесное падение нефтяных цен в 1985-1986 гг. продолжалось 138 дней. Обвал 1990-1991 гг. занял столько же времени - 139 дней. На волне кризиса 2008 года нефтяные цены падали от максимума до минимума 174 дня. Нынешнее падение цен с июньского максимума продолжается уже 164 дня (на конец ноября). Таким образом, предстоящая пара недель может оказаться финишной. Существует высокая вероятность того, что многие спекулянты могут начать фиксировать прибыль накануне нового года. В зоне продаж могут оказаться доллар и американские акции. К концу этой и в начале следующей недели возможен очередной всплеск индекса волатильности VIX. Фиксация прибыли может усилиться и на рынке нефти.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу