В периоды подобной турбуленции цен на нефть всегда интересно, как там поживают «сильные мира сего», а именно как реагирует на происходящее мировая элита нефтегаза. Но для этого надо определить хотя бы десятку сильнейших нефтегазовых компаний мира. Рейтингов существует предостаточно, но я доверюсь, пожалуй, рейтингу Forbes. Итак, встречаем №1 Saudi Aramco.
1. Saudi Aramco.
Кто же не знает самую крупнейшую национальную нефтяную компанию Саудовской Аравии и самую дорогую компанию мира со стоимостью более 10 триллионов долларов? Давайте просто посмотрим на официальный отчет компании по результатам работы в 2013 году.
Дабы не повторять известные большинству факты относительно концессионного соглашения при создании этой компании, отмечу лишь то, что уже в 1980 году правительство Саудовской Аравии полностью и бесповоротно выкупило 100% акций компании. А чуть позже поменяло прежнее название «Arabian American Oil Company» на «Saudi Arabian Oil Company» («Saudi Aramco»), полностью стерев напоминание об американском участии. И если компания ежедневно генерит $1 млрд, удивит ли вас тот факт, что у нее есть собственный авиапарк самолетов и вертолетов, большое число своих частных аэропортов, из которых два расположены в США?
А теперь скажите, если бы вы были самым богатым человеком на земле, стали бы вы мандражировать из-за цен на нефть? Вот и президент «Saudi Aramco» Khalid Al-Falih не стал, а твердо и уверенно заявил, что компания не меняет свою стратегию развития, а планы по дальнейшей интеграции и расширении ее нефтеперерабатывающих и химических предприятий будут реализованы несмотря на происходящее снижение цен на нефть.
2. ОАО «Газпром.»
Мечты сбываются. Народное достояние. Тут каждый прохожий знает. Поэтому слов будет мало. Больше графиков и таблиц. Начнем с самого простого — графика изменения рыночной капитализации. Без коментариев.
Отчего ветер дует? От того, что деревья качаются. Цены на нефть и на ГП — ниточка с иголочкой?
Печалька от Thomson Reuters. Желтая линия Оperating profit (операционная прибыль).
И ещё одна. Долги растут и растут. Думаете в 2014 их меньше?
Очевидно, что народное достояние страдает также как и его народ (прошу не путать с тем народом, который в ГП работает!).
Газовый лев болен и ранен снижением цен на нефть, но он ещё жив. И без погашения долгов Украиной, и с тяжелым китайским контрактом и, как стало известно намедни, теперь и без «Южного потока». Глава Газпрома: «Все, проект закрыт», возврат к реализации проекта невозможен. Одна дверь закрылась, другая открылась?
3. National Iranian Oil Company (NIOC).
NIOC — ещё один яркий представитель государственных национальных нефтяных компаний. Иран — одно из древнейших государств мира (около 5000 лет), поэтому нет ничего парадоксального в таких вот иранских поговорках: «Ты быстро идешь, душа моя, — боюсь, что ты отстанешь.» Это целиком и полностью можно отнести к NIOC. Стабильно третье место компании в рейтинге на протяжении последних лет говорит о том, что компания никуда не торопится, но что бы там в мире ни случалось: войны, революции, санкции или падения нефтяных цен, своего компания не отдаст. 6.1 млн BOE в 2013 году говорят сами за себя. Одни считают, что это благодаря своей интеграции в ОПЕК, другие знают наверняка, что Турция, Индия (и Китай) платили за иранскую нефть в обход санкций золотом.
Я же просто смотрю на диаграмму доказанных резервов нефти внизу и мне почему-то становится грустно.
А если уж посмотреть на данные ВР о доказанных запасах газа в мире, то общая картинка станет отчетливей.
Прибавим к этому иранское сообщение двухнедельной давности о планах удвоить добычу газа к 2017 году на фоне санкций до 1 млрд куб м, илюбому станет понятно, что борьба за рынки только начинается. С учетом таких запасов нефти и газа, слова председателя NIOC Bijan Namdar Zanganeh о том, что "если вы хотите увеличить вашу долю, вы должны снизить цены, но Вы не можете сделать это с помощью шоковой терапии в течение трех месяцев, если вы хотите все изменить", не должны расслаблять. Ведь спустя минуту он добавляет: «Иран может легко нарастить производство нефти на 1 млн баррелей в день за 2 месяца при условии снятия санкций. И низкие цены на нефть тому не помеха.»
4. ExxonMobil.
ExxonMobil — многострадальное детище первого в мире долларового миллиардера Джона Рокфеллера. Разбив на 34 части трест Рокфеллера в 1911 году исходя из его монопольного положения, правительство США по иронии судьбы в итоге создало самую мощную публичную нефтяную корпорацию, когда в 1999 году два этих осколка из 34-х слились в единую корпорацию ExxonMobil с общей стоимостью $73,7 млрд. Как много воды утекло долларов притекло с тех пор в компанию. Смотрим капитализацию на фоне последнего снижения цен на нефть.
Так или иначе ExxonMobil, уступая лишь Apple, обычно вторая по этой величине публичная компания американского рынка. Точнее сказать, была. Ибо вчера в результате драматических торгов, поочередно лидируя, корпорацию в итоге обошла Microsoft. Не на много.
Зная зубастый характер ExxonMobil, её жесткое сопротивление, как общественному мнению (памятуя крушение танкера «Эксон Вальдез»), так и любому вмешательству американского правительства, можно быть уверенным на все 100, они будут вторыми. Достаточно глянуть хотя бы на структуру акционеров институциональных фондов. Vanguard, надеюсь понятно.
Весьма примечательно, что рыночная капитализация компании крайне редко снижается ниже 380 млрд $. Кроме того, компания показала более высокую, чем ожидалось, прибыль по итогам 3 квартала ($1.89 против $1.71). Председатель Совета директоров компании Rex W. Tillerson, который, между прочим, владеет 2 289 139 акциями компании (перемножили на цену?), сказал, что такие результаты обусловлены принятой в компании интегрированной бизнес-моделью. И то верно: 45 НПЗ в 25 странах мира и сеть АЗС в более, чем 100 странах мира. Далее он заметил: «Это дает нам конкурентные преимущества в масштабе, эффективности, технических и коммерческих возможностях независимо от колебаний рынка».
5. ОАО «НК «Роснефть».
Это 5-е место ОАО «НК „Роснефть“ - самое значительное изменение в рейтинге нефтегаза Forbes, произошедшее за последние годы. Оттеснив PetroChina на 7 место, Роснефть сделала головокружительный скачок, который отражен в карточке Forbes. Я лишь добавил красным цветом текущую её капитализацию.
Стоит ли писать здесь о сильных и слабых сторонах Роснефти, которые известны всем? Думаю, нет. Отмечу лишь только, что Роснефть — это наш российский ExxonMobil. И неслучайно между этими компаниями так много взаимных соглашений (правда, действующим осталось только одно). Рыбак рыбака… Да, конечно, разница в активах существенная, если глянуть на долларовый график.
Однако, если учесть, что это наша российская компания со всеми нашими „гирьками“ и „политфишками“ и открыть другой график, то различий станет поменьше.
Тот же холодный прищуренный взгляд, безапелляционная уверенность в своей правоте, сильное влияние на правительственные круги и непреодолимое желание стать богаче. И подписанное распоряжение об отчуждении принадлежащих ОАО «Роснефтегаз» акций ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» в количестве до 2 066 727 473 (19,5% акций) тому подтверждение. Глава „Роснефти“ Игорь Сечин: „Даже худший сценарий при стоимости нефти ниже 60 долларов не будет являться драматичным для “Роснефти». Компания имеет самую низкую себестоимость добычи в мире, что позволяет нам достаточно уверенно проходить кризисные ситуации на рынке."
6. Royal Dutch Shell.
Быть первыми в рейтинге Fortune Global 500 — это как олимпийская медаль навсегда. Пусть даже и по итогам 2013 года. Но 47 НПЗ и более 40 000 АЗС с деятельностью в более чем в 100 странах мира, это я вам скажу: не кот наплакал. А если добавить сюда, что совсем недавно выручка компании достигала 84% от ВВП Нидерландов, то станет понятно, что Shell безусловно является одним из супермажоров мирового нефтегаза. Безусловно, снижение цен на нефть сказалось на стоимость акций и на рыночной капитализации компании.
Только не стоит забывать о главном: Shell — абсолютный лидер глубоководных проектов по добыче нефти и газа. Не верите, смотрите картинку.
А вот и характеристики совсем нового введенного в строй в 2014 году глубоководного проекта Olympus.
Отмечая волотильность нефтяных цен глава Shell Ben van Beurden подчеркнул «важность действий компании по улучшению эффективности управления, контролю издержек и расходов, увеличению отдачи от проектов. Компания пересматривает свои расходы на развитие и ускоряет свой выход из нестратегических активов.» Жаль он ничего не сказал о возможном слиянии с ВР. Или это только слухи?
7.PetroChina (кит. 中国石油天然气股份有限公司)
8. Petróleos Mexicanos (Pemex)
9. Chevron
10.Kuwait Petroleum Company.
Как следует из последних заявлений глав крупнейших нефтегазовых компаний мира, 10-ка сильнейших весьма серьезно воспринимает текущее снижение нефтяных цен. Без тени испуга они заявляют о своих конкурентных преимуществах: мы — самые богатые, мы построим другую трубу, у нас самые большие запасы, мы — самые интегрированные, у нас самая низкая себестоимость добычи, а у нас самые технологичные инновации и т.д. Вместе с тем, очевидно, что у каждого из них уже есть план оперативных действий, и его наличие говорит о том, что ситуация с нефтяными ценами на самом деле совсем непростая.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу