6 февраля 2015 Архив
Американская экономика восстанавливается за счет растущего потребления. Старая и далеко не самая удачная модель. Однако не будем забегать вперед. Нас не ждет повторение опыта 1930-х годов, только на другой, качественно новой ступени. Крупнейшие экономики мира не стремятся изо всех сил разорить соседа при помощи девальваций, возрождение протекционизма также не наблюдается. Как говорят в Америке: все нормально, идем ко дну. И все же есть некоторые факторы, пренебрегать коими крайне опасно. Курс американского доллара растет, а экспортный сегмент переживает спад. То же самое относится и к паническому страху перед возвратом производства на родные берега - ничего подобного не происходит. Большинство других стран сокращают ставки и с удовлетворением наблюдают за девальвацией своих валют по отношению к доллару. Если эта динамика сохранится - а так оно и будет - американские политики начнут действовать. Растущий доллар - это не фунт изюма.
Однако пока не ясно, что способно остановить его. Между "устойчивым" ростом экономики в Северной Америке и другими крупными странами, застрявшими где-то между стагнацией и рецессией, разверзлась пропасть. Монетарная дивергенция также неумолимо растет. Доходность по 10-летним гос. облигациям США достигла исторических минимумов на уровне 1.7%. Но это цветочки по сравнению с доходностью в Германии (0.3%) и в Японии (0.25%), и даже Великобритании (1.3%). Инвесторы будут покупать доллар. Кроме того, этот тренд станет еще более выраженным, поскольку Федрезерв намерен поднять учетную ставку - впервые почти за десять лет. Все остальные снижают. За последние три недели Китай, Индия и Сингапур объявили о сокращении процентов по кредитам. Австралия и Турция, вероятно, последуют их примеру. Европейский центральный банк и Дания толкают номинальные ставки в отрицательную зону. Возможно, паритет евро против доллара - это лишь вопрос времени. Но эта девальвация не похожа на то, что происходило во время Великой Депрессии. Европа и другие страны наращивают монетарные стимулы, чтобы оживить экономику, они вовсе не стремятся ослабить Штаты. Но эффект получается тот же.
Тут можно выделить две главные опасности. Во-первых, корпоративный сектор ощущает на себе последствия. Почти половина выручки американских компаний, зарегистрированных на SnP 500, приходит из-за границы, а доля чистых прибылей и того выше. Чем сильнее доллар, тем ниже показатели роста прибыли. В последнем квартале 2014 года многие крупные корпорации сообщили о сокращении прибыли. Caterpillar - минус 25%. Procter n Gamble ждет нулевого роста в 2015 году из-за укрепления доллара. Даже Apple и Google предупреждают о "серьезных валютных преградах". Не удивительно, что американский фондовый рынок в январе потерял 5% на фоне роста доллара. Во-вторых, усиливается политическое недовольство. На прошлой неделе республиканцы и демократы заставляли Майка Фромана, представителя американской стороны на переговорах по торговле, включить пункт о валютных манипуляциях в соглашение о Тихоокеанском партнерстве - камень в японский огород. Китай не участвует в этом соглашении, но главная цель американских политиков, как всегда, юань. Г-н Фроман перенаправил вопросы депутатов Джеку Лью, министру финансов, который настаивает на том, что сильный доллар отвечает экономическим интересам страны.
Лью повторяет шаблонную и, судя по всему, ошибочную установку. Но, как говорится, все зависит от того, с какой стороны смотреть на валютные проделки. Одним это девальвация, а другим - монетарная политика. К ним невозможно применить какие бы то ни было правила. Если настаивать на своем, партнерство может вообще не состояться. И все же, экспорт падает, а рабочие места в промышленном секторе не возвращаются домой с чужих берегов, поэтому политические дебаты на эту тему, скорее всего, будут становиться громче день ото дня. В прошлом месяце Лоуренс Саммерс, бывший министр финансов США, а также Эд Боллс, минфин теневого кабинета министров Великобритании выступили с отчетом о всеобщем процветании. В нем предлагается набор политических решений, направленных на стимулирование роста доходов среднего класса в западных странах. В числе прочего перечислено участие сотрудников в прибыли компании, улучшение системы оплаты декретного отпуска, повышение минимальной заработной платы и развитие профессионального обучения. Эти наработки считаются основой для президентской кампании Хиллари Клинтон. Поразительно, но Саммерс также рекомендует "заключить новые торговые соглашения, в которых будут явным образом прописаны штрафные санкции за валютные манипуляции" - ранее он был ярым противником подобных мер. Не удивительно, что и левые, и правые стремятся подписаться под этими постулатами.
Но что тогда будет с сильным долларом? Его дальнейший рост позволит Йеллен держать ставки на нуле дольше, чем предполагалось. Зарплаты почти не растут, инфляции тоже нет и в помине. Чем сильнее доллар, тем ниже стоимость импорта. Дешевая нефть тоже может сослужить добрую службу. По европейским стандартам, Штаты пытаются бороться с проблемой высокого уровня. Проблема в том, что американская экономика восстанавливается за счет растущего потребления. Старая и далеко не самая удачная модель. В последнем квартале 2014 года экономика выросла на 2.6% за счет расходов домохозяйств, а не за счет инвестиций. Американские компании сокращают внутренние выплаты. Потребительские расходы в США обусловлены не ростом доходов среднего класса, а дешевыми кредитами, поэтому в случае роста процентных ставок ситуация может измениться. Большинство американцев все еще не верят в устойчивое восстановление. Процент по ипотеке на 30 лет не превышает 3%, однако мало кто спешит покупать новое жилье. И вряд ли спрос на недвижимость резко возрастет после повышения ставки. С одной стороны, Лью прав. Сильный доллар отражает успехи Америки. Однако с другой стороны, нужно быть осторожным в своих желаниях. Всегда.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу