31 марта 2015 Архив
Джон Мейнард Кейнс всемирно известен как экономист. Другие стороны его жизни, в частности инвестирование, не столь известны. История становления Джона Мейнарда Кейнса в качестве профессионального биржевого спекулянта и инвестора интересна по нескольким причинам.
Во-первых, а течение своей жизни он коренным образом менял направление и способ спекулирования. Во-вторых, это происходило во время Великой депрессии, биржевого краха и Второй мировой войны – поистине непростые условия для формирования стабильного портфеля или для простого сохранения финансовых активов. Кейнс три раза почти обанкротился, в том числе во время краха фондового рынка 1929 года. При этом он имел силу воли каждый раз, несмотря на убытки, все начинать сначала. В то же время, его отец или доброжелательные друзья помогали ему, когда он попадал в затруднительное положение, и погашали долги, чтобы он снова мог спекулировать дальше. Когда он умер в 1946 в возрасте 63 года, он был весьма богат.
В 20-е годы прошлого столетия он занимался спекуляциями на валютном рынке. Кейнс полагал, что он обладает "особыми знаниями" – исходя из его научных публикаций и выступлений и, прежде всего, благодаря его работе с репарациями, которые Германия должна была выплачивать после поражения в войне. Сначала дела шли хорошо, Кейнс получал огромные прибыли, однако в апреле 1920 года ситуация изменилась, и его прибыли были уничтожены одним махом.
Спекуляции на сырье
Затем он вступил на не менее зыбкую почву товарных спекуляций и начал торговать сырьем – металлами, хлопком, зерном. В основе его торговли лежало совершенно верная убежденность в том, что Европа нуждалась в сырьевых товарах для восстановления после Первой мировой войны. И, в то время как он во всеуслышание призывал к жесткому регулированию товарных рынков, в торговле сырьем он стремился использовать резкие колебания цен для извлечения прибыли. Это приносило довольно неплохую прибыль какое-то время, но не продлилось вечно – крах фондового рынка в 1929 году отнял у Кейнса почти 80 % его активов.
Только после этого Кейнс стал тем типом инвестора, которого сегодня часто называют предшественником Бенджамина Грехема и Уоррена Баффета. Компании, в которые он инвестировал, он подыскивал осторожно, держал акции в портфеле длительное время, не расставаясь с ними даже в неблагоприятное время. В частности, он охотно инвестировал в (американские) железнодорожные и энергетические компании. А британский производитель моторов Остин находился в его портфеле всю жизнь.
Он также целенаправленно входил в капитал компаний, которые платили дивиденды или с высокой вероятностью делали бы это в будущем. При оценке стоимости компании он исходил из того, что они будут осуществлять непрерывные дивидендные выплаты, поскольку на основе своей долгосрочной бизнес-модели и потребности в высоком уровне инвестиций заинтересованы в стабильном курсе своих акций.
Долгосрочная стратегия
Позиции в акциях, в которых он был уверен, он всегда увеличивал. Он являлся как краткосрочным трейдером и спекулянтом, так и долгосрочно ориентированным инвестором. При каждой покупке он обращал внимание на то, чтобы стоимость акции невзирая ни на что по возможности перенесла политическую и экономическую турбулентность. Многие идеи Кейнса в сфере инвестирования актуальны до сих пор.
Эту торговую тактику – покупай и держи – он использовал не только в отношении собственных активов, но и в работе инвестиционных фондов, которыми управлял. В частности - фонда Королевского колледжа университета Кембриджа, где он преподавал с 1920 вплоть до своей смерти. Как канцлеру казначейства ему удалось увеличить стоимость активов колледжа.
Управление фондом Королевского колледжа и собственными активами было почти идентичным. Акции, которые интересовали Кейнса, приобретались в оба портфеля. Тем, что сегодня институт относится к наиболее состоятельным учебным учреждениям Великобритании, он обязан заслугам Кейнса.
Переждать трудные времена
Долгосрочное удержание ценных бумаг не всегда было простым делом, пишет Джон Васик в своей книге о биржевом профессионале. Когда в 30-е годы фонд колледжа попал в затруднительное положение, правление института настаивало на продаже. Кейнс отказывался. Он написал в ответе: "Я считаю, бывают моменты, когда вы должны проявлять выдержку и не пытаться производить никаких сокращений". Имея за плечами мучительный опыт, он знал, что низкие уровни акций должны быть пересижены – при условии, что вы верите в их стоимость. Таким образом, Кенс стал "Ловцом дна". Он рассматривал низкие уровни как возможность нарастить долю интересных ему акций.
Формулу, по которой определялась ценность акций в инвестиционном портфеле Кейнса, напрасно искать в книге. Эта книга скорее интересна тем, что сопоставляет параллельные миры экономиста и инвестора. Несмотря на его интеллектуальную надменность и соответствующее поведение, известно, что в качестве инвестора он был таким же новатором, как и экономист: при управлении портфелем Королевского колледжа при стремлении к уравновешенности он не преставал искать новые пути инвестирования.
Временные колебания
Чем старше он становился, тем больше пытался игнорировать "временные колебания", как он их называл. Он писал: "Имеется довольно немного инвесторов, которые больше чем я боятся преждевременно положить в карман доход от инвестиций".
Кейнс также управлял финансами Королевского колледжа в Лондоне. За то, что этот институт сегодня остается одним из самых процветающих образовательных учреждений Великобритании, нужно быть благодарным Кейнсу.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу