Куда делась треть ЗВР Банка России? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Куда делась треть ЗВР Банка России?

13 апреля 2015 Живой журнал | Архив Журавлев Сергей

В связи с увеличением еженедельных значений международных резервов в отчетах второй половины марта, в комментариях просили разъяснить сей неожиданный факт - возможно, имея в виду просто срезать им постоянно пишущего нечто плохое автора.)) Правда, в конце марта резервы снова уменьшились, оказавшись по состоянию на 1 апреля меньше, чем 1 марта, хотя совсем ненамного (3.8 млрд. долл.), и еще на 1 млрд. уменьшились к прошлой пятнице (3 апр.). Реагирую краткой «просветитькой».

Прежде всего, надо подчеркнуть, что последние изменения резервов никак не связаны с какой-либо игрой ЦБ на валютной бирже в защиту или, наоборот, на ослабление курса рубля. Последний раз ЦБ проводил интервенции ещё 30 января, продавая валюту по поручению Федерального казначейства. Как я уже отвечал, а сейчас есть возможность проиллюстрировать это относительно свежими данными, движения ЗВР в значительной мере связаны с курсовыми и ценовыми переоценками различных их составляющих к доллару США, в котором публикуется общий объем резервов.

Кроме того, в последнее время, как известно, на «отчетную» величину резервов большое влияние оказывают также размеры ликвидности в иностранной валюте, предоставленная Банком России кредитным организациям на возвратной основе - через РЕПО и под обеспечение кредитами в валюте. Вычитаемые из величины ЗВР ЦБ, как переставшие быть требования нерезидентам, эти активы по сути остаются точно такими же валютными требованиями Банка России, что и резервы.

И, наоборот, временно привлеченные средства в валюте от банков-резидентов на корсчета (эта мера была в введена разгар кризиса 2008г. для облегчения возможности банков поддерживать сбалансированную валютную позицию в условиях массовой «валютизации» привлеченных ими депозитов), а также покупки-продажи валюты «во временное пользование» через свопы и РЕПО с банками-нерезидентами учитываются в составе ЗВР.

Исходя из неоднозначности трактовки величины его валютных резервов с учетом операций предоставления/привлечения валютной ликвидности на возвратной основе, Банк России с 2012г. печатает платежный баланс РФ в 2-х вариантах. Основном, где движение резервов и чистого-ввоза капитала банками соответствуют официально публикуемом размерам ЗВР. И дополнительный, где эти данные корректируются на объем ликвидности в иностранной валюте, предоставленной Банком России кредитным организациям на возвратной основе, на сумму операций по корреспондентским счетам банков-нерезидентов в Банке России, а также на сумму средств в иностранной валюте, полученных Банком России в рамках операций валютный своп.

Без учета всех этих обстоятельств выводы, основанные лишь на динамике официально публикуемой цифры ЗВР могут представлять собой «значительно уклонение от истины» (вот иллюстрация). К примеру, за период 2013-14 и по 1 апреля 2015, прошедший в основном под «губернаторством» Э.С. Набиуллиной, ЗВР Банка России уменьшились на 181.25 млрд. долл., или почти в точности ровно на треть. Однако из этой общего сокращения 39.45 стали результатом курсовой переоценки прочих валют в результате укрепления доллара США, еще 15.4 млрд. долл. – результат падения цены золота, и еще 36.68 млрд. – баланс предоставления/привлечения валютной ликвидности на возвратной основе.

На эти факторы пришлась практически ровно половина общего сокращения резервов ЦБ, даже чуть больше, а из-за операций по покупке продаже-валюты с целью сглаживания волатильности обменного курса и прочих, резервы уменьшились лишь на 89.7 млрд. долл. Аналогично, курсовая переоценка значительно сократили размеры внешнего долга РФ, при его выражении в долларах.

Возвращаясь от времен, когда по России бродили медведи и динозавры, к актуальным цифрам, видим, что в изменении и ЗВР в целом 1-ом квартале 2015г. курсовая переоценка из-за укреплявшегося до середины марта доллара США и резко слабевшего по отношению к нему евро, оставалась главной причиной уменьшения ЗВР. В феврале (как и конце прошлого года) валютные резервы сократились из-за предоставления банкам валютной ликвидности (на 11.37 млрд. долл.), очевидно, использованных в основном для выплат по внешним займам.

Однако в марте, несмотря на то, что на этот месяц пришелся локальный пик выплат по долгу, валюта от ЦБ уже не потребовалась. В условиях укрепляющегося рубля банки и компании предпочти использовать для расчетов ранее накопленную валюту, а свою задолженность перед ЦБ сократили на 1.25 млрд. долл. Доллар к евро – второй по значению резервной валюты для РФ – перестал однонаправленно укрепляться по 16 марта. В результате фактор курсовой переоценки в отдельные недели стал работать в противоположные строну – на рост номинальный величины ЗВР. Наконец, ЦБ продолжил покупать золото, в марте – на 1.16 млрд. долл., что лишь незначительно уступило рекордным покупкам золота в марте и августе на фоне первой и второй волн санкций в отношении РФ после самоопределившегося Крыма и сбитого Боинга соотв.

Все эти обстоятельства и предопределили стабилизацию ЗВР в марте, а вовсе не мифические действия Банка России по укреплению рубля к 17 апреля, якобы должные демонстрировать подвластность вождю всей стихий, включая и финансовую. Помимо прочего, сознательное укрепления рубля госорганами на фоне снизившейся цены нефти было бы явной глупостью с точки зрения доходов казны. Правда, кого и когда это останавливало?

Куда делась треть ЗВР Банка России?

Куда делась треть ЗВР Банка России?

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter