8 июля 2015 Вести Экономика
Греки сказали "нет" условиям кредиторов, и теперь всех волнует всего один вопрос: что будет дальше? Вариантов развития ситуации не так уж много, но Европе выгоднее всего было бы договориться с Грецией.
Deutsche Bank, являющийся одним из основных банков, которые могут понести самые большие потери от любой крупной напряженности, связанной с греческим кризисом, подготовил "дорожную карту" возможных сценариев.
Их, как оказалось, всего четыре.
№1. Сделка с мягкими условиями: наиболее неприемлемый сценарий для стран-членов еврозоны.
№2. Дефолт без ухода из еврозоны: сценарий также один из менее предпочтительных для стран еврозоны, но все же лучше, чем сценарий №1.
№3. Новая сделка: наиболее благоприятный для кредиторов и стран еврозоны сценарий, согласно которому растущие экономические и политические издержки, связанные с коллапсом банковской системы, вынудят партию СИРИЗА отказаться от власти.
№4. Выход Греции из еврозоны (Grexit): один из самых неблагоприятных сценариев для стран еврозоны, однако все еще маловероятный. Возможен в том случае, если партия СИРИЗА удержит власть в ближайшие месяцы.
№1. Сделка с мягкими условиями
Наименее вероятный сценарий, который также создаст значительные проблемы морального риска, которые в долгосрочной перспективе могут быть так же вредны, как и Grexit.
Дело в том, что предложение Греции более мягких условий станет прецедентом, которым могут воспользоваться и другие страны, оказавшиеся в сложном положении.
Очевидно, что в долгосрочной перспективе это было бы неустойчивым положением, так как страны-кредиторы могут задавать неудобные политические вопросы, а также не будет никакой структурной перестройки и политической интеграции, которые необходимы для долгосрочной жизнеспособности еврозоны.
№2. Дефолт без ухода из еврозоны
Прямая рекапитализация греческих банков, скорее всего, более вероятна, чем мягкие условия по сделки, но это может быть проблемой для Греции и прежде всего для партнеров по еврозоне.
С европейской точки зрения, это может быть началом нового раунда финансирования страны, при этом будут усиливаться надежды на структурную реформу для стимулирования роста и защиты капиталовложений в Европе.
Но после дефолта будет очень сложно начать финансирование, так как он может привести к эффекту домино и каскаду частных дефолтов, начиная с корпораций.
Наиболее серьезным недостатком этого сценария является моральный риск. Если Европа "узаконит" дефолт, это откроет двери для других стран к подобным требованиям.
Если можно отказаться от долгов, но сохранить европейскую банковскую систему и доступ к единой валюте, то другие захотят то же самое. Это будет способствовать нестабильности.
"Победа Греции" станет примером для испанцев, которые непременно проголосуют за аналог СИРИЗА в стране — партию "Падемос". И это будет только начало: в еврозоне начнется "красная волна", чего валютный союз может не пережить.
С точки зрения Греции, простой дефолт, учитывая стоимость рекапитализации банка и общее негативное влияние на экономику, совсем не лучший вариант.
Этот сценарий требует несколько месяцев, чтобы какие-то технические результаты стали заметны. В то же время экономическая и политическая стоимость закрытой банковской системы может оказаться слишком большой.
Существует значительная вероятность, что если Греция и Европа пойдут по этому пути, то в конце концов они придут к третьему сценарию.
№3. Новая сделка
Ликвидность в экономике Греции уже сейчас серьезно нарушена, и каждую неделю экономическая, социальная и политическая напряженность будет расти в геометрической прогрессии. Туристический сезон практически полностью сорван, и это должно сильно ударить по экономике страны.
После референдума могут быть новые переговоры, но вряд ли стороны о чем-либо договорятся.
Тем не менее из-за роста напряженности и проблем банковской системы СИРИЗА может потерять власть.
Если же придет новое правительство, то возможны новые переговоры по новому соглашению.
Как быстро этот сценарий начнет развиваться, зависит от экономической и политической напряженности. Но Европе предстоит предложить что-то весомое, если она хочет сохранить Грецию в еврозоне. И сокращение долга может быть той ценой, которую придется заплатить.
Такое соглашение должно быть основано на более сбалансированной программе, которая также будет учитывать последний доклад МВФ о долговой устойчивости.
Необходимо будет уделять гораздо больше внимания структурным реформам в обмен на меньшие требования к бюджетной консолидации и приверженность к постепенному облегчению долгового бремени.
Придется придумать последовательность действий, которая создаст эффект стимулирования экономики, чтобы можно было пройти этап реализации структурных реформ.
Риском при таком сценарии является политический тупик. Правительство может уйти в отставку, но парламент не сможет создать новое стабильное правительство, которое будет способно на сделку с международными кредиторами.
Для этого депутатам СИРИЗА необходимо будет объединиться с другими оппозиционными партиями, чтобы получить большинство. И если сейчас СИРИЗА поддерживает большинство избирателей, то объединение сил с оппозицией может ослабить позицию партии.
Если правительство не будет создано, следующим шагом будут досрочные выборы. Но это предполагает правовые и финансовые проблемы. Согласно греческой конституции нынешнее правительство не может назначить новые выборы ранее чем через 12 месяцев после предыдущих.
№4. Выход Греции из еврозоны (Grexit)
Основное отличие от сценария №3 в том, что СИРИЗА удержит власть в ближайшие месяцы. В рамках данного сценария есть два возможных варианта развития ситуации: (а) Греция покидает еврозону, но остается в составе ЕС, (б) Греция покидает и еврозону, и ЕС.
В обоих случаях Европу ждут серьезный удар и полномасштабный кризис. Власти Германии уже выделили около 15 млрд евро для борьбы с возможными негативными последствиями Grexit, однако уже сейчас можно с уверенностью заявить, что их не хватит.
В договоре ЕС нет формального механизма, чтобы выгнать страну из валютного блока, но вообще выйти из еврозоны можно.
Во-первых, Греция может принять одностороннее решение по переходу обратно к драхме. Право на это у Афин есть в соответствии с международным публичным правом.
Во-вторых, выход может быть осуществлен по взаимному согласию. Существует мнение, что статья 352 Лиссабонского договора может стать основой для такого подхода.
Конечно, для этого необходимо единогласное принятие таких изменений в рамках Европейского совета, то есть во всех странах ЕС, включая Грецию. Даже если нет правового механизма, можно все сделать так, что страна сама вынуждена будет уйти. Например, можно оставить банковскую систему Греции без возможности восстановления.
Для этого достаточно будет "отрезать" их от ELA, и это фактически будет означать конец, так как рекапитализация – это длительный и дорогостоящий процесс.
Правительство утверждает, что СИРИЗА не намерена покидать еврозону и что будет бороться с попытками заставить сделать это с помощью европейских судов. И это означает, что единственной возможностью для реализации Grexit является создание таких экономических условий, при которых у Греции не будет иного выбора, кроме как покинуть еврозону.
Важно отметить, что выход из еврозоны и ЕС – это два отдельных вопроса. Пребывание в ЕС ограничивает геополитические последствия греческого кризиса.
Последовательность событий после референдума
Учитывая ограниченное распространение "греческих настроений" в других периферийных странах и рост внутреннего давления в Греции, в интереса Европы, видимо, просто ждать.
Пока распространение банковского кризиса удается сдерживать, и ЕЦБ может вмешаться, если будет необходимо.
С другой стороны, дальнейшее затягивание ситуации, например с доступом к ELA, приведет к усилению потерь, а сам процесс экономического разрушения будет трудно повернуть вспять.
Учитывая потерю доверия в последние шесть месяцев, Европа вряд ли решится на смягчение своих условий.
Поэтому сейчас для Европы было бы рационально просто ждать развития политического процесса в Греции. Дальше ситуация может развиваться в трех направлениях.
Во-первых, при самом оптимистичном сценарии состав греческого правительства изменится. Это позволит Европе перезапустить конструктивные переговоры.
Во-вторых, сама Греция становится все ближе к рассмотрению возможности выхода. В этот момент Европа еще может рассмотреть альтернативные варианты, которые позволят добиться управляемого дефолта, рекапитализировать и контролировать греческую банковскую систему, что может привести к сценариям №2 или №4.
В-третьих, может произойти событие, которое сделает более вероятным выход Греции. Например, ЕЦБ может решить, что больше не может поддерживать ELA после дефолта, а Европа не захочет рекапитализировать банки.
Отметим, что греческие банки необязательно будут отключены от ELA сразу после того, как Греция не сможет заплатить ЕЦБ 20 июля. Правила ELA вообще не публикуются. Возможно, что есть 30-дневный льготный период погашения облигаций. Если это так, то ЕЦБ может ждать еще некоторое время до принятия решения.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу