10 июля 2015 Однако
К теме «мини-СПГ» мы время от времени уже обращались в публикациях, правда, по касательной. Настало время обсудить её в отдельном материале. Область «мини-СПГ», т.е. малотоннажного производства сжиженного газа и операций с ним, не так сильно отличается от традиционной СПГ-индустрии, за исключением собственно объёмов.
В обзоре международного газового союза предложена следующая классификация: считать «мини» (официальное название – small scale LNG или SSLNG) производства СПГ с мощностью менее 1 млн т в год, а в области транспортировки — танкеры объёмом менее 18 тыс. кубометров. Разумеется, это — достаточно формальное определение. Для сравнения, в традиционной СПГ-индустрии нормой стала линия мощностью около 4–5 млн т, а стандартный танкер-газовоз — это 180 тыс. кубометров. Как будет видно из примеров ниже, типовой же мини-СПГ проект — это скорее 0,3 млн т СПГ в год.
Кроме того, следует отметить, что возможно несколько вариантов производственно-логистической цепочки. В одном случае вся цепочка состоит из «мини»: производство–транспортировка–регазификация или перевалка в цистерны грузовиков. В другом случае СПГ может производиться на больших заводах, а потом «разливаться» в мини-танкеры. Или же транспортироваться, в случае больших расстояний, на традиционных танкерах и «разливаться» в небольшие ёмкости уже ближе к месту спроса. Принципиальных отличий здесь нет, но уместно подчеркнуть, что могут реализовываться различные комбинации:
Пробежимся по СПГ-цепочке «производство–транспортировка–(регазификация)–использование» в обратном направлении — от окончания к началу. То есть от собственно потребителя газа к заводу по сжижению.
Напомним, что в традиционном (крупнотоннажном) варианте регазифицируемый СПГ (а это обычный метан, т.е. тот же природный газ) поступает в общую газопроводную сеть и его сфера применения становится эквивалентной области использования природного газа. А что в случае сектора мини-СПГ?
Спрос на «мини»: три составные части
В контексте особенностей спроса нужно отметить три основные области. Во-первых, это газификация отдалённых от газотранспортной сети регионов. Часто, чтобы не тянуть туда отдельный газопровод, проще поставлять газ в виде СПГ (по суше или по морю), регазифицировать на месте с последующей подачей топлива в локальную газопроводную сеть. Именно такой вариант планируется реализовать для газификации Мурманской области. А сам мини-СПГ завод (0,15 млн т) для этих поставок будет расположен в Карелии. В мире такой подход применяется на небольших островных территориях, а в России обсуждается использование на Камчатке.
Второй вариант — это применение СПГ (уже без регазификации) на транспорте, в первую очередь на большегрузном, в качестве замены бензина и дизтоплива. Примеров можно приводить массу, сектор последовательно растёт, пока в первую очередь в США (около сотни заправок, правда, преимущественно в Калифорнии) и в Китае (полтысячи заправок), в меньшей степени — в других странах, в том числе ЕС (например, в Италии).
Третье — это использование СПГ в качестве бункерного топлива, то есть топлива для судов. Направление особенно популярно в Северо-Западной Европе. Напомним — драйвером здесь является не только прямая экономическая выгода при отказе от нефтепродуктов (она, кстати, пока не очевидна), но в первую очередь новые экологические нормативы на выбросы оксидов серы и азота на Балтике.
К примеру, совсем недавно «Газпром» и нидерландская Gasunie договорились о шагах по совместному развитию направления SSLNG. Разумеется, это далеко не уникальная новость, все крупные компании, работающие в секторе, уже давно инвестируют в СПГ-бункеровку.
Регазификация: минимум отличий
Регазификация в секторе мини-СПГ (там, где она нужна, то есть в тех случаях, когда СПГ для использования становится газом) по большому счёту не сильно отличается от традиционных терминалов. Используется на удалённых и островных территориях, несколько мини-терминалов СПГ (0,1–0,5 млн т в год) находится в Японии.
Добавим, что с этой тематикой тесно связано развитие плавучих регазификаторов — танкеров с функцией регазификации (RV — regasification vessel) и т.н. FSRU (плавучие установки с функцией хранения и регазификации, floating storage and regasification unit). Если ещё пять лет назад такие комбинации были экзотикой, то в прошлом году в СПГ-флоте числилось 5 FSRU и 15 RV. Ещё 3 FRSU и 5 RV в настоящее время строятся или готовятся к сдаче.
Впрочем, приписывать все их к разделу «мини» было бы неверным — годовая мощность того же плавучего терминала по приему СПГ в Литве вполне приличная (около 3 млн т в год). Другое дело, что функции они выполняют до определённой степени аналогичные небольшим терминалам — оперативное налаживание газоснабжения регионов, куда по тем или иным причинам (география, политика и др.) трубопроводный доступ затруднён. К примеру, именно вариант с плавучим терминалом по приёму СПГ будет реализовываться для газоснабжения Калининградской области с тем, чтобы исключить возможности «транзитного шантажа» со стороны Литвы.
Транспорт: и по суше, и по морю
Транспортировка СПГ в секторе «мини» может быть в двух принципиально разных вариантах. Во-первых, сухопутная перевозка — в контейнерах или специальных цистернах. (Кстати, одно время небезосновательно рассматривалась экономическая эффективность массового железнодорожного экспорта СПГ в Китай — как альтернатива «трубе».)
Второй вариант — это танкерные перевозки. И тут опять ещё один индикатор интереса к сектору — резкий рост числа небольших танкеров. По данным GIIGNL, если в 2009 г. в СПГ-флоте было всего 6 танкеров объёмом до 25 тыс. кубометров, то в 2014 г. — уже 24 (при том что суммарно флот вырос не так значительно — с 336 до 421 судна). Более того, ещё на 25 мини-газовозов уже размещены новые заказы. То есть в ближайшем будущем доля мини-танкеров в общем числе газовозов (разумеется, по числу судов, а не по объёму вмещаемого СПГ) превысит 10%, хотя пять лет назад это было меньше 2%.
Производство: плавучее и не только
И самое главное — собственно производство. Которое также может быть как «сухопутным» (преимущественно для внутреннего потребления), так и «прибрежным» — как правило, с акцентом на бункеровку или экспорт. Первый вариант активно развивает Китай, строя небольшие заводы мощностью 0,2–0,5 млн т в год.
В России также есть небольшие производства. Например, в Пермском крае — но это скорее «микро-СПГ», мощность завода совсем невелика — 12,6 тыс. т в год. Но и производств даже столь небольшой мощности в России немного, с десяток.
Крупных российских мини-СПГ проектов еще несколько лет назад было заявлено сразу три. Во-первых, уже упоминавшийся завод в Карелии (Прионежский район), который должен снабжать газом Мурманскую область (мощность 0,15 млн т). Плюс еще два завода на Балтике — один компании «Газпром энергосеть» (0,2 млн т), один — под эгидой «Газпром банка» (0,3 млн т). Последние два — с прицелом на экспорт и бункеровку (отметим, что бункеровка заходящих иностранных судов отчасти может рассматриваться как экспорт). Но с тех пор никаких новостей о продвижении этих производств не поступало.
Зато на Балтике развивается перспективный проект «СПГ Горская», который предполагает три линии мощностью по 0,4 млн т в год каждая. Завод планируется создать плавучий, но плавучесть эта отчасти формальная, т.к. суда будут пришвартованы к берегу. Запуск первой линии намечен на декабрь 2016 г. Основной рынок сбыта получаемого продукта — это бункеровка судов, находящихся на рейде в акватории Финского залива, также предполагаются экспортные объёмы в рамках традиционной логистической цепочки сбыта СПГ.
Чисто экспортные проекты по сжижению газа в сегменте «мини» тоже существуют. Так, например, в Колумбии готовится к запуску небольшое производство с мощностью 0,5 млн т (кстати, весь СПГ с него будет скупать «Газпром» для своих операций по трейдингу) — Carribean LNG. Этот завод — плавучий (FLNG).
Отметим, что далеко не все плавучие СПГ-заводы находятся в секторе «мини». Напомним, пионер отрасли плавучих СПГ-заводов, первый в своем роде завод Shell «Prelude», еще даже не запущен, старт намечен на 2017 г. Его мощность — 3,6 млн т в год, т.е. соответствует одной линии средних размеров традиционного СПГ-завода.
Правда, более мелкие плавучие производства уже обгоняют завод Shell. Помимо упомянутого заводика в Колумбии, в Малайзии готовится к запуску плавучий СПГ-завод мощностью 1,2 млн т, т.е. примерно на переходе между «мини»- и «макси»-СПГ.
Любопытно, что интерес к возможному плавучему заводу проявляет компания Eni — оператор разработки части оффшорных газовых запасов в Мозамбике. Хотя объём запасов позволяет строить полноценные и большие заводы, Eni рассматривает такую альтернативу с тем, чтобы быстрее начать «монетизацию» запасов. Объём плавучего производства предполагается также уже существенный — 2,5 млн т в год.
Российский интерес
Так или иначе, мировой интерес к «мини-производствам» СПГ сейчас не случаен. Из-за неопределённости на рынке СПГ его участники опасаются инвестировать в большие проекты, где затраты исчисляются десятками миллиардов долларов. В этих условиях небольшие производства могут стать «золотой серединой». «Плавучесть» завода — тоже плюс, т.к. под такое движимое имущество может оказаться проще привлечь кредитные ресурсы. Минусом мало- и среднетоннажного сжижения (по сравнению с крупнотоннажным) являются несколько большие расходы топлива на сам процесс сжижения.
Рост мирового интереса к сектору «мини-СПГ» оказывается удачей и для нашей страны. Дело в том, что у российских компаний, как известно, нет технологий крупнотоннажного сжижения газа, что (на фоне режима санкций) сдерживало строительство новых крупных СПГ-заводов. В апреле российская группа ОМЗ заявила, что разработала решение для крупнотоннажного производства мощностью 1 млн т в год. Но комплекс состоит из трёх линий, каждая по 0,35 млн т. То есть предельные возможности по сжижению остаются в области «мини-СПГ».
Напомним также, что «Роснефть» на Петербургском экономическом форуме договорилась с General Electric о сотрудничестве в сфере разработки теплообменника для сжижения газа, а также в области малотоннажного производства СПГ.
В этих условиях через развитие сектора мини-СПГ, с опорой на собственные технологические разработки Россия как минимум может стать полноценным участником мирового рынка в этом сегменте. А как максимум — прийти таким способом и к созданию собственных технологий крупнотоннажного сжижения.
В обзоре международного газового союза предложена следующая классификация: считать «мини» (официальное название – small scale LNG или SSLNG) производства СПГ с мощностью менее 1 млн т в год, а в области транспортировки — танкеры объёмом менее 18 тыс. кубометров. Разумеется, это — достаточно формальное определение. Для сравнения, в традиционной СПГ-индустрии нормой стала линия мощностью около 4–5 млн т, а стандартный танкер-газовоз — это 180 тыс. кубометров. Как будет видно из примеров ниже, типовой же мини-СПГ проект — это скорее 0,3 млн т СПГ в год.
Кроме того, следует отметить, что возможно несколько вариантов производственно-логистической цепочки. В одном случае вся цепочка состоит из «мини»: производство–транспортировка–регазификация или перевалка в цистерны грузовиков. В другом случае СПГ может производиться на больших заводах, а потом «разливаться» в мини-танкеры. Или же транспортироваться, в случае больших расстояний, на традиционных танкерах и «разливаться» в небольшие ёмкости уже ближе к месту спроса. Принципиальных отличий здесь нет, но уместно подчеркнуть, что могут реализовываться различные комбинации:
Пробежимся по СПГ-цепочке «производство–транспортировка–(регазификация)–использование» в обратном направлении — от окончания к началу. То есть от собственно потребителя газа к заводу по сжижению.
Напомним, что в традиционном (крупнотоннажном) варианте регазифицируемый СПГ (а это обычный метан, т.е. тот же природный газ) поступает в общую газопроводную сеть и его сфера применения становится эквивалентной области использования природного газа. А что в случае сектора мини-СПГ?
Спрос на «мини»: три составные части
В контексте особенностей спроса нужно отметить три основные области. Во-первых, это газификация отдалённых от газотранспортной сети регионов. Часто, чтобы не тянуть туда отдельный газопровод, проще поставлять газ в виде СПГ (по суше или по морю), регазифицировать на месте с последующей подачей топлива в локальную газопроводную сеть. Именно такой вариант планируется реализовать для газификации Мурманской области. А сам мини-СПГ завод (0,15 млн т) для этих поставок будет расположен в Карелии. В мире такой подход применяется на небольших островных территориях, а в России обсуждается использование на Камчатке.
Второй вариант — это применение СПГ (уже без регазификации) на транспорте, в первую очередь на большегрузном, в качестве замены бензина и дизтоплива. Примеров можно приводить массу, сектор последовательно растёт, пока в первую очередь в США (около сотни заправок, правда, преимущественно в Калифорнии) и в Китае (полтысячи заправок), в меньшей степени — в других странах, в том числе ЕС (например, в Италии).
Третье — это использование СПГ в качестве бункерного топлива, то есть топлива для судов. Направление особенно популярно в Северо-Западной Европе. Напомним — драйвером здесь является не только прямая экономическая выгода при отказе от нефтепродуктов (она, кстати, пока не очевидна), но в первую очередь новые экологические нормативы на выбросы оксидов серы и азота на Балтике.
К примеру, совсем недавно «Газпром» и нидерландская Gasunie договорились о шагах по совместному развитию направления SSLNG. Разумеется, это далеко не уникальная новость, все крупные компании, работающие в секторе, уже давно инвестируют в СПГ-бункеровку.
Регазификация: минимум отличий
Регазификация в секторе мини-СПГ (там, где она нужна, то есть в тех случаях, когда СПГ для использования становится газом) по большому счёту не сильно отличается от традиционных терминалов. Используется на удалённых и островных территориях, несколько мини-терминалов СПГ (0,1–0,5 млн т в год) находится в Японии.
Добавим, что с этой тематикой тесно связано развитие плавучих регазификаторов — танкеров с функцией регазификации (RV — regasification vessel) и т.н. FSRU (плавучие установки с функцией хранения и регазификации, floating storage and regasification unit). Если ещё пять лет назад такие комбинации были экзотикой, то в прошлом году в СПГ-флоте числилось 5 FSRU и 15 RV. Ещё 3 FRSU и 5 RV в настоящее время строятся или готовятся к сдаче.
Впрочем, приписывать все их к разделу «мини» было бы неверным — годовая мощность того же плавучего терминала по приему СПГ в Литве вполне приличная (около 3 млн т в год). Другое дело, что функции они выполняют до определённой степени аналогичные небольшим терминалам — оперативное налаживание газоснабжения регионов, куда по тем или иным причинам (география, политика и др.) трубопроводный доступ затруднён. К примеру, именно вариант с плавучим терминалом по приёму СПГ будет реализовываться для газоснабжения Калининградской области с тем, чтобы исключить возможности «транзитного шантажа» со стороны Литвы.
Транспорт: и по суше, и по морю
Транспортировка СПГ в секторе «мини» может быть в двух принципиально разных вариантах. Во-первых, сухопутная перевозка — в контейнерах или специальных цистернах. (Кстати, одно время небезосновательно рассматривалась экономическая эффективность массового железнодорожного экспорта СПГ в Китай — как альтернатива «трубе».)
Второй вариант — это танкерные перевозки. И тут опять ещё один индикатор интереса к сектору — резкий рост числа небольших танкеров. По данным GIIGNL, если в 2009 г. в СПГ-флоте было всего 6 танкеров объёмом до 25 тыс. кубометров, то в 2014 г. — уже 24 (при том что суммарно флот вырос не так значительно — с 336 до 421 судна). Более того, ещё на 25 мини-газовозов уже размещены новые заказы. То есть в ближайшем будущем доля мини-танкеров в общем числе газовозов (разумеется, по числу судов, а не по объёму вмещаемого СПГ) превысит 10%, хотя пять лет назад это было меньше 2%.
Производство: плавучее и не только
И самое главное — собственно производство. Которое также может быть как «сухопутным» (преимущественно для внутреннего потребления), так и «прибрежным» — как правило, с акцентом на бункеровку или экспорт. Первый вариант активно развивает Китай, строя небольшие заводы мощностью 0,2–0,5 млн т в год.
В России также есть небольшие производства. Например, в Пермском крае — но это скорее «микро-СПГ», мощность завода совсем невелика — 12,6 тыс. т в год. Но и производств даже столь небольшой мощности в России немного, с десяток.
Крупных российских мини-СПГ проектов еще несколько лет назад было заявлено сразу три. Во-первых, уже упоминавшийся завод в Карелии (Прионежский район), который должен снабжать газом Мурманскую область (мощность 0,15 млн т). Плюс еще два завода на Балтике — один компании «Газпром энергосеть» (0,2 млн т), один — под эгидой «Газпром банка» (0,3 млн т). Последние два — с прицелом на экспорт и бункеровку (отметим, что бункеровка заходящих иностранных судов отчасти может рассматриваться как экспорт). Но с тех пор никаких новостей о продвижении этих производств не поступало.
Зато на Балтике развивается перспективный проект «СПГ Горская», который предполагает три линии мощностью по 0,4 млн т в год каждая. Завод планируется создать плавучий, но плавучесть эта отчасти формальная, т.к. суда будут пришвартованы к берегу. Запуск первой линии намечен на декабрь 2016 г. Основной рынок сбыта получаемого продукта — это бункеровка судов, находящихся на рейде в акватории Финского залива, также предполагаются экспортные объёмы в рамках традиционной логистической цепочки сбыта СПГ.
Чисто экспортные проекты по сжижению газа в сегменте «мини» тоже существуют. Так, например, в Колумбии готовится к запуску небольшое производство с мощностью 0,5 млн т (кстати, весь СПГ с него будет скупать «Газпром» для своих операций по трейдингу) — Carribean LNG. Этот завод — плавучий (FLNG).
Отметим, что далеко не все плавучие СПГ-заводы находятся в секторе «мини». Напомним, пионер отрасли плавучих СПГ-заводов, первый в своем роде завод Shell «Prelude», еще даже не запущен, старт намечен на 2017 г. Его мощность — 3,6 млн т в год, т.е. соответствует одной линии средних размеров традиционного СПГ-завода.
Правда, более мелкие плавучие производства уже обгоняют завод Shell. Помимо упомянутого заводика в Колумбии, в Малайзии готовится к запуску плавучий СПГ-завод мощностью 1,2 млн т, т.е. примерно на переходе между «мини»- и «макси»-СПГ.
Любопытно, что интерес к возможному плавучему заводу проявляет компания Eni — оператор разработки части оффшорных газовых запасов в Мозамбике. Хотя объём запасов позволяет строить полноценные и большие заводы, Eni рассматривает такую альтернативу с тем, чтобы быстрее начать «монетизацию» запасов. Объём плавучего производства предполагается также уже существенный — 2,5 млн т в год.
Российский интерес
Так или иначе, мировой интерес к «мини-производствам» СПГ сейчас не случаен. Из-за неопределённости на рынке СПГ его участники опасаются инвестировать в большие проекты, где затраты исчисляются десятками миллиардов долларов. В этих условиях небольшие производства могут стать «золотой серединой». «Плавучесть» завода — тоже плюс, т.к. под такое движимое имущество может оказаться проще привлечь кредитные ресурсы. Минусом мало- и среднетоннажного сжижения (по сравнению с крупнотоннажным) являются несколько большие расходы топлива на сам процесс сжижения.
Рост мирового интереса к сектору «мини-СПГ» оказывается удачей и для нашей страны. Дело в том, что у российских компаний, как известно, нет технологий крупнотоннажного сжижения газа, что (на фоне режима санкций) сдерживало строительство новых крупных СПГ-заводов. В апреле российская группа ОМЗ заявила, что разработала решение для крупнотоннажного производства мощностью 1 млн т в год. Но комплекс состоит из трёх линий, каждая по 0,35 млн т. То есть предельные возможности по сжижению остаются в области «мини-СПГ».
Напомним также, что «Роснефть» на Петербургском экономическом форуме договорилась с General Electric о сотрудничестве в сфере разработки теплообменника для сжижения газа, а также в области малотоннажного производства СПГ.
В этих условиях через развитие сектора мини-СПГ, с опорой на собственные технологические разработки Россия как минимум может стать полноценным участником мирового рынка в этом сегменте. А как максимум — прийти таким способом и к созданию собственных технологий крупнотоннажного сжижения.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба