29 июля 2015 Вести Экономика
Международный валютный фонд, несмотря на свой богатый опыт, допустил шесть досадных ошибок, пытаясь решить долговую проблему в Греции, считает декан Blavatnik School of Government, University of Oxford Найрэ Вудс.
Как она отмечает в своей статье, действия МВФ, вероятно, позволили добиться роста собственного авторитета в еврозоне, однако в конечном итоге пренебрежение собственным опытом может стать для фонда роковой ошибкой.
Один из важнейших выводов, который был поспешно проигнорирован во время фиаско в Греции, заключается в том, что когда финансовая помощь становится необходимой, она должна быть предоставлена один раз и окончательно. МВФ выучил этот урок в 1997 году, когда неадекватная финансовая помощь, направленная в Южную Корею, заставила страну начать второй раунд переговоров. В Греции эта проблема намного хуже, ведь нынешний план на 86 млрд евро ($94 млрд), который до сих пор обсуждается, сопровождает 110 млрд евро, которые были выданы еще в 2010 году, и 130 млрд евро от 2012 года.
Возможности МВФ весьма ограничены. Размеры его кредитов зависят от системы умножения взносов той или иной кризисной страны в его капитал. Если учитывать эту систему, то его кредиты для Греции выше, чем любые иные во всей его истории. Правительства стран еврозоны, однако, не сталкиваются с подобными ограничениями и тем самым могли бы создать программу, которая была бы более устойчивой.
МВФ пренебрег еще одним важным уроком: не стоит предоставлять финансовую помощь (спасение) банкам. МВФ выучил это нелегким путем в течение 1980-х годов, когда он перевел "плохие" банковские кредиты для латиноамериканских правительств в его собственные книги, а также правительствам других стран. В Греции "плохие" кредиты, выданные французскими и немецкими банками, были переведены на общественные книги, переводя ответственность за них не только европейским налогоплательщикам, но и всем членам МВФ.
Третий урок, который МВФ не смог применить в Греции, – это то, что режим жесткой экономии часто приводит к порочному циклу, так как сокращения расходов заставляют экономику сократится гораздо больше, чем при иных обстоятельствах. Из-за того что МВФ выдает деньги на краткосрочной основе, у него существовала причина игнорировать последствия жесткой экономии в целях достижения прогнозных показателей роста, которые подразумевают способность погашать долги. Между тем, другим членам еврозоны, стремящимся оправдать меньшее финансирование, также показалось удобным пренебрегать бедственным воздействием режима жесткой экономии. В-четвертых, МВФ научился тому, что реформы чаще всего реализованы, если их число невелико и они тщательно сосредоточены. Когда страна нуждается в помощи, то кредиторам более заманчиво предоставить и настаивать на длинном списке реформ. Но стране, находящейся в кризисе, будет трудно справляться со множеством требований.
В Греции МВФ, вместе со своими европейскими партнерами, требовал от правительства не только сокращать расходы, но и предпринимать продолжительные налоговые, пенсионные, судебные реформы, а также реформы рынка труда. И хотя наиболее неотложные меры не будут иметь немедленного влияния на финансы Греции, МВФ может лишь подчеркивать краткосрочные сокращения расходов, которые повышают шансы того, что долг будет погашен, даже если это означает, что долгосрочные реформы будет труднее принять.
Пятый урок – это то, что реформы будут успешными, только если правительство стремится довести их до конца. Условия, которые кажутся занесенными из-за границы, почти наверняка обречены на неудачу. В случае с Грецией внутриполитические соображения заставили европейские правительства продемонстрировать, что они обеспечивают Греции самые ужесточенные условия. МВФ тоже стремился показать, что он обходится так же жестко с Грецией, как и с Бразилией, Индонезией и Замбией, даже если в конечном счете это было контрпродуктивно.
Шестой урок, который МВФ проигнорировал, заключается в том, что финансовая помощь для страны, которая не может полностью контролировать свою валюту, несет дополнительные риски. Фонд уже выучил урок от Аргентины и Западной Африки: у таких стран не хватает одного из самых простых способов приспособиться к долговому кризису - девальвации. Потерпев неудачу в попытке предупредить Грецию, Португалию, Ирландию и Испанию об опасности вступления в валютный блок, МВФ должен был рассудить, было ли ему необходимо вовсе вмешиваться в кризис еврозоны. Его причины на вмешательство подчеркивают риски последствий, связанных с его решением.
Самая очевидная причина для действий МВФ – это то, что Европа была неспособна решать свои проблемы, но зато имела достаточно власти и влияния, чтобы навредить этим фонду. Директора-распорядители МВФ всегда были европейцами, а европейские страны имеют непропорционально большую долю голосов в МВФ.
Однако в равной степени важным является тот факт, что МВФ принял это решение, проходя через экзистенциальный кризис. Исторически самой большой угрозой для МВФ являлась его невостребованность. Он был практически уволен в 1970-е годы, когда США пустили в ход доллар, и его спас лишь Мексиканский долговой кризис 1982 года, который продвинул его на роль мирового финансового кредитора.
Десять лет спустя актуальность МВФ начала снова уменьшаться. Его роль была возрождена в преобразовании блока стран, принадлежащих бывшему Советскому Союзу. В то время как начался еврокризис, фонд барахтался в последствиях Восточно-Азиатского кризиса, а его платящие клиенты делали все, что могли, чтобы избежать прибегать к его помощи.
Нынешнее участие МВФ в еврокризисе дало мощным развивающимся экономикам еще одну причину для разочарования. После того как США загнали МВФ в угол своими требованиями большей самостоятельности, они теперь обнаружили, что организация просто делает то, что ей велит Европа. МВФ будет трудно вернуть доверие все более выдающихся членов. Если США и ЕС откажутся держать его под контролем, то последняя надежда фонда на актуальность вполне может оказаться его последней.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Как она отмечает в своей статье, действия МВФ, вероятно, позволили добиться роста собственного авторитета в еврозоне, однако в конечном итоге пренебрежение собственным опытом может стать для фонда роковой ошибкой.
Один из важнейших выводов, который был поспешно проигнорирован во время фиаско в Греции, заключается в том, что когда финансовая помощь становится необходимой, она должна быть предоставлена один раз и окончательно. МВФ выучил этот урок в 1997 году, когда неадекватная финансовая помощь, направленная в Южную Корею, заставила страну начать второй раунд переговоров. В Греции эта проблема намного хуже, ведь нынешний план на 86 млрд евро ($94 млрд), который до сих пор обсуждается, сопровождает 110 млрд евро, которые были выданы еще в 2010 году, и 130 млрд евро от 2012 года.
Возможности МВФ весьма ограничены. Размеры его кредитов зависят от системы умножения взносов той или иной кризисной страны в его капитал. Если учитывать эту систему, то его кредиты для Греции выше, чем любые иные во всей его истории. Правительства стран еврозоны, однако, не сталкиваются с подобными ограничениями и тем самым могли бы создать программу, которая была бы более устойчивой.
МВФ пренебрег еще одним важным уроком: не стоит предоставлять финансовую помощь (спасение) банкам. МВФ выучил это нелегким путем в течение 1980-х годов, когда он перевел "плохие" банковские кредиты для латиноамериканских правительств в его собственные книги, а также правительствам других стран. В Греции "плохие" кредиты, выданные французскими и немецкими банками, были переведены на общественные книги, переводя ответственность за них не только европейским налогоплательщикам, но и всем членам МВФ.
Третий урок, который МВФ не смог применить в Греции, – это то, что режим жесткой экономии часто приводит к порочному циклу, так как сокращения расходов заставляют экономику сократится гораздо больше, чем при иных обстоятельствах. Из-за того что МВФ выдает деньги на краткосрочной основе, у него существовала причина игнорировать последствия жесткой экономии в целях достижения прогнозных показателей роста, которые подразумевают способность погашать долги. Между тем, другим членам еврозоны, стремящимся оправдать меньшее финансирование, также показалось удобным пренебрегать бедственным воздействием режима жесткой экономии. В-четвертых, МВФ научился тому, что реформы чаще всего реализованы, если их число невелико и они тщательно сосредоточены. Когда страна нуждается в помощи, то кредиторам более заманчиво предоставить и настаивать на длинном списке реформ. Но стране, находящейся в кризисе, будет трудно справляться со множеством требований.
В Греции МВФ, вместе со своими европейскими партнерами, требовал от правительства не только сокращать расходы, но и предпринимать продолжительные налоговые, пенсионные, судебные реформы, а также реформы рынка труда. И хотя наиболее неотложные меры не будут иметь немедленного влияния на финансы Греции, МВФ может лишь подчеркивать краткосрочные сокращения расходов, которые повышают шансы того, что долг будет погашен, даже если это означает, что долгосрочные реформы будет труднее принять.
Пятый урок – это то, что реформы будут успешными, только если правительство стремится довести их до конца. Условия, которые кажутся занесенными из-за границы, почти наверняка обречены на неудачу. В случае с Грецией внутриполитические соображения заставили европейские правительства продемонстрировать, что они обеспечивают Греции самые ужесточенные условия. МВФ тоже стремился показать, что он обходится так же жестко с Грецией, как и с Бразилией, Индонезией и Замбией, даже если в конечном счете это было контрпродуктивно.
Шестой урок, который МВФ проигнорировал, заключается в том, что финансовая помощь для страны, которая не может полностью контролировать свою валюту, несет дополнительные риски. Фонд уже выучил урок от Аргентины и Западной Африки: у таких стран не хватает одного из самых простых способов приспособиться к долговому кризису - девальвации. Потерпев неудачу в попытке предупредить Грецию, Португалию, Ирландию и Испанию об опасности вступления в валютный блок, МВФ должен был рассудить, было ли ему необходимо вовсе вмешиваться в кризис еврозоны. Его причины на вмешательство подчеркивают риски последствий, связанных с его решением.
Самая очевидная причина для действий МВФ – это то, что Европа была неспособна решать свои проблемы, но зато имела достаточно власти и влияния, чтобы навредить этим фонду. Директора-распорядители МВФ всегда были европейцами, а европейские страны имеют непропорционально большую долю голосов в МВФ.
Однако в равной степени важным является тот факт, что МВФ принял это решение, проходя через экзистенциальный кризис. Исторически самой большой угрозой для МВФ являлась его невостребованность. Он был практически уволен в 1970-е годы, когда США пустили в ход доллар, и его спас лишь Мексиканский долговой кризис 1982 года, который продвинул его на роль мирового финансового кредитора.
Десять лет спустя актуальность МВФ начала снова уменьшаться. Его роль была возрождена в преобразовании блока стран, принадлежащих бывшему Советскому Союзу. В то время как начался еврокризис, фонд барахтался в последствиях Восточно-Азиатского кризиса, а его платящие клиенты делали все, что могли, чтобы избежать прибегать к его помощи.
Нынешнее участие МВФ в еврокризисе дало мощным развивающимся экономикам еще одну причину для разочарования. После того как США загнали МВФ в угол своими требованиями большей самостоятельности, они теперь обнаружили, что организация просто делает то, что ей велит Европа. МВФ будет трудно вернуть доверие все более выдающихся членов. Если США и ЕС откажутся держать его под контролем, то последняя надежда фонда на актуальность вполне может оказаться его последней.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу