В 2014 году ВВП РФ составил 71,4 трлн рублей, в 2015 году мы прогнозируем снижение реального показателя на 3,5%, при этом дефлятор может составить порядка 8%. В 2016 году прогнозируется рост ВВП на 0,9% по последним оценкам от Минэкономразвития. Таким образом, расчетная величина 3% дефицита от ВВП 2016 года составляет порядка 2,3 трлн. рублей. Если расходы бюджета будут зафиксированы на уровне этого года и составят 15,2 трлн рублей, то для поддержания бюджетного баланса доходы бюджета должны будут составить не менее 12,9 трлн рублей.
В этом году доходы бюджета запланированы на уровне 12,5 трлн рублей, и при нефти в $50/барр. курс рубля, заложенный в бюджет, составляет 61,5 руб./долл. Это означает, что так называемая "бюджетная линия" (условно минимальный курс рубля при определенной цене на нефть) находится на уровне 3075 рублей за баррель. Ранее мы уже неоднократно писали о том, что это правило выдерживалось большую часть года, т.е. рублевая цена нефти находилась на "бюджетной линии" или выше нее. В связи с тем, что доходы в 2016 году должны показать рост, а также учитывая, что Минфин обычно планирует доходы бюджета, исходя из принципа консервативности оценок, мы уверены, что в бюджет будет заложен более высокий курс рубля по сравнению с 61,5 руб/$ в этом году.
Наши расчеты показали, что для обеспечения роста доходов бюджета с 12,5 трлн (плановый уровень 2014 года) до 12,9 трлн (расчетный уровень на 2015 год, исходя из уже известных предпосылок) необходимо повышение заложенного в бюджет курса рубля на 3 рубля до уровня 64,5 рублей за доллар. Таким образом, если нефть Urals не покажет роста выше $50/барр., то в следующем году "минимальный" курс доллара даже при довольно консервативных бюджетных оценках может оказаться выше 64 рублей. При этом, в случае роста нефти дополнительные доходы в первую очередь будут идти на сокращение объема изымаемых средств Резервного фонда, используемых для покрытия дефицита бюджета.
Стоит отметить, что по последним данным об исполнении Федерального бюджета РФ за 7 месяцев 2015 года, исполнение в %% от плана выглядит довольно неплохо. На днях должна быть опубликована оценка за 8 месяцев, однако вряд ли она серьезно изменит наши выводы. По итогам 7 месяцев есть даже некоторое улучшение в исполнении доходов план/факт по сравнению с прошлым годом на 4%.
Таблица 1. Исполнение Федерального бюджета за 7 месяцев 2014-2015 гг.
При этом стоит отметить, что в первые 7 месяцев 2014 года цена на нефть в среднем составляла $109/барр. против $57/барр. в 2015 году. Существенное падение цены на нефть не слишком сказалось на бюджете в результате проведенной девальвации рубля. Так, рублевая цена барреля упала только на 13%, что выразилось в 19%- ном снижении нефтегазовых доходов. Это позволило сохранить равновесие бюджета в кризисной ситуации.
Таблица 2. Сравнение показателей за 7 месяцев 2014-2015 гг.
Особо отметим, что по последним данным дефицит бюджета не превышает 3% ВВП, несмотря на запланированный показатель в 3,7%. По итогам всего 2015 года вполне вероятно переисполнение доходов бюджета по сравнению с планом, что приведет к тому, что дефицит будет ниже планового. На практике это будет означать лишь экономию средств Резервного фонда.
"Бюджетная линия" и курс рубля

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба