20 ноября 2015 Вести Экономика
Проблемы Китая начались гораздо раньше, чем принято считать. Отчасти именно замедление экономики КНР принято считать важным фактором падения цен на нефть, но такая корреляция очень неточная.
Экономика Китая замедляется с момента последнего финансового кризиса, тогда как цены на нефть упали относительно недавно.
Инфляция в стране продолжила сокращаться, а индекс цен производителей, который может быть хорошим индикатором активности, снижается 44 месяца подряд.
44 месяца – это очень много, то есть ситуация начала ухудшаться как минимум с марта 2012 г. Если же посмотреть еще внимательнее, то цены производителей начали замедление даже раньше: примерно в июле 2011 г.
С того момента Китай все больше накапливал долги, отношение долга к ВВП выросло примерно на 50% всего за четыре года. Но дополнительные долги, по-видимому, не очень продуктивный способ решения проблем.
С динамикой замедления Китая хорошо коррелируются мировые товарные рынки. После пика 2011 г. все они упали до уровней, не наблюдавшихся с 1999 г. Сталь, цинк, медь, алюминий – все это продолжает дешеветь, обновляя минимумы почти каждый день.
Кроме того, если посмотреть на темпы падения импорта, то станет ясно, что это прогнозный индикатор, а не отстающий. Если Китай закупит недостаточно сырья сегодня, то он уже не сможет произвести нужные объемы завтра.
Проблема, конечно, не только в китайской экономике. Кризис шагает по миру, в том числе по развитым странам, и это находит свое отражение почти во всех экономиках.
Но к проблемам Китая еще можно добавить сокращение предельной производительности и избыточные мощности. Экономика КНР похожа на огромный лайнер, которому трудно развернуться, поэтому переход на сервисную экономику и внутреннее потребление – это очень трудный процесс, который займет не один год.
Избыточные мощности до сих пор создаются. Так, например, в стране будет построено более 150 угольных электростанций, хотя они вообще не нужны КНР, которая ведет борьбу за улучшение экологии в городах, а уже существующие аналогичные мощности ранее были признаны избыточными.
Новые электростанции будут иметь мощность 123 ГВт, ежегодно объем выбросов углерода составит около 560 млн тонн, это примерно равно годовым выбросам в Бразилии и больше, чем совокупные выбросы автомобилей в Пекине, Шанхае, Тяньцзине и Чунцине.
И самое интересное, что спрос на автомобили в Китае замедляется, тогда как новые автозаводы продолжают строиться.
Подобное можно увидеть во многих отраслях китайской экономики, и это сказывается на других странах. Пытаясь справиться с перепроизводством стали, Китай начал в массовом порядке ее продавать на внешнем рынке. В ответ США ввели налог в 236% на импорт некоторых видов стали из Китая, а Великобритания говорит об уничтожении своей сталелитейной отрасли. Но налоги помогают не очень сильно, и в 2016 г. все алюминиевые заводы США могут быть закрыты.
Все эти проблемы не могут бесследно исчезнуть, а Китаю придется работать с последствиями неэффективных шагов еще долгие годы.
Даже если принимать во внимание официальную статистику, которой мало кто верит, то кредитование в КНР по-прежнему вдвое обгоняет темпы роста ВВП. Это означает наличие огромного теневого банковского сектора, и это только усиливает проблемы.
Официальная доля "плохих" кредитов составляет около 1,5%, тогда как другие оценки говорят об уровне в 20%. Это означает повышенные риски полноценного финансового кризиса, когда все сложится как карточный домик, а масштабы происходящего могут оказаться такими, с которыми мир еще никогда не сталкивался.
На этом фоне стремление МВФ включить юань в корзину валют может казаться не очень разумным шагом, но, может, это спасет КНР от огромного оттока капитала и позволит стабилизовать экономику, проведя ее эффективную модернизацию?
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба