За последние два года ситуация с ликвидностью банковской системы претерпела существенные изменения. Банковский сектор сократил зависимость от ресурсов монетарных властей, выведя чистую ликвидную позицию в положительную зону. Подобные тенденции на рынке ликвидности могут стать причиной для изменения политики ЦБ – перехода регулятора из донора ликвидности в её акцептора. При этом Банк России вполне может выйти на рынок с предложением ОБР с целью абсорбирования излишней ликвидности, и в этом случае регулятору удастся оставить за собой контроль над ставками денежного рынка, которые могут сместиться к нижней границе процентного коридора.
Долг нарастал постепенно
На протяжении 2011-2014 гг. российская банковская система находилась в состоянии нарастающего дефицита ликвидности. Нехватка денежных ресурсов была обусловлена активным ростом кредитного портфеля. Следует напомнить, что именно в этот период наблюдался активный рост потребительского кредитования. Приток средств клиентов в банки был недостаточен для полного финансирования роста активных операций. На этом фоне банки начали интенсивно привлекать ресурсы у монетарных властей. Вследствие данной динамики банковская система стала все больше и больше зависеть от ресурсов, предоставляемых федеральным казначейством и Банком России.
Также высокий спрос на ресурсы ЦБ на протяжении 2011 – 2014 гг. поддерживался политикой низких ставок. В этот период ключевая ставка находилась ниже ставок на межбанковском рынке и ниже доходности ОФЗ. Банки использовали данную ситуацию для наращивания carry trade. В итоге, финансирование за счет ресурсов ЦБ росло опережающими темпами по сравнению с остальными источниками фондирования.
Следующим по значимости фактором, ставшим поводом для роста задолженности банковской системы, можно назвать возросшую волатильность на локальном валютном рынке в конце 2014 г. и резкое ухудшение ситуации на рынке МБК. На этот период пришелся довольно сильный этап девальвации рубля. Кроме того, в условиях роста системных рисков доноры ликвидности резко ограничили лимиты размещения свободных средств на рынке МБК. На этом фоне банки предпочитали, во-первых, запастись ликвидностью на случай изменений, связанных с потоками клиентских ресурсов, и, во-вторых, не ретранслировали имеющуюся в распоряжении ликвидность другим участникам, нивелируя контрагентские риски.
В роли дополнительного фактора абсорбирования с рынка рублевой ликвидности можно назвать интервенции банка России на локальном валютном рынке. Отметим, что с начала 2011 г. сальдо по операциям на валютном рынке составляет «-3,37 трлн руб.». При этом наиболее активной фазой продажи иностранной валюты со стороны ЦБ можно назвать периоды: апрель 2013 г. – апрель 2014 г. и октябрь 2014 г. – февраль 2015 г.
Новая реальность
В 2015 г. ситуация стала кардинально меняться.
Во-первых, в конце 2014 г. регулятор резко повысил ключевую ставку. Последующее понижение ключевой ставки в 2015 г. происходило более медленно, чем снижались средние ставки по депозитам для клиентов банков. В данных условиях привлекательность привлечения средств от Банка России снизилась.
Во-вторых, на фоне стагнации в экономике и при наличии высоких ставок клиенты изменили стратегию поведения. Корпоративный сектор сократил инвестиционную активность (по данным Росстата, инвестиции в основной капитал в 2015 г. сократились на 8,4%), а население сократило расходы на покупку дорогих товаров. Это привело к снижению спроса на кредиты. Одновременно с сокращением долговой нагрузки высокие ставки стимулировали увеличение сбережений. По итогам 2015 г. розничный кредитный портфель сократился на 5,7% г/г, а вклады населения в банках выросли на 25,2% г/г. Приток средств от корпоративных клиентов в российские банки в 2015 г. составил 13,7% г/г, что превысило темпы роста кредитного портфеля, который увеличился на 12,7% г/г. В абсолютном выражении приток средств корпоративных и розничных клиентов в 2015 г. превысил рост кредитного портфеля на 5,0 трлн руб.
В-третьих, фактором роста ликвидности банковской системы стала стабилизация курса рубля в середине 2015 г., которая стимулировала сокращение покупок наличной валюты. Снижение системных рисков в банковском секторе и возвращение доверия населения к банкам в 2015 г. способствовало и сокращению объема наличных рублевых средств в обращении, что обеспечило дополнительный приток средств в систему.
Программа докапитализации банков и ряда компаний через ОФЗ на сумму порядка 1 трлн руб. также способствовала сокращению долга перед ЦБ. Помимо увеличения капитала программа позволяет банкам использовать полученные ОФЗ в рамках операций РЕПО с Банком России. Наличие данных ресурсов вместе со снижением рисков экстренного оттока средств клиентов стало фактором сокращения банками в 2015 г. избыточных запасов денежных средств и эквивалентов на 0,9 трлн руб., что также было использовано для сокращения задолженности банков перед регулятором.
Приток ликвидности в 2015 г. банки использовали, главным образом, для сокращения фондирования в ЦБ РФ. В течение 2015 г. задолженность банков перед регулятором сократилась на 3,9 трлн руб. (с 9,3 трлн руб. до 5,4 трлн руб.), а доля средств ЦБ в пассивах банков снизилась с 12,0% до 6,5%. В 1 кв. 2016 г. данный тренд продолжился. Задолженность банков перед регулятором снизилась еще на 1,3 трлн руб. (до 4,1 трлн руб.), а доля ресурсов ЦБ в пассивах банков сократилась до 5,0%. Причем, объем привлеченных от ЦБ рублевых ресурсов стал меньше, чем величина размещенных в ЦБ банками средств, что означает профицит по чистой ликвидной позиции. Можно отметить, что в последний раз профицит ликвидности в рамках операций с Банком России имел место в 2010 г., а также непродолжительный период в начале 2011 г., когда банковская система получила сильный приток ресурсов за счет образовавшегося в 2010 г. бюджетного «навеса».
В настоящее время банки сохраняют чистую задолженность перед регулятором лишь по валютному фондированию. Так, по состоянию на 28 апреля совокупный объем задолженности банков по валютному РЕПО составляет порядка 15,8 млрд долл. Тогда как, в пиковые моменты (апрель 2015 г.) задолженность перед Банком России превышала уровень 34 млрд долл.
Вторым направлением использования ликвидности банками стал долговой рынок. В 2015 г. банки увеличили вложения в облигации с 8,1 трлн руб. до 9,7 трлн руб. (без учета переоценки бумаг), что соответствует темпам роста на уровне «+20%» г/г. Рост облигационного портфеля банков в прошлом году опередил динамику всех остальных статей баланса банковской системы.
Финансирование дефицита бюджета из Резервного фонда поддерживает приток ликвидности в банки.
Начиная с 2014 г. бюджет Российской Федерации сводится с дефицитом. Так, в 2014 г. дефицит бюджета составил несущественные 328 млрд руб. Тем не менее, с ухудшением конъюнктуры на сырьевых площадках произошло снижение доходной части бюджета при сохранении расходной части, что обусловило нарастание дефицита бюджета. Бюджетный дефицит частично покрывался за счет внебиржевой продажи валюты из Резервного фонда Банку России. По итогам 2015 г. фактический дефицит федерального бюджета составил 1,9 трлн руб., а на 2016 г. запланированный дефицит бюджета – 2,4 трлн руб. Можно отметить, что за 2015 г. из Резервного фонда для покрытия дефицита бюджета фактически было изъято 2,6 трлн руб.: часть ресурсов была направлена на покрытие дефицита бюджета 2015 г. в 1,9 трлн руб., а оставшаяся часть – порядка 700 млрд руб. – на ожидаемый дефицит 2016 г., которые были ретранслированы в банковскую систему.
Прогноз рублевой ликвидности банковского сектора.
Мы ожидаем, что в 2016 г. тренд по улучшению чистой ликвидной позиции российских банков продолжится, хотя и будет происходить меньшими темпами по сравнению с динамикой 2015 г. По нашим оценкам, в 2016 г. приток средств клиентов в банки может на 4,0 трлн руб. превысить увеличение кредитного портфеля. Более высокие темпы роста ликвидности будут сдерживаться политикой банков по снижению ставок по депозитам в условиях ограниченных возможностей размещения дорогой ликвидности.
Исполнение федерального бюджета в 2016 г. продолжит оказывать значительное влияние на состояние банковской системы. Уже во 2 кв. 2016 г. Федеральное казначейство может начать конвертацию средств Резервного фонда для финансирования бюджетного дефицита текущего года это приведет к притоку ликвидности в банковский сектор.
За первые три месяца 2016 г. накопленный дефицит федерального бюджета составил 712 млрд руб. При этом нетто объем размещения ОФЗ равен всего 150 млрд руб. Мы обращаем внимание, что приток ликвидности в банковскую систему за счет Резервного фонда в 2016 г., по оценкам Банка России может соствить 3,8 трлн. руб. при среднегодовых ценах на нефть 30 долл./барр. По нашим оценкам, с учетом возможного секвестра бюджета и более высоких цен на нефть, чем ранее прогнозировал Банк России, совокупный объем притока ликвидности за счет конвертации средств Резервного фонда может составить 2,5 трлн руб.
По итогам 1 кв. 2016 г. объем размещенных банками рублевых средств в ЦБ РФ уже превысил объем привлеченных от регулятора ресурсов. Мы ожидаем, что в 2016 г. потребность в размещении свободных средств в Банке России будет превышать потребности в рефинансировании.
Сегментация на денежном рынке сохраняется.
Текущий профицит ликвидности в банковской системе сопровождается неоднородностью распределения средств между игроками. Банкам «первого эшелона» традиционно доступен больший набор инструментов как рыночного фондирования, так привлечения средств от клиентов. Так, банки не попадающие в категорию ТОР-10, лишены доступа к ресурсам, размещаемым Федеральным казначейством на депозитном аукционе. Также мы обращаем внимание, что в настоящее время Правительство РФ готовит постановление по ограничению возможности госкорпораций, госкомпаний, государственных внебюджетных фондов и казначейств размещать ресурсы в банках с капиталом менее 25 млрд руб.
Для банков, возможности которых по привлечению средств с долгового и денежного рынков ограничены, привлечение средств от Банка России является важным источником по сбалансированию ликвидной позиции. Сокращение лимитов со стороны регулятора, а также уменьшение набора инструментов рефинансирования будет заставлять отдельные банки заявлять более высокие ставки и повышенные объемы на межбанковском рынке. Так, Банк России в текущем году практически отказался от проведения аукционов по кредитам под залог нерыночных активов (312-П), а также начал плавно сокращать лимиты по инструменту недельного РЕПО.
Таким образом, сокращение задолженности перед ЦБ будет происходить преимущественно за счет крупных банков, которые имеют возможность привлекать средства от клиентов и на денежном рынке по ставкам ниже, чем на недельных аукционах РЕПО, проводимых Банком России.
Прогноз валютной ликвидности.
Спрос на валютную ликвидность со стороны банков постепенно снижается, что прослеживается в сокращении задолженности по инструментам валютного РЕПО. Так, с начала 2016 г. года задолженность по привлечению валютных ресурсов от Банка России сократилась с 20,6 млрд долл. до 15,85 млрд долл. Большая часть потребности в валютной ликвидности может быть предъявлена со стороны ограниченного круга банков, на которых сконцентрирована основная часть валютного рефинансирования Банка России. Так, по сравнению с апрелем 2015 годом количество игроков, которые привлекали валютные ресурсы в ЦБ (объемом более 100 млн долл.) сократилось с 13 до 7 игроков. При этом половину всего валютного долга перед Банком России формирует Банк ФК Открытие.
Действия ЦБ в условиях профицита банковской ликвидности
Приток ликвидности в банковский сектор может быть абсорбирован по следующим каналам:
Увеличение норматива отчислений в фонд обязательного резервирования. Так, Банк России с 1 апреля уже повысил на 1 п.п. до 5,25% нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте, за исключением средств, привлеченных у физических лиц. В дальнейшем регулятор может расширить использование данного инструмента для изъятия ликвидности из банковского сектора.
Сокращение инструментов рефинансирования в Банке России. По мере улучшения ликвидной позиции банков регулятор реализует стратегию по сокращению лимитов и доступных инструментов рефинансирования для банков. В марте текущего года Банк России сократил объем предоставления средств на кредитных аукционах под залог нерыночных активов.
Выпуск Банком России собственных облигаций. Глава ЦБ Э.Набиуллина в СМИ ранее заявляла, что регулятор уже с середины 2016 г. – начал 2017 г. может начать выпуск ОБР для абсорбирования свободных средств из банковской системы. Ключевым отличием ОБР от ОФЗ, прежде всего, будет дюрация. По нашим ожиданиям, ЦБ может выпустить бумаги с дюрацийе до одного года, срок обращения будет кратен трем месяцам.
Внедрение норматива краткосрочной ликвидности в соответствии с Базель-III с 1 январе 2016 г. для топ-10 системно-значимых банков требует увеличения запасов высоко ликвидных активов. Мы обращаем внимание, что данная группа банков занимает существенную долю рынка, консолидируя более 60% активов российского банковского сектора. Для выполнения данного норматива банки будут предъявлять повышенный спрос на ОФЗ.
Политика Центробанка в части ключевой ставки также направлена на минимизацию инфляционных рисков, возникающих на фоне роста ликвидности банковской системы. Так, представители Банка России неоднократно подчеркивали, что несбалансированность бюджета по-прежнему остается одним из основных источников рисков и для экономики, и для денежно-кредитной политики. Инфляционным риском для Центробанка является приток ликвидности в банковскую систему за счет финансирования дефицита бюджета средствами суверенных фондов – ЦБ РФ в 2016 г. по базовому сценарию ожидает расходование резервных фондов на уровне 3,8 трлн руб., которые попадут в банковскую систему. Вместе с тем, данная оценка дефицита бюджета и объем «новой» ликвидности в банковской системе сделан регулятором, исходя из обновленного базового сценария, в которой заложены цены на нефть в 30 долл./барр. в среднем по году. На наш взгляд, данные оценки выглядят излишне консервативно и могут быть улучшены во II п/г 2016 г. (наш прогноз - 44,8 долл./барр. в среднем по году). В результате, Центробанк будет держать ключевую ставку на уровне 11% в среднесрочной перспективе (несмотря на замедление инфляции до 7,3% по итогам марта): текущий процентный коридор ЦБ РФ позволяет абсорбировать ликвидность по ставке 10%. Таким образом, в условиях умеренно-жесткой денежно-кредитной политики ЦБ, целью которой является снижение инфляции до 4% к концу 2017 г., ожидаем, что Банк России возобновит цикл снижения ключевой ставки не ранее II п/г 2016 г., снизив ее до 9,5% к концу года.
Поведение ставок денежного рынка будет меняться
Смена рыночной парадигмы в банковской системе – из хронического дефицита ликвидности в профицит – приведет к смещению рыночных процентных ставок из зоны «Ключевая ставка +» в зону «Ключевая ставка –». Таким образом, процентные ставки перейдут в диапазоне между депозитной ставкой ЦБ и ключевой ставкой.
В случае абсорбирования излишней ликвидности через выпуск Банком России ОБР, ставки МБК будут удерживаться вблизи уровня ключевой ставки, что наблюдается в текущий момент.
Следует напомнить, что до того момента, как банковская система начала активно привлекать ресурсы у ЦБ и Федерального казначейства ставки денежного рынка удерживались вблизи урвоня депозитной ставки ЦБ. Можно отметить, что на тот момент фактически отсутствовало понятие процентный коридор, так как банки не привлекали ресурсы ЦБ для пополнения ликидности. В момент, когда банки начали привлекать ресурсы у монетарных властей, ставки МБК сместились к уровню ставки однодневного РЕПО ЦБ (5,5%) - предшественница ключевой ставки. Можно отметить, что в настоящий момент наблюдается схожая ситуации. Тем не менее, в момент, когда банки полностью закроют задолженность по РЕПО, что может случиться во втором полугодии, ставки сместятся в зону ниже ключевой ставки.
https://www.psbank.ru/Informer (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Долг нарастал постепенно
На протяжении 2011-2014 гг. российская банковская система находилась в состоянии нарастающего дефицита ликвидности. Нехватка денежных ресурсов была обусловлена активным ростом кредитного портфеля. Следует напомнить, что именно в этот период наблюдался активный рост потребительского кредитования. Приток средств клиентов в банки был недостаточен для полного финансирования роста активных операций. На этом фоне банки начали интенсивно привлекать ресурсы у монетарных властей. Вследствие данной динамики банковская система стала все больше и больше зависеть от ресурсов, предоставляемых федеральным казначейством и Банком России.
Также высокий спрос на ресурсы ЦБ на протяжении 2011 – 2014 гг. поддерживался политикой низких ставок. В этот период ключевая ставка находилась ниже ставок на межбанковском рынке и ниже доходности ОФЗ. Банки использовали данную ситуацию для наращивания carry trade. В итоге, финансирование за счет ресурсов ЦБ росло опережающими темпами по сравнению с остальными источниками фондирования.
Следующим по значимости фактором, ставшим поводом для роста задолженности банковской системы, можно назвать возросшую волатильность на локальном валютном рынке в конце 2014 г. и резкое ухудшение ситуации на рынке МБК. На этот период пришелся довольно сильный этап девальвации рубля. Кроме того, в условиях роста системных рисков доноры ликвидности резко ограничили лимиты размещения свободных средств на рынке МБК. На этом фоне банки предпочитали, во-первых, запастись ликвидностью на случай изменений, связанных с потоками клиентских ресурсов, и, во-вторых, не ретранслировали имеющуюся в распоряжении ликвидность другим участникам, нивелируя контрагентские риски.
В роли дополнительного фактора абсорбирования с рынка рублевой ликвидности можно назвать интервенции банка России на локальном валютном рынке. Отметим, что с начала 2011 г. сальдо по операциям на валютном рынке составляет «-3,37 трлн руб.». При этом наиболее активной фазой продажи иностранной валюты со стороны ЦБ можно назвать периоды: апрель 2013 г. – апрель 2014 г. и октябрь 2014 г. – февраль 2015 г.
Новая реальность
В 2015 г. ситуация стала кардинально меняться.
Во-первых, в конце 2014 г. регулятор резко повысил ключевую ставку. Последующее понижение ключевой ставки в 2015 г. происходило более медленно, чем снижались средние ставки по депозитам для клиентов банков. В данных условиях привлекательность привлечения средств от Банка России снизилась.
Во-вторых, на фоне стагнации в экономике и при наличии высоких ставок клиенты изменили стратегию поведения. Корпоративный сектор сократил инвестиционную активность (по данным Росстата, инвестиции в основной капитал в 2015 г. сократились на 8,4%), а население сократило расходы на покупку дорогих товаров. Это привело к снижению спроса на кредиты. Одновременно с сокращением долговой нагрузки высокие ставки стимулировали увеличение сбережений. По итогам 2015 г. розничный кредитный портфель сократился на 5,7% г/г, а вклады населения в банках выросли на 25,2% г/г. Приток средств от корпоративных клиентов в российские банки в 2015 г. составил 13,7% г/г, что превысило темпы роста кредитного портфеля, который увеличился на 12,7% г/г. В абсолютном выражении приток средств корпоративных и розничных клиентов в 2015 г. превысил рост кредитного портфеля на 5,0 трлн руб.
В-третьих, фактором роста ликвидности банковской системы стала стабилизация курса рубля в середине 2015 г., которая стимулировала сокращение покупок наличной валюты. Снижение системных рисков в банковском секторе и возвращение доверия населения к банкам в 2015 г. способствовало и сокращению объема наличных рублевых средств в обращении, что обеспечило дополнительный приток средств в систему.
Программа докапитализации банков и ряда компаний через ОФЗ на сумму порядка 1 трлн руб. также способствовала сокращению долга перед ЦБ. Помимо увеличения капитала программа позволяет банкам использовать полученные ОФЗ в рамках операций РЕПО с Банком России. Наличие данных ресурсов вместе со снижением рисков экстренного оттока средств клиентов стало фактором сокращения банками в 2015 г. избыточных запасов денежных средств и эквивалентов на 0,9 трлн руб., что также было использовано для сокращения задолженности банков перед регулятором.
Приток ликвидности в 2015 г. банки использовали, главным образом, для сокращения фондирования в ЦБ РФ. В течение 2015 г. задолженность банков перед регулятором сократилась на 3,9 трлн руб. (с 9,3 трлн руб. до 5,4 трлн руб.), а доля средств ЦБ в пассивах банков снизилась с 12,0% до 6,5%. В 1 кв. 2016 г. данный тренд продолжился. Задолженность банков перед регулятором снизилась еще на 1,3 трлн руб. (до 4,1 трлн руб.), а доля ресурсов ЦБ в пассивах банков сократилась до 5,0%. Причем, объем привлеченных от ЦБ рублевых ресурсов стал меньше, чем величина размещенных в ЦБ банками средств, что означает профицит по чистой ликвидной позиции. Можно отметить, что в последний раз профицит ликвидности в рамках операций с Банком России имел место в 2010 г., а также непродолжительный период в начале 2011 г., когда банковская система получила сильный приток ресурсов за счет образовавшегося в 2010 г. бюджетного «навеса».
В настоящее время банки сохраняют чистую задолженность перед регулятором лишь по валютному фондированию. Так, по состоянию на 28 апреля совокупный объем задолженности банков по валютному РЕПО составляет порядка 15,8 млрд долл. Тогда как, в пиковые моменты (апрель 2015 г.) задолженность перед Банком России превышала уровень 34 млрд долл.
Вторым направлением использования ликвидности банками стал долговой рынок. В 2015 г. банки увеличили вложения в облигации с 8,1 трлн руб. до 9,7 трлн руб. (без учета переоценки бумаг), что соответствует темпам роста на уровне «+20%» г/г. Рост облигационного портфеля банков в прошлом году опередил динамику всех остальных статей баланса банковской системы.
Финансирование дефицита бюджета из Резервного фонда поддерживает приток ликвидности в банки.
Начиная с 2014 г. бюджет Российской Федерации сводится с дефицитом. Так, в 2014 г. дефицит бюджета составил несущественные 328 млрд руб. Тем не менее, с ухудшением конъюнктуры на сырьевых площадках произошло снижение доходной части бюджета при сохранении расходной части, что обусловило нарастание дефицита бюджета. Бюджетный дефицит частично покрывался за счет внебиржевой продажи валюты из Резервного фонда Банку России. По итогам 2015 г. фактический дефицит федерального бюджета составил 1,9 трлн руб., а на 2016 г. запланированный дефицит бюджета – 2,4 трлн руб. Можно отметить, что за 2015 г. из Резервного фонда для покрытия дефицита бюджета фактически было изъято 2,6 трлн руб.: часть ресурсов была направлена на покрытие дефицита бюджета 2015 г. в 1,9 трлн руб., а оставшаяся часть – порядка 700 млрд руб. – на ожидаемый дефицит 2016 г., которые были ретранслированы в банковскую систему.
Прогноз рублевой ликвидности банковского сектора.
Мы ожидаем, что в 2016 г. тренд по улучшению чистой ликвидной позиции российских банков продолжится, хотя и будет происходить меньшими темпами по сравнению с динамикой 2015 г. По нашим оценкам, в 2016 г. приток средств клиентов в банки может на 4,0 трлн руб. превысить увеличение кредитного портфеля. Более высокие темпы роста ликвидности будут сдерживаться политикой банков по снижению ставок по депозитам в условиях ограниченных возможностей размещения дорогой ликвидности.
Исполнение федерального бюджета в 2016 г. продолжит оказывать значительное влияние на состояние банковской системы. Уже во 2 кв. 2016 г. Федеральное казначейство может начать конвертацию средств Резервного фонда для финансирования бюджетного дефицита текущего года это приведет к притоку ликвидности в банковский сектор.
За первые три месяца 2016 г. накопленный дефицит федерального бюджета составил 712 млрд руб. При этом нетто объем размещения ОФЗ равен всего 150 млрд руб. Мы обращаем внимание, что приток ликвидности в банковскую систему за счет Резервного фонда в 2016 г., по оценкам Банка России может соствить 3,8 трлн. руб. при среднегодовых ценах на нефть 30 долл./барр. По нашим оценкам, с учетом возможного секвестра бюджета и более высоких цен на нефть, чем ранее прогнозировал Банк России, совокупный объем притока ликвидности за счет конвертации средств Резервного фонда может составить 2,5 трлн руб.
По итогам 1 кв. 2016 г. объем размещенных банками рублевых средств в ЦБ РФ уже превысил объем привлеченных от регулятора ресурсов. Мы ожидаем, что в 2016 г. потребность в размещении свободных средств в Банке России будет превышать потребности в рефинансировании.
Сегментация на денежном рынке сохраняется.
Текущий профицит ликвидности в банковской системе сопровождается неоднородностью распределения средств между игроками. Банкам «первого эшелона» традиционно доступен больший набор инструментов как рыночного фондирования, так привлечения средств от клиентов. Так, банки не попадающие в категорию ТОР-10, лишены доступа к ресурсам, размещаемым Федеральным казначейством на депозитном аукционе. Также мы обращаем внимание, что в настоящее время Правительство РФ готовит постановление по ограничению возможности госкорпораций, госкомпаний, государственных внебюджетных фондов и казначейств размещать ресурсы в банках с капиталом менее 25 млрд руб.
Для банков, возможности которых по привлечению средств с долгового и денежного рынков ограничены, привлечение средств от Банка России является важным источником по сбалансированию ликвидной позиции. Сокращение лимитов со стороны регулятора, а также уменьшение набора инструментов рефинансирования будет заставлять отдельные банки заявлять более высокие ставки и повышенные объемы на межбанковском рынке. Так, Банк России в текущем году практически отказался от проведения аукционов по кредитам под залог нерыночных активов (312-П), а также начал плавно сокращать лимиты по инструменту недельного РЕПО.
Таким образом, сокращение задолженности перед ЦБ будет происходить преимущественно за счет крупных банков, которые имеют возможность привлекать средства от клиентов и на денежном рынке по ставкам ниже, чем на недельных аукционах РЕПО, проводимых Банком России.
Прогноз валютной ликвидности.
Спрос на валютную ликвидность со стороны банков постепенно снижается, что прослеживается в сокращении задолженности по инструментам валютного РЕПО. Так, с начала 2016 г. года задолженность по привлечению валютных ресурсов от Банка России сократилась с 20,6 млрд долл. до 15,85 млрд долл. Большая часть потребности в валютной ликвидности может быть предъявлена со стороны ограниченного круга банков, на которых сконцентрирована основная часть валютного рефинансирования Банка России. Так, по сравнению с апрелем 2015 годом количество игроков, которые привлекали валютные ресурсы в ЦБ (объемом более 100 млн долл.) сократилось с 13 до 7 игроков. При этом половину всего валютного долга перед Банком России формирует Банк ФК Открытие.
Действия ЦБ в условиях профицита банковской ликвидности
Приток ликвидности в банковский сектор может быть абсорбирован по следующим каналам:
Увеличение норматива отчислений в фонд обязательного резервирования. Так, Банк России с 1 апреля уже повысил на 1 п.п. до 5,25% нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте, за исключением средств, привлеченных у физических лиц. В дальнейшем регулятор может расширить использование данного инструмента для изъятия ликвидности из банковского сектора.
Сокращение инструментов рефинансирования в Банке России. По мере улучшения ликвидной позиции банков регулятор реализует стратегию по сокращению лимитов и доступных инструментов рефинансирования для банков. В марте текущего года Банк России сократил объем предоставления средств на кредитных аукционах под залог нерыночных активов.
Выпуск Банком России собственных облигаций. Глава ЦБ Э.Набиуллина в СМИ ранее заявляла, что регулятор уже с середины 2016 г. – начал 2017 г. может начать выпуск ОБР для абсорбирования свободных средств из банковской системы. Ключевым отличием ОБР от ОФЗ, прежде всего, будет дюрация. По нашим ожиданиям, ЦБ может выпустить бумаги с дюрацийе до одного года, срок обращения будет кратен трем месяцам.
Внедрение норматива краткосрочной ликвидности в соответствии с Базель-III с 1 январе 2016 г. для топ-10 системно-значимых банков требует увеличения запасов высоко ликвидных активов. Мы обращаем внимание, что данная группа банков занимает существенную долю рынка, консолидируя более 60% активов российского банковского сектора. Для выполнения данного норматива банки будут предъявлять повышенный спрос на ОФЗ.
Политика Центробанка в части ключевой ставки также направлена на минимизацию инфляционных рисков, возникающих на фоне роста ликвидности банковской системы. Так, представители Банка России неоднократно подчеркивали, что несбалансированность бюджета по-прежнему остается одним из основных источников рисков и для экономики, и для денежно-кредитной политики. Инфляционным риском для Центробанка является приток ликвидности в банковскую систему за счет финансирования дефицита бюджета средствами суверенных фондов – ЦБ РФ в 2016 г. по базовому сценарию ожидает расходование резервных фондов на уровне 3,8 трлн руб., которые попадут в банковскую систему. Вместе с тем, данная оценка дефицита бюджета и объем «новой» ликвидности в банковской системе сделан регулятором, исходя из обновленного базового сценария, в которой заложены цены на нефть в 30 долл./барр. в среднем по году. На наш взгляд, данные оценки выглядят излишне консервативно и могут быть улучшены во II п/г 2016 г. (наш прогноз - 44,8 долл./барр. в среднем по году). В результате, Центробанк будет держать ключевую ставку на уровне 11% в среднесрочной перспективе (несмотря на замедление инфляции до 7,3% по итогам марта): текущий процентный коридор ЦБ РФ позволяет абсорбировать ликвидность по ставке 10%. Таким образом, в условиях умеренно-жесткой денежно-кредитной политики ЦБ, целью которой является снижение инфляции до 4% к концу 2017 г., ожидаем, что Банк России возобновит цикл снижения ключевой ставки не ранее II п/г 2016 г., снизив ее до 9,5% к концу года.
Поведение ставок денежного рынка будет меняться
Смена рыночной парадигмы в банковской системе – из хронического дефицита ликвидности в профицит – приведет к смещению рыночных процентных ставок из зоны «Ключевая ставка +» в зону «Ключевая ставка –». Таким образом, процентные ставки перейдут в диапазоне между депозитной ставкой ЦБ и ключевой ставкой.
В случае абсорбирования излишней ликвидности через выпуск Банком России ОБР, ставки МБК будут удерживаться вблизи уровня ключевой ставки, что наблюдается в текущий момент.
Следует напомнить, что до того момента, как банковская система начала активно привлекать ресурсы у ЦБ и Федерального казначейства ставки денежного рынка удерживались вблизи урвоня депозитной ставки ЦБ. Можно отметить, что на тот момент фактически отсутствовало понятие процентный коридор, так как банки не привлекали ресурсы ЦБ для пополнения ликидности. В момент, когда банки начали привлекать ресурсы у монетарных властей, ставки МБК сместились к уровню ставки однодневного РЕПО ЦБ (5,5%) - предшественница ключевой ставки. Можно отметить, что в настоящий момент наблюдается схожая ситуации. Тем не менее, в момент, когда банки полностью закроют задолженность по РЕПО, что может случиться во втором полугодии, ставки сместятся в зону ниже ключевой ставки.
https://www.psbank.ru/Informer (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу