7 июня 2016 Вести Экономика
Сегодня, как ожидается, саудовские власти объявят о глобальных реформах в национальной экономике. Они должны будут помочь королевству быстрее слезть с нефтяной иглы. Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Алексей Бобровский.
Сегодня очень интересно сравнивать экономические тактики и стратегии двух стран. Саудитов и нас. Нет, не ищите фигу в кармане, мы очень разные, даже по структуре экономики: у нас все-таки не такая критическая зависимость от цен на нефть. Но достаточная. Может, нас, конечно, еще так сильно не приперло к стенке, как Саудитов, потому мы думаем, что имеем в запасе полтора года на неспешное написание стратегии и проведение реформ. У саудовцев времени нет.
Должен сказать, что по тактике на нефтяном рынке мы сильно не расходимся. Договариваться не торопились, нам в целом и не с кем: ОПЕК - это все и никто одновременно. Саудовские деятели внутри условно своей организации торопиться тоже не стали. У всех у нас был расчет простой: лишняя нефть с рынка сама уйдет. Останется только та, которую рентабельно добывать. А у наших стран с рентабельностью добычи все в полном порядке.
Давайте сравним, как мы работаем над экономической стратегией. Первыми сегодня начнут представлять свой план представители королевства. Называется он Vision 2030. На русский многие это почему-то переводят как "ВИдение 2030" или "ВидЕние 2030" - почти как "Сказки 1000 и 1 ночи". Корректнее, наверное, это перевести как "Перспектива 2030", и тут уже, согласитесь, опять напрашиваются параллели: у нас "Стратегия 2030". Вот, тем еще интересней возможные пересечения.
Если сводить все к ключевым векторам, то видЕния саудовцев до 30-го года это:
-Во-первых, программа увеличения ненефтяных доходов за счет повышения сборов и тарифов на коммунальные и другие общественные услуги. Постепенное расширение налоговой базы (в том числе путем введения налога на добавленную стоимость), повышение доходов от туризма.
-Во-вторых, власти хотят сократить расходы, снизив субсидии, пересмотрев огромные государственные инвестпрограммы, уменьшив расходы на закупку вооружения за рубежом.
-В-третьих, королевство хочет диверсифицировать активы своего национального богатства и в ходе этого процесса повысить текущие инвестдоходы. Например, программа предполагает размещение на бирже небольшого пакет акций (до 5%) гигантского нефтяного конгломерата Saudi Aramco и инвестирование полученной выручки в хорошие активы по всему миру.
При всем общем характере формулировок бросается в глаза, что параллелей много. МВФ уже высоко оценил цели и векторы саудовских реформ, что тоже настораживает. Это тот самый случай, когда нужно внимательно изучать чужой опыт и анализировать не наши ошибки. У саудитов больше денег и амбициознее планы. Но гораздо меньше времени. Их план уже готов. Тем интересней будет наблюдать за его реализацией, примеряя опыт на себя.
Сегодня очень интересно сравнивать экономические тактики и стратегии двух стран. Саудитов и нас. Нет, не ищите фигу в кармане, мы очень разные, даже по структуре экономики: у нас все-таки не такая критическая зависимость от цен на нефть. Но достаточная. Может, нас, конечно, еще так сильно не приперло к стенке, как Саудитов, потому мы думаем, что имеем в запасе полтора года на неспешное написание стратегии и проведение реформ. У саудовцев времени нет.
Должен сказать, что по тактике на нефтяном рынке мы сильно не расходимся. Договариваться не торопились, нам в целом и не с кем: ОПЕК - это все и никто одновременно. Саудовские деятели внутри условно своей организации торопиться тоже не стали. У всех у нас был расчет простой: лишняя нефть с рынка сама уйдет. Останется только та, которую рентабельно добывать. А у наших стран с рентабельностью добычи все в полном порядке.
Давайте сравним, как мы работаем над экономической стратегией. Первыми сегодня начнут представлять свой план представители королевства. Называется он Vision 2030. На русский многие это почему-то переводят как "ВИдение 2030" или "ВидЕние 2030" - почти как "Сказки 1000 и 1 ночи". Корректнее, наверное, это перевести как "Перспектива 2030", и тут уже, согласитесь, опять напрашиваются параллели: у нас "Стратегия 2030". Вот, тем еще интересней возможные пересечения.
Если сводить все к ключевым векторам, то видЕния саудовцев до 30-го года это:
-Во-первых, программа увеличения ненефтяных доходов за счет повышения сборов и тарифов на коммунальные и другие общественные услуги. Постепенное расширение налоговой базы (в том числе путем введения налога на добавленную стоимость), повышение доходов от туризма.
-Во-вторых, власти хотят сократить расходы, снизив субсидии, пересмотрев огромные государственные инвестпрограммы, уменьшив расходы на закупку вооружения за рубежом.
-В-третьих, королевство хочет диверсифицировать активы своего национального богатства и в ходе этого процесса повысить текущие инвестдоходы. Например, программа предполагает размещение на бирже небольшого пакет акций (до 5%) гигантского нефтяного конгломерата Saudi Aramco и инвестирование полученной выручки в хорошие активы по всему миру.
При всем общем характере формулировок бросается в глаза, что параллелей много. МВФ уже высоко оценил цели и векторы саудовских реформ, что тоже настораживает. Это тот самый случай, когда нужно внимательно изучать чужой опыт и анализировать не наши ошибки. У саудитов больше денег и амбициознее планы. Но гораздо меньше времени. Их план уже готов. Тем интересней будет наблюдать за его реализацией, примеряя опыт на себя.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба