Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Давайте тратить деньги! » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Давайте тратить деньги!

13 июня 2016 Project Syndicate
Без боли нет побед. Эта фраза хорошо всем известна. Однако как минимум с 2012 года жители западных стран на собственном опыте постигают еще одну истину: может быть боль и без победы. Годы жесткой бюджетной дисциплины в США, Европе и Японии ни к чему не привели, и теперь правительствам пора снова начать увеличивать расходы. Многие из них с негодованием отнесутся к такому предложению, особенно это относится к властям Германии – хотя и не к ним одним. Не понравится оно и политикам, рвущимся в высшую власть и жаждущим вытеснить с насиженных мест своих предшественников, вменяя им в вину именно тот факт, что их стараниями и был создан этот госдолг. Однако, отбросив в сторону идеологию и личные интересы, мы вынуждены признать простую и неизбежную истину: меры жесткой экономии не работают.

Японский премьер-министр Абэ с неохотой признал провал бюджетной дисциплины, объявив 1 июня, что правительство откладывает запланированное повышение налога на потребление. Повышение налога никак не помогло бы контролировать дефицит бюджета Японии и огромный госдолг, а, вероятнее всего, лишь сократило бы размер поступлений в казну. Достаточно вспомнить предыдущее такое повышение, реализованное в апреле 2014 года и быстро отбросившее экономику страны обратно в состояние рецессии. Еврозона – чемпион среди развитых стран по жесткой экономии – пока еще так и не пришла к пониманию этого очевидного факта. В 2012 году лидеры стран еврозоны подписали фискальное соглашение, нацеленное на контроль за уровнями госдолга, который на тот момент составлял, по данным МВФ, 91.3% от ВВП. Пакет мер включал обязательное урезание госрасходов и повышение налогов. К 2015 году дефицит бюджетов стран Еврозоны в отношении к ВВП сократился от пикового значения 2010 г. на две трети.

Однако при этом валовой размер госдолга фактически увеличился до 93.2% от ВВП. В то время как Германии удалось сократить этот показатель с 79.7% от ВВП в 2012 г. до 71% в прошлом году, коэффициенты долга во Франции и Италии продолжили расти, несмотря на жесткий финансовый контроль (особенно в Италии). Аналогичной траекторией двигалась и экономика Соединенного Королевства, где валовой госдолг вырос с 85.3% от ВВП в 2012 г. до 89.3% в 2015 г. В США за тот же период этот показатель повысился с 102.5% до 105.8%.

Проблема кроется, конечно, в слабом экономическом росте, который сдерживает рост зарплат, сокращает размер налоговых поступлений в казну и не дает правительствам расплатиться со своими долгами. А одним из главных препятствий на пути экономического роста является на данном этапе строгая бюджетная дисциплина. Чем сильнее правительства сокращают свои дефициты, тем быстрее замедляется рост экономики – и тем более труднодостижимыми становятся цели по сокращению задолженностей. Так работает самоубийственный замкнутый круг жесткой экономии.

Справедливости ради стоит отметить, что она не всегда работает именно так. В инфляционные 1970-1980-е, когда спрос инвесторов на премию за инфляционные риски взвинчивал стоимость долгосрочного кредитования, дефициты большого размера, как правило, провоцировали дальнейший рост долгосрочных процентных ставок, в то время как дефициты небольшого размера способствовали их снижению. Этот опыт позволил политикам после 2010 г. допустить, что снижение спроса со стороны правительства стимулирует рост частных инвестиций. (Отметим, что в еврозоне аргументом в пользу бюджетной дисциплины стало также отсутствие доверия между странами и требования стран-кредиторов, согласно которым страны-должники должны были испытать определенную «боль» в обмен на «победу» в виде пакета финансовой помощи).

Однако времена изменились. Для начала, мы больше не живем в эпоху инфляции. Напротив, Япония и ряд государств еврозоны борются с дефляцией, а инфляция в Британии практически равна нулю. Лишь в Америке цены немного набирают обороты, и то – очень скромными темпами. Более того, стоимость долгосрочного кредитования находится на исторических минимумах – там же, где и пять лет назад. В подобных условиях жесткая экономия стала настолько серьезной обузой для экономики, что даже подешевевшая вдвое за последние 18 месяцев энергия не смогла исправить ситуацию. Экспансионистской монетарной политики – то есть массивных вливаний ликвидности посредством мер количественного смягчения – также оказалось явно недостаточно. Хотя программа QE исправно выполняет свою функцию, оставаясь необходимой в Европе и Японии, она не смогла стимулировать частные инвестиции и ускорить темпы создания рабочих мест и роста зарплат.

Помочь могут прямые инвестиции в заработную плату. Британия повысила обязательный уровень минимальной оплаты труда, и вскоре ее примеру последует ряд штатов США, включая Калифорнию. В наибольшем выигрыше благодаря такому подходу может оказаться Япония с ее стагнирующими зарплатами на фоне очевидного дефицита рабочей силы.

Однако в современном мире ничто не сможет заменить фискальное стимулирование. Многие страны, особенно в Европе, должны увеличить объемы государственных инвестиций в инфраструктуры. В целом же Европе для перезапуска экономики и стимулирования производительности необходим новый «план Маршалла», только на этот раз самофинансируемый. В США тоже отмечается обширное поле для подобной деятельности. Подобные расходы могли бы даже опосредованно стимулировать рост налоговых поступлений в казну благодаря поддержке, оказываемой уровням занятости и зарплат.

Во времена низкой стоимости кредитования и почти полного отсутствия инфляции (а то и явной дефляции) жесткая экономия не может быть верным решением. Властям настало время признать, что боль без последующей победы не является необходимой. Пора начинать тратить деньги.