Большую нефть ждет большое будущее? В Shell думают иначе » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Большую нефть ждет большое будущее? В Shell думают иначе

21 июля 2016 Pro Finance Service
На австралийском острове Кертис происходит масштабная метаморфоза: нефтяной гигант превращается в газового. Неподалеку от изрезанного рельефом местности побережья расположен терминал сжиженного природного газа (СПГ) общей площадью 270 га - апофеоз инженерной мысли, принадлежащий компании Royal Dutch Shell. Газ из 2,5 тыс. скважин проходит по километрам труб и попадает на остров, где его охлаждают и закачивают в танкеры высотой с 10-этажный дом, а потом отгружают на огромные корабли. "Мы скорее газовая, а не нефтяная компания", - отмечает Бен ван Берден, главный исполнительный директор компании Shell.

Ван Берден делает ставку на газовые проекты, такие как остров Кертис, чтобы решить основные проблемы, с которыми сейчас столкнулись все крупные компании нефтяной отрасли: как выжить в мире, который стремится сократить потребление и производство энергии. Ключевой компонент метаморфозы Shell - это приобретение BG Group за 54 млрд долларов. В результате этой сделки, которая была окончательно оформлена в феврале этого года, компания получила остров Кертис, ряд других крупных заводов по производству СПГ, и газовые месторождения в США и Казахстане. Сейчас компании принадлежит 20% мирового рынка СПГ, десятки газовых танкеров бороздят просторы мирового океана, а совокупные производственные мощности в два раза превышают мощности ближайшего конкурента - ExxonMobil.

Государства развернули целую кампанию по борьбе с климатическими изменениями, поэтому газ пришелся для компании Shell как нельзя кстати. Он считается ключевым "связующим топливом" в период перехода к низкоуглеродному будущему, потому что заводы, работающие на газе, гораздо экологичнее тех, кто сжигает уголь. Кроме того, они относительно недорогие, их просто остановить и запустить снова при необходимости. Эти преимущества позволяют предположить, что они естественным образом дополнят солнечную и ветряную энергетику. Shell также работает над созданием рынка для транспортных средств с газовыми двигателями, в частности, кораблей и тяжелых грузовиков, которые, в отличие от легковых автомобилей, вряд ли смогут перейти на электричество в обозримом будущем. Если компания Shell все рассчитала правильно, то газ станет не только переходным топливом, а очень прибыльным компонентом всей энергетической отрасли.

Пока на его пути к мировому господству встают разные препятствия, в частности, высокая стоимость добычи и изобилие дешевого угля. Такие инвесторы как Джим Чанос, президент инвестиционной фирмы Kynikos Associates, утверждают, что рынок сейчас перенасыщен природным сжиженным газом, а Международное энергетическое агентство понизило прогноз по ценам на этот ресурс, отметив, что "рынку сначала нужно ликвидировать излишки". Стоимость СПГ с поставкой к берегам Северо-Восточной Азии за минувший год снизилась на 30%.

В долгосрочной перспективе главной проблемой может стать развитие возобновляемой энергетики. Производители солнечной и ветровой энергии в Мексике и Марокко обещают поставлять электричество по самой низкой цене. Сейчас в возобновляемую энергию инвестируется больше средств, чем в ископаемое топливо, а батареи, накапливающие энергию на случай пасмурных или безветренных дней, стали дешевле и эффективнее, что также повышает перспективность электромобилей. "Переход к возобновляемой энергии пройдет быстрее, чем думают руководители нефтяных компаний", - отмечает Марк Муди-Стюарт, бывший председатель Shell, который теперь работает в совете директоров Saudi Aramco.

Shell гордится своей дальновидностью по сравнению с конкурентами. Еще в 1970-х годах она начала разрабатывать "сценарии Shell" - это подробный анализ мировой политики и экономики, а также их влияние на рынки энергоносителей. Она оказалась решительнее других компаний, таких как ExxonMobil, и быстро сообразила, что нужно снижать углеродные выбросы и инвестировать в экологически чистую энергию, чтобы захеджировать риски. В этом году было создано подразделение, занимающееся возобновляемой энергией, а Ван Берден в июне сообщил инвесторам о том, что Shell "всячески поддерживает" мировые соглашения об ограничении климатических изменений.

Shell прокладывает себе путь в новых условиях, а Ван Берден стремится оправдать ожидания инвесторов от покупки BG. Для этого нужно найти способ, как снизить затраты на строительство заводов по производству СПГ - например, за счет незначительного снижения надежности в обмен на более простые конструкции. Также нужно найти новых покупателей, чтобы компенсировать снижение спроса в Китае и других азиатских странах. В прошлом году Shell стала первым поставщиком СПГ в Иорданию: газ доставляется в новенький терминал на берегу залива Акаба. Между тем компания вынуждена замораживать некоторые проекты: 11 июля было объявлено о том, что строительство экспортного терминала на тихоокеанском побережье Канады откладывается "из-за трудной ситуации в отрасли".

Однако на острове Кертис работа кипит: супертанкеры груженые под завязку отправляются в путь каждые три дня. Рядом с двумя производственными предприятиями на треть были расчищены мангровые леса, что может повысить производительность на 40%. При этом на таком огромном предприятии совсем немноголюдно, там работает всего 300 сотрудников. Завод работает на редкость бесшумно: большую часть времени слышен лишь приглушенное жужжание - под этот аккомпанемент многокилометровые металлические трубы превращают газ в деньги.

Вывод: покупка BG Group упрочила позиции Shell на рынке СПГ, но быстрое развитие возобновляемой энергии может стать новым источником риска

http://www.profinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter