23 августа 2016 ПРОВЭД
Зародилась эта проблема ещё давным давно, когда наша страна стала все больше ориентироваться на экспорт сырья. Тогда впервые и заговорили о том, что в России «голландская болезнь» - экономическая ловушка, которая в конечном итоге может привести к краху любой страны. Основные её симптомы следующие: страна начинает развивать отдельную отрасль, как правило, связанную с добычей ресурсов, которые затем успешно экспортируются за рубеж. Экспортные доходы при этом достаточно высоки: они попадают в экономику государства и формируют национальный бюджет. В краткосрочном плане это приводит к укреплению национальной валюты, заработных плат и даже уровня жизни - кажется, что пациент здоров, и даже готов лететь в космос. Но тем временем заболевание прогрессирует – стимулов для развития обрабатывающей промышленности становится все меньше, инвестиции и ресурсы утекают из большинства производственных отраслей, особенно наукоемких, и в конечном итоге производство деградирует. При этом высокий курс национальной валюты, поддерживаемый притоком денег от экспорта сырья, не дает снизить цены на промышленную продукцию, и она становится неконкурентоспособной на внешнем рынке.
Наличие у нас всех симптомов «голландской болезни» подтверждают и статистика Росстата. Если взять данные за последние десять лет, то можно увидеть, что доля обрабатывающей промышленности в ВВП России почти не изменилась. В 2005 году - 10%, а в 2015 году на неё приходилось 12,7%. При этом в экспорте у нас по-прежнему преобладает сырье – на него приходится две трети всех поставок.
Страны в своем время по-разному лечились от этого заболевания. Англия пошла по пути реформ, а другие страны, в частности, Нидерланды создавали государственные резервы, где хранили «лишние» деньги от экспорта сырья. Второй путь казался быстрым и простым, вероятно, именно поэтому власти нашей страны выбрали его. Сначала был создан стабилизационный фонд, а после его разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервы создавались для финансирования здравоохранения, образования, выплаты заработных плат бюджетникам в случае неблагоприятной экономической ситуации и нехватки бюджетных средств – иными словами, на черный день. Сегодня в Фонде национального благосостояния находится 71,34 млрд долларов, а в Резервном фонде 49,9 млрд долларов.

Численно эта сумма составляет более половины годового дохода нашего федерального бюджета. Тем не менее, одной из главных задач государства является сохранение этих средств, а для этого не подходит российская валюта, т.к. она слишком зависит от курса нефти, и может быстро обесцениться. Поэтому Центробанк и Минфин размещают эти деньги в ценных бумагах, иностранной валюте, депозитах и золоте. Средства фондов в совокупности с активами Центробанка образуют международные валютные резервы.

По состоянию на март 2016 года общий объем международных резервов составляет 380,5 млрд долларов, из них 323,3 млрд долларов относятся к валютным резервам и включают в себя не только саму наличную иностранную валюту, но и различные активы, номинированные в валюте - например, долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами. Другими словами, сегодня подавляющая часть резервов существует в виде различных долговых обязательств, вращающихся на финансовых рынках.
Существует множество способов успешно вложить деньги, но американские ценные бумаги Россия выбрала неспроста. Государственные облигации в США считаются самым надежным и привлекательным инвестиционным инструментом. Несмотря на то, что получаемые по ним проценты невелики – около 1-2%, никто не верит в крах экономической системы, и страны продолжают вкладываться. Кроме того американские облигации являются одним из самых ликвидных инструментов в мире. Это означает, что их с легкостью в любой момент можно купить и продать, и это очень удобно, если у страны появилась в этом острая необходимость. Всего же на январь 2016 года общий объем инвестиций в государственные облигации США составляет 6,2 трлн долларов. Первое место по объемам инвестиций занимает Китай – 1,24 трлн долларов, Япония – 1,24 трлн долларов и страны карибского бассейна – 273 млрд долларов. Россия среди остальных стран занимает весьма скромное место – всего лишь 2%, инвестировав в общей сложности 96,9 млрд долларов.

На протяжении последних лет Россия преимущественно сокращала свои вложения в государственный долг США. Если в 2009 году мы находились на 7 месте с инвестициями в размере 120 млрд долларов, то в начале 2016 года мы уже перекочевали на пятнадцатое место. Весной 2015 года также казалось, что инвестиции и дальше будут падать, однако с лета мы стали вновь закупать облигации.
Видя такие данные, большинство из нас может только посетовать – дескать, мы только стали чуть меньше финансово зависеть от запада, встали на верный путь, а теперь снова добровольно отдаем деньги, да ещё и США.
Мы не будем строить домыслы относительно всевозможных политических игр, (хотя возможно, и они влияют на покупку ценных бумаг), но есть и более объективные экономические причины.
Дело в том, что с помощью ценных бумаг страны могут регулировать курс национальной валюты. Продажа имеющихся облигаций приводит к притоку денег в экономику, а их покупка, наоборот, к сокращению денежной массы, и это используется не только для поддержки курса валюты, но и регулирования уровня инфляции. Например, Китай к концу года стал продавать облигации, чтобы поддержать свою экономику.
Нынешний рост российских инвестиций в облигации США совсем невелик по сравнению с тем, сколько мы вкладывали в него раньше - на конец 2010 года он превышал 151 млрд долларов. На протяжении последних лет мы постепенно сокращали наши объемы валютных резервов, а, следовательно, и закупку гособлигаций. Причин тому несколько - с одной стороны Центробанк, на фоне усложняющейся геополитической ситуации стал перераспределять резервы, замещая золотом казначейские облигации США, чтобы обезопасить себя от возможных санкций. С другой стороны, необходимо было позволить рублю немного ослабнуть, и это бы стимулировало российских экспортеров.

Во второй половине 2015 года курс национальной валюты сильно ослабел из-за падения цен на нефть, и дальнейшая продажа облигаций оказала бы дополнительное давление на рубль. Кроме того, введенные антироссийские санкции в банковском секторе заметно затруднили возможность компаний брать валютные кредиты – в результате спрос на доллары и евро повышался, и это также приводило к снижению курса рубля. Сегодня стратегия изменилась, и мы наблюдаем рост вложений.

Игры с американскими облигациями могут использоваться и для других целей. Например, большинство стран, в том числе и Россия, отреагировали на повышение ставки ФРС США. В декабре её увеличили до 0,375% годовых, и это привело к росту процентов, а значит, и будущим доходами по облигациям. Для государства это возможность получить дополнительную выгоду, которая в масштабах вложенных миллиардов весьма ощутима.
Кроме того, сегодня Центробанк сменил вектор развития и по другому направлению. Удивительно, но именно вложения в облигации сегодня могут немного ослабить действие зарубежных санкций.
Обычно государственные и частные компании выходят на валютные рынки и меняют рубли на доллары, а также берут валютные кредиты, но введенные санкции в банковском секторе существенно затормозили этот процесс, и спрос на доллары заметно вырос, а курс рубля при этом оказался под давлением. Центробанк сегодня пытается эту проблему решить. Для этого он предлагает отечественным компаниям валютный своп – фактически, валютный кредит под маленькую ставку в обмен на рублевый залог. Это позволяет с одной стороны сдерживать курс, а с другой – позволять нашим компаниям погашать долги перед иностранными кредиторами. Для того, чтобы реализовать этот процесс, Центробанк периодически закупает краткосрочные американские облигации – в которых он «придерживает» валюту до тех, пор, пока она не потребуется.
Многих интересует вопрос, почему же власти не используют эти средства для того, чтобы сейчас непосредственно вкладывать в собственную экономику, ведь миллиарды рублей из резервных фондов могут идти не на покупку гособлигаций, а использоваться по своему прямому назначению – поддерживать направления социальной сферы, медицину или образование или покрытие дефицита бюджета. Такая точка зрения не совсем верна – средства фондов, хотя и хранятся в гособлигациях, по мере необходимости поступают обратно в экономику. Так, за прошлый 2015 год Минфин потратил 2,61 трлн рублей из этих средств. Например, из средств ФНБ было направлено свыше 350 млрд рублей на различные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, и ещё 40 млрд рублей заявлено в проекте антикризисного плана. Таким образом, на практике вложений средств в чужую экономику не происходит, гособлигации – это лишь финансовый инструмент.
Тем не менее, перед экономикой сегодня стоит более острая проблема – имеющиеся накопленные средства, как бы умело не играл с ними Центробанк, постепенно истощаются. По оценке Минфина и Высшей школы экономики, имеющихся резервов в нынешних экономических условиях хватит ещё года на два или три, и это при экономном использовании. Государственную поддержку из фондов направляют «точечно» – в основном средства выделяются для поддержки отдельных компаний, причем нередко они выделялись сырьевым предприятиям. Сохранение средств в гособлигациях свидетельствует о том, что власти хотят сберечь деньги на будущее, поскольку не готовы сегодня к проведению серьезных реформ, не утвержден окончательно даже антикризисный план. Хотя объем имеющихся государственных фондов достаточно велик, не выработано единого направления действий – написано множество стратегий и концепций развития, однако на практике финансируют не отрасли, а отдельные корпорации и проекты, не говоря уже о социальных реформах или поддержке малого и среднего бизнеса, который все никак не может стать опорой нашей экономики.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
