23 августа 2016 ПРОВЭД
Пока мы думаем о том, как ещё туже можно завязать пояса, власти страны продолжают вкладываться в американский государственный долг, а точнее увеличивать объемы вложений в государственные ценные бумаги США. Сегодня их сумма уже достигла 97 млрд долларов. При этом только за январь 2016 года на эти цели направили около 4,8 млрд долларов. Но есть вполне объективные причины, почему инвестиции в чужую экономику сегодня стали привлекательнее поддержки собственных производств, даже несмотря на кризис.
Зародилась эта проблема ещё давным давно, когда наша страна стала все больше ориентироваться на экспорт сырья. Тогда впервые и заговорили о том, что в России «голландская болезнь» - экономическая ловушка, которая в конечном итоге может привести к краху любой страны. Основные её симптомы следующие: страна начинает развивать отдельную отрасль, как правило, связанную с добычей ресурсов, которые затем успешно экспортируются за рубеж. Экспортные доходы при этом достаточно высоки: они попадают в экономику государства и формируют национальный бюджет. В краткосрочном плане это приводит к укреплению национальной валюты, заработных плат и даже уровня жизни - кажется, что пациент здоров, и даже готов лететь в космос. Но тем временем заболевание прогрессирует – стимулов для развития обрабатывающей промышленности становится все меньше, инвестиции и ресурсы утекают из большинства производственных отраслей, особенно наукоемких, и в конечном итоге производство деградирует. При этом высокий курс национальной валюты, поддерживаемый притоком денег от экспорта сырья, не дает снизить цены на промышленную продукцию, и она становится неконкурентоспособной на внешнем рынке.
Наличие у нас всех симптомов «голландской болезни» подтверждают и статистика Росстата. Если взять данные за последние десять лет, то можно увидеть, что доля обрабатывающей промышленности в ВВП России почти не изменилась. В 2005 году - 10%, а в 2015 году на неё приходилось 12,7%. При этом в экспорте у нас по-прежнему преобладает сырье – на него приходится две трети всех поставок.
Страны в своем время по-разному лечились от этого заболевания. Англия пошла по пути реформ, а другие страны, в частности, Нидерланды создавали государственные резервы, где хранили «лишние» деньги от экспорта сырья. Второй путь казался быстрым и простым, вероятно, именно поэтому власти нашей страны выбрали его. Сначала был создан стабилизационный фонд, а после его разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервы создавались для финансирования здравоохранения, образования, выплаты заработных плат бюджетникам в случае неблагоприятной экономической ситуации и нехватки бюджетных средств – иными словами, на черный день. Сегодня в Фонде национального благосостояния находится 71,34 млрд долларов, а в Резервном фонде 49,9 млрд долларов.
Численно эта сумма составляет более половины годового дохода нашего федерального бюджета. Тем не менее, одной из главных задач государства является сохранение этих средств, а для этого не подходит российская валюта, т.к. она слишком зависит от курса нефти, и может быстро обесцениться. Поэтому Центробанк и Минфин размещают эти деньги в ценных бумагах, иностранной валюте, депозитах и золоте. Средства фондов в совокупности с активами Центробанка образуют международные валютные резервы.
По состоянию на март 2016 года общий объем международных резервов составляет 380,5 млрд долларов, из них 323,3 млрд долларов относятся к валютным резервам и включают в себя не только саму наличную иностранную валюту, но и различные активы, номинированные в валюте - например, долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами. Другими словами, сегодня подавляющая часть резервов существует в виде различных долговых обязательств, вращающихся на финансовых рынках.
Существует множество способов успешно вложить деньги, но американские ценные бумаги Россия выбрала неспроста. Государственные облигации в США считаются самым надежным и привлекательным инвестиционным инструментом. Несмотря на то, что получаемые по ним проценты невелики – около 1-2%, никто не верит в крах экономической системы, и страны продолжают вкладываться. Кроме того американские облигации являются одним из самых ликвидных инструментов в мире. Это означает, что их с легкостью в любой момент можно купить и продать, и это очень удобно, если у страны появилась в этом острая необходимость. Всего же на январь 2016 года общий объем инвестиций в государственные облигации США составляет 6,2 трлн долларов. Первое место по объемам инвестиций занимает Китай – 1,24 трлн долларов, Япония – 1,24 трлн долларов и страны карибского бассейна – 273 млрд долларов. Россия среди остальных стран занимает весьма скромное место – всего лишь 2%, инвестировав в общей сложности 96,9 млрд долларов.
На протяжении последних лет Россия преимущественно сокращала свои вложения в государственный долг США. Если в 2009 году мы находились на 7 месте с инвестициями в размере 120 млрд долларов, то в начале 2016 года мы уже перекочевали на пятнадцатое место. Весной 2015 года также казалось, что инвестиции и дальше будут падать, однако с лета мы стали вновь закупать облигации.
Видя такие данные, большинство из нас может только посетовать – дескать, мы только стали чуть меньше финансово зависеть от запада, встали на верный путь, а теперь снова добровольно отдаем деньги, да ещё и США.
Мы не будем строить домыслы относительно всевозможных политических игр, (хотя возможно, и они влияют на покупку ценных бумаг), но есть и более объективные экономические причины.
Дело в том, что с помощью ценных бумаг страны могут регулировать курс национальной валюты. Продажа имеющихся облигаций приводит к притоку денег в экономику, а их покупка, наоборот, к сокращению денежной массы, и это используется не только для поддержки курса валюты, но и регулирования уровня инфляции. Например, Китай к концу года стал продавать облигации, чтобы поддержать свою экономику.
Нынешний рост российских инвестиций в облигации США совсем невелик по сравнению с тем, сколько мы вкладывали в него раньше - на конец 2010 года он превышал 151 млрд долларов. На протяжении последних лет мы постепенно сокращали наши объемы валютных резервов, а, следовательно, и закупку гособлигаций. Причин тому несколько - с одной стороны Центробанк, на фоне усложняющейся геополитической ситуации стал перераспределять резервы, замещая золотом казначейские облигации США, чтобы обезопасить себя от возможных санкций. С другой стороны, необходимо было позволить рублю немного ослабнуть, и это бы стимулировало российских экспортеров.
Во второй половине 2015 года курс национальной валюты сильно ослабел из-за падения цен на нефть, и дальнейшая продажа облигаций оказала бы дополнительное давление на рубль. Кроме того, введенные антироссийские санкции в банковском секторе заметно затруднили возможность компаний брать валютные кредиты – в результате спрос на доллары и евро повышался, и это также приводило к снижению курса рубля. Сегодня стратегия изменилась, и мы наблюдаем рост вложений.
Игры с американскими облигациями могут использоваться и для других целей. Например, большинство стран, в том числе и Россия, отреагировали на повышение ставки ФРС США. В декабре её увеличили до 0,375% годовых, и это привело к росту процентов, а значит, и будущим доходами по облигациям. Для государства это возможность получить дополнительную выгоду, которая в масштабах вложенных миллиардов весьма ощутима.
Кроме того, сегодня Центробанк сменил вектор развития и по другому направлению. Удивительно, но именно вложения в облигации сегодня могут немного ослабить действие зарубежных санкций.
Обычно государственные и частные компании выходят на валютные рынки и меняют рубли на доллары, а также берут валютные кредиты, но введенные санкции в банковском секторе существенно затормозили этот процесс, и спрос на доллары заметно вырос, а курс рубля при этом оказался под давлением. Центробанк сегодня пытается эту проблему решить. Для этого он предлагает отечественным компаниям валютный своп – фактически, валютный кредит под маленькую ставку в обмен на рублевый залог. Это позволяет с одной стороны сдерживать курс, а с другой – позволять нашим компаниям погашать долги перед иностранными кредиторами. Для того, чтобы реализовать этот процесс, Центробанк периодически закупает краткосрочные американские облигации – в которых он «придерживает» валюту до тех, пор, пока она не потребуется.
Многих интересует вопрос, почему же власти не используют эти средства для того, чтобы сейчас непосредственно вкладывать в собственную экономику, ведь миллиарды рублей из резервных фондов могут идти не на покупку гособлигаций, а использоваться по своему прямому назначению – поддерживать направления социальной сферы, медицину или образование или покрытие дефицита бюджета. Такая точка зрения не совсем верна – средства фондов, хотя и хранятся в гособлигациях, по мере необходимости поступают обратно в экономику. Так, за прошлый 2015 год Минфин потратил 2,61 трлн рублей из этих средств. Например, из средств ФНБ было направлено свыше 350 млрд рублей на различные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, и ещё 40 млрд рублей заявлено в проекте антикризисного плана. Таким образом, на практике вложений средств в чужую экономику не происходит, гособлигации – это лишь финансовый инструмент.
Тем не менее, перед экономикой сегодня стоит более острая проблема – имеющиеся накопленные средства, как бы умело не играл с ними Центробанк, постепенно истощаются. По оценке Минфина и Высшей школы экономики, имеющихся резервов в нынешних экономических условиях хватит ещё года на два или три, и это при экономном использовании. Государственную поддержку из фондов направляют «точечно» – в основном средства выделяются для поддержки отдельных компаний, причем нередко они выделялись сырьевым предприятиям. Сохранение средств в гособлигациях свидетельствует о том, что власти хотят сберечь деньги на будущее, поскольку не готовы сегодня к проведению серьезных реформ, не утвержден окончательно даже антикризисный план. Хотя объем имеющихся государственных фондов достаточно велик, не выработано единого направления действий – написано множество стратегий и концепций развития, однако на практике финансируют не отрасли, а отдельные корпорации и проекты, не говоря уже о социальных реформах или поддержке малого и среднего бизнеса, который все никак не может стать опорой нашей экономики.
Зародилась эта проблема ещё давным давно, когда наша страна стала все больше ориентироваться на экспорт сырья. Тогда впервые и заговорили о том, что в России «голландская болезнь» - экономическая ловушка, которая в конечном итоге может привести к краху любой страны. Основные её симптомы следующие: страна начинает развивать отдельную отрасль, как правило, связанную с добычей ресурсов, которые затем успешно экспортируются за рубеж. Экспортные доходы при этом достаточно высоки: они попадают в экономику государства и формируют национальный бюджет. В краткосрочном плане это приводит к укреплению национальной валюты, заработных плат и даже уровня жизни - кажется, что пациент здоров, и даже готов лететь в космос. Но тем временем заболевание прогрессирует – стимулов для развития обрабатывающей промышленности становится все меньше, инвестиции и ресурсы утекают из большинства производственных отраслей, особенно наукоемких, и в конечном итоге производство деградирует. При этом высокий курс национальной валюты, поддерживаемый притоком денег от экспорта сырья, не дает снизить цены на промышленную продукцию, и она становится неконкурентоспособной на внешнем рынке.
Наличие у нас всех симптомов «голландской болезни» подтверждают и статистика Росстата. Если взять данные за последние десять лет, то можно увидеть, что доля обрабатывающей промышленности в ВВП России почти не изменилась. В 2005 году - 10%, а в 2015 году на неё приходилось 12,7%. При этом в экспорте у нас по-прежнему преобладает сырье – на него приходится две трети всех поставок.
Страны в своем время по-разному лечились от этого заболевания. Англия пошла по пути реформ, а другие страны, в частности, Нидерланды создавали государственные резервы, где хранили «лишние» деньги от экспорта сырья. Второй путь казался быстрым и простым, вероятно, именно поэтому власти нашей страны выбрали его. Сначала был создан стабилизационный фонд, а после его разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервы создавались для финансирования здравоохранения, образования, выплаты заработных плат бюджетникам в случае неблагоприятной экономической ситуации и нехватки бюджетных средств – иными словами, на черный день. Сегодня в Фонде национального благосостояния находится 71,34 млрд долларов, а в Резервном фонде 49,9 млрд долларов.
Численно эта сумма составляет более половины годового дохода нашего федерального бюджета. Тем не менее, одной из главных задач государства является сохранение этих средств, а для этого не подходит российская валюта, т.к. она слишком зависит от курса нефти, и может быстро обесцениться. Поэтому Центробанк и Минфин размещают эти деньги в ценных бумагах, иностранной валюте, депозитах и золоте. Средства фондов в совокупности с активами Центробанка образуют международные валютные резервы.
По состоянию на март 2016 года общий объем международных резервов составляет 380,5 млрд долларов, из них 323,3 млрд долларов относятся к валютным резервам и включают в себя не только саму наличную иностранную валюту, но и различные активы, номинированные в валюте - например, долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами. Другими словами, сегодня подавляющая часть резервов существует в виде различных долговых обязательств, вращающихся на финансовых рынках.
Существует множество способов успешно вложить деньги, но американские ценные бумаги Россия выбрала неспроста. Государственные облигации в США считаются самым надежным и привлекательным инвестиционным инструментом. Несмотря на то, что получаемые по ним проценты невелики – около 1-2%, никто не верит в крах экономической системы, и страны продолжают вкладываться. Кроме того американские облигации являются одним из самых ликвидных инструментов в мире. Это означает, что их с легкостью в любой момент можно купить и продать, и это очень удобно, если у страны появилась в этом острая необходимость. Всего же на январь 2016 года общий объем инвестиций в государственные облигации США составляет 6,2 трлн долларов. Первое место по объемам инвестиций занимает Китай – 1,24 трлн долларов, Япония – 1,24 трлн долларов и страны карибского бассейна – 273 млрд долларов. Россия среди остальных стран занимает весьма скромное место – всего лишь 2%, инвестировав в общей сложности 96,9 млрд долларов.
На протяжении последних лет Россия преимущественно сокращала свои вложения в государственный долг США. Если в 2009 году мы находились на 7 месте с инвестициями в размере 120 млрд долларов, то в начале 2016 года мы уже перекочевали на пятнадцатое место. Весной 2015 года также казалось, что инвестиции и дальше будут падать, однако с лета мы стали вновь закупать облигации.
Видя такие данные, большинство из нас может только посетовать – дескать, мы только стали чуть меньше финансово зависеть от запада, встали на верный путь, а теперь снова добровольно отдаем деньги, да ещё и США.
Мы не будем строить домыслы относительно всевозможных политических игр, (хотя возможно, и они влияют на покупку ценных бумаг), но есть и более объективные экономические причины.
Дело в том, что с помощью ценных бумаг страны могут регулировать курс национальной валюты. Продажа имеющихся облигаций приводит к притоку денег в экономику, а их покупка, наоборот, к сокращению денежной массы, и это используется не только для поддержки курса валюты, но и регулирования уровня инфляции. Например, Китай к концу года стал продавать облигации, чтобы поддержать свою экономику.
Нынешний рост российских инвестиций в облигации США совсем невелик по сравнению с тем, сколько мы вкладывали в него раньше - на конец 2010 года он превышал 151 млрд долларов. На протяжении последних лет мы постепенно сокращали наши объемы валютных резервов, а, следовательно, и закупку гособлигаций. Причин тому несколько - с одной стороны Центробанк, на фоне усложняющейся геополитической ситуации стал перераспределять резервы, замещая золотом казначейские облигации США, чтобы обезопасить себя от возможных санкций. С другой стороны, необходимо было позволить рублю немного ослабнуть, и это бы стимулировало российских экспортеров.
Во второй половине 2015 года курс национальной валюты сильно ослабел из-за падения цен на нефть, и дальнейшая продажа облигаций оказала бы дополнительное давление на рубль. Кроме того, введенные антироссийские санкции в банковском секторе заметно затруднили возможность компаний брать валютные кредиты – в результате спрос на доллары и евро повышался, и это также приводило к снижению курса рубля. Сегодня стратегия изменилась, и мы наблюдаем рост вложений.
Игры с американскими облигациями могут использоваться и для других целей. Например, большинство стран, в том числе и Россия, отреагировали на повышение ставки ФРС США. В декабре её увеличили до 0,375% годовых, и это привело к росту процентов, а значит, и будущим доходами по облигациям. Для государства это возможность получить дополнительную выгоду, которая в масштабах вложенных миллиардов весьма ощутима.
Кроме того, сегодня Центробанк сменил вектор развития и по другому направлению. Удивительно, но именно вложения в облигации сегодня могут немного ослабить действие зарубежных санкций.
Обычно государственные и частные компании выходят на валютные рынки и меняют рубли на доллары, а также берут валютные кредиты, но введенные санкции в банковском секторе существенно затормозили этот процесс, и спрос на доллары заметно вырос, а курс рубля при этом оказался под давлением. Центробанк сегодня пытается эту проблему решить. Для этого он предлагает отечественным компаниям валютный своп – фактически, валютный кредит под маленькую ставку в обмен на рублевый залог. Это позволяет с одной стороны сдерживать курс, а с другой – позволять нашим компаниям погашать долги перед иностранными кредиторами. Для того, чтобы реализовать этот процесс, Центробанк периодически закупает краткосрочные американские облигации – в которых он «придерживает» валюту до тех, пор, пока она не потребуется.
Многих интересует вопрос, почему же власти не используют эти средства для того, чтобы сейчас непосредственно вкладывать в собственную экономику, ведь миллиарды рублей из резервных фондов могут идти не на покупку гособлигаций, а использоваться по своему прямому назначению – поддерживать направления социальной сферы, медицину или образование или покрытие дефицита бюджета. Такая точка зрения не совсем верна – средства фондов, хотя и хранятся в гособлигациях, по мере необходимости поступают обратно в экономику. Так, за прошлый 2015 год Минфин потратил 2,61 трлн рублей из этих средств. Например, из средств ФНБ было направлено свыше 350 млрд рублей на различные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, и ещё 40 млрд рублей заявлено в проекте антикризисного плана. Таким образом, на практике вложений средств в чужую экономику не происходит, гособлигации – это лишь финансовый инструмент.
Тем не менее, перед экономикой сегодня стоит более острая проблема – имеющиеся накопленные средства, как бы умело не играл с ними Центробанк, постепенно истощаются. По оценке Минфина и Высшей школы экономики, имеющихся резервов в нынешних экономических условиях хватит ещё года на два или три, и это при экономном использовании. Государственную поддержку из фондов направляют «точечно» – в основном средства выделяются для поддержки отдельных компаний, причем нередко они выделялись сырьевым предприятиям. Сохранение средств в гособлигациях свидетельствует о том, что власти хотят сберечь деньги на будущее, поскольку не готовы сегодня к проведению серьезных реформ, не утвержден окончательно даже антикризисный план. Хотя объем имеющихся государственных фондов достаточно велик, не выработано единого направления действий – написано множество стратегий и концепций развития, однако на практике финансируют не отрасли, а отдельные корпорации и проекты, не говоря уже о социальных реформах или поддержке малого и среднего бизнеса, который все никак не может стать опорой нашей экономики.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба