Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как дефицит госбюджета повлияет на банки » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как дефицит госбюджета повлияет на банки

27 октября 2016 banki.ru Шилова Наталия
Как дефицит федерального бюджета, который нам теперь обещают вплоть до 2019 года включительно, повлияет на ситуацию в банковском секторе в ближайшие годы? Кредиты, скорее всего, продолжат дешеветь. Но и вклады — тоже.
То, что в России дефицит бюджета, — далеко не новость, устойчиво профицитным он был лишь до кризиса 2008 года. Однако в период 2012—2014 годов дефицит составлял менее 1% ВВП, что, в принципе, можно назвать достаточно комфортной величиной по сравнению с развитыми и большинством развивающихся стран.
Однако с 2015 года стало понятно, что падение мировых цен на нефть — это всерьез и надолго, а резать расходы теми же темпами, какими падают нефтяные доходы бюджета, невозможно (половина расходов — социальные и оборона, а статьи «развития» и так уже попадали под сокращения ранее). В результате мы перешли в состояние устойчивого и значимого дефицита — в 2016 году он будет близок к 4% (Минфин обещает 3,7% ВВП). При этом финансовое ведомство видит сохранение дефицита бюджета на горизонте до 2019 года включительно, при поэтапном снижении до 1% ВВП. Стоит напомнить, что в начале 2015 года Минфин ждал бездефицитного бюджета уже к 2018 году.
В целом переход к структурной нехватке средств для финансирования расходов правительства может иметь разные последствия для экономики и банков в целом, и зависят они от выбора источника финансирования дефицита.
У российского правительства есть две основные опции: тратить фонды (благо они у нас были накоплены в «тучные» годы за счет жесткой позиции Минфина) и занимать. Есть еще, конечно, вариант приватизации, но все предыдущие годы планы по приватизации, как правило, срывались, да и сейчас государство не готово устраивать «распродажу» — из-за геополитики и цены на нефть спрос на российские активы может быть только по скромной цене.
В предложенном варианте бюджета Минфин предлагает комбинацию данных опций: занимать «чистыми» — без учета погашений — по 1 трлн рублей на внутреннем рынке, а также тратить резервные фонды. Суммы сопоставимые — чуть менее 1 трлн рублей — ежегодно планируется забирать сначала из Резервного, а когда он закончится — из Фонда национального благосостояния.
Внешне все выглядит вполне приемлемо: навес ликвидности, который будет выпущен в систему как излишние расходы бюджета, будет частично стерилизован новыми размещениями ОФЗ и, частично, Банком России, который активно готовится к профициту: начал проводить депозитные аукционы вместо аукционов РЕПО, а также собирается выпускать собственные краткосрочные облигации — ОБР.
Однако и ОФЗ, и тем более депозитные аукционы, и ОБР ЦБ являются малодоходными инструментами, навес ликвидности от расходов бюджета будет способствовать снижению ставок в целом в системе — все участники будут больше охотиться за доходностью по мере возможности. При этом данный процесс будет идти даже в случае, если ЦБ решит держать ставку рефинансирования на текущем уровне на протяжении всего 2017 года (это маловероятно, учитывая, что инфляция существенно замедляется).
В целом для финансового сектора и банков в частности доступ к рублевым ресурсам за счет профицита ликвидности будет упрощаться. Для тех, кто планировал займы, это хорошая новость: займы подешевеют. Для тех, кто копит, новость плохая: ставки по депозитам продолжат ползти вниз, вне зависимости от уровня реальной доходности по вкладам.
Учитывая, что существенный дефицит бюджета ожидается не на год, а как минимум на три, можно сказать, что тренд на снижение ставок в системе будет актуален даже на среднесрочном горизонте планирования.
Помешать развитию событий в данном русле может, например, рост мировых цен на нефть, который позволит сбалансировать бюджет. Однако, учитывая текущие реалии нефтяного рынка, резкий рост котировок маловероятен: нефтяники в США готовы восстановить производство, как только оно станет рентабельным, а умеренное восстановление котировок к уровню 55 долларов за баррель российской Urals полностью сбалансировать бюджет не даст — останется порядка 1 трлн рублей дефицита.
Еще один фактор риска — то, что Минфин просто не сможет разместить весь запланированный объем. Все-таки 1 трлн рублей «чистых» размещений — это существенная сумма, «переварить» которую нашему скромному долговому рынку будет непросто. Для сравнения: весь внутренний долг Минфина в ценных бумагах составил порядка 5,9 трлн рублей на начало октября 2016 года.
Однако, даже если рынок не захочет выкупать повышенные объемы, Минфин сможет (по крайней мере, в 2017—2018 годах) просто больше брать из резервных фондов. Еще одна важная деталь — внешние инвесторы: для них ставки по рублевым активам на фоне общемировых низких ставок выглядят более чем привлекательно. Риск-метрики России также можно считать вполне интересными — соотношение госдолга к ВВП в РФ по итогам 2015 года было ниже 10%. При этом, как правило, в развивающихся странах данное соотношение составляет 30—50%, в развитых странах — как правило, выше 60% и иногда превышает 200% (Япония). Таким образом, чтобы обеспечить устойчивый спрос на повышенные объемы размещений, достаточно не обострять геополитическую ситуацию при стабильных ценах на нефть.
Пока Россия может позволить себе несбалансированный бюджет, и наращивание долга не отпугнет инвесторов — ставки остаются относительно высокими, соотношение долга к ВВП одно из лучших в мире, плюс некая подушка в виде резервов имеется. Риски начинают маячить на горизонте ближе к 2020 году. Если цены на нефть не вырастут к тому времени, а бюджет так и останется несбалансированным, то соотношение долга к ВВП уже не будет слишком привлекательным. Ставки упадут ниже, и российские активы уже не будут казаться столь интересными, размещать новые долги станет все сложнее.
Для банковского сектора тренд на рост свободной ликвидности в ближайшие годы можно считать позитивным — снижение уровня ставок позволит удешевить пассивы, а кредитование перестанет наконец сокращаться. Появится возможность предоставлять кредиты под более низкие ставки качественным заемщикам. Главное, чтобы Минфин все-таки смог сдержать свое обещание, а планируемый дефицит не вышел из-под контроля.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу