Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
МРОТ. Опыт США » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

МРОТ. Опыт США

25 января 2017 Vox

Горячие дебаты вокруг влияния минимального размера оплаты труда (МРОТ) на занятость, разгоревшиеся особенно после вышедшей в 1993 году известной работы Алана Круегера и Давида Карда «Минимальные зарплаты и занятость: конкретный пример из сектора быстрого питания в Нью Джерси и Пенсильвании», где авторы на примере показали, что увеличение МРОТ может и не вести к снижению занятости, продолжаются. Я уже выкладывал данные с немецкого фронта, которые показали, что повышение МРОТ в Германии не привело к росту безработицы. Теперь пришла свежая информация из США от Джейсона Фурман, экономического советника Обамы. Далее следует перевод его статьи.

Реальный рост заработной платы поднялся в США за последние несколько лет. С конца 2012 года, реальная средняя почасовая заработная плата для производства и не связанных с управлением работников выросла на 1.4% в годовом исчислении, что выше 0.1% среднегодового темпа роста в период с 1980 по 2007. Широкий спектр домохозяйств наблюдал рост своих доходов с более высоким темпом роста доходов домохозяйств в середине распределения доходов и особенно сильным ростом в нижней части распределения (рис. 1). В 2015 году реальные доходы домохозяйств в 10-ом процентиле распределения доходов выросли на 7,9% – самый быстрый рост с 1968 года.

Рис. 1. Рост реальных доходов домохозяйств с 2014 по 2015 по перцентелям распределения доходов.

МРОТ. Опыт США


Увеличение заработной платы и рост доходов населения имеет ряд причин, в том числе продолжающееся укрепление в экономике, увеличение спроса на рынке труда и падение цен на бензин. Согласно новому анализу Совета экономических консультантов (СЭК) Президента Обамы увеличение МРОТ, реализованное за последние три года в 18 штатах и округе Колумбия, также способствовало существенному увеличению средней заработной платы работников, занятых на низкооплачиваемых работах, помогая обратить вспять тенденцию стагнации и падение реальной заработной платы в предыдущие годы. Более того, это произошло без каких-либо признаков воздействия на занятость или время работы. В результате, средняя заработная плата и средний недельный заработок для тех, кто работает на низкооплачиваемых рабочих местах, является по крайне мере на 6.6% выше в этих штатах, чем были бы они при отсутствии этих изменений в политике на основе консервативных оценок.

В США Федеральная МРОТ остается неизменной на уровне $7,25 в час с 2009 года. С учетом инфляции, текущее значение почти на четверть ниже своего исторического максимума в 1968 году и примерно на 10% ниже уровня 2009 года (Рис. 2).

Рис.2 Реальное значение Федеральной МРОТ, 1960-2015

МРОТ. Опыт США


В феврале 2013 года Президент Обама предложил поднять Федеральный МРОТ. В то время как Конгресс отверг это, многие штаты и районы поднимали свои МРОТ (которые могут превышать Федеральный МРОТ, но не должен быть ниже его для большинства работников). В период с января 2014 по октябрь 2016 года, 18 Штатов и округ Колумбия применили увеличение – в некоторых случаях повышение государственных минимальных социальных стандартов выше размера, который был уже выше, чем Федеральный минимум. В результате, средняя МРОТ в этих штатах, с учетом числа работников частного сектора в каждом штате, выросла с $7.66 в декабре 2013 года до $9.34 в октябре 2016 года – увеличение на 22% (рис. 3).

Рис. 3. Средняя по штатам МРОТ

МРОТ. Опыт США


оранжевый – группа штатов, увеличивших МРОТ значительно
серый – группа штатов, увеличивших МРОТ в соответствии с инфляцией
синий – штаты не менявшие МРОТ

С введением в действие нового законодательства о МРОТ, эти 18 штатов и округ Колумбия присоединилась к широкой группе штатов, которые подняли МРОТ хотя бы один раз после последнего увеличении Федеральной МРОТ в 2009 году. Поскольку ряд штатов среди этой более широкой группы индексировали их минимумы согласно инфляции, чтобы предотвратить эрозию реального размера зарплат с течением времени, средняя МРОТ продолжала расти с 2013 года – хотя и относительно медленными темпами – даже в тех штатах, которые еще не применили новые минимумы с 2013 года.
Однако, в 22 штатах, МРОТ не выросла вообще с последнего Федерального увеличения. И из этой группы только один штат имеет МРОТ, который превышает Федеральный минимум $7.25.
Растущее расхождение в политике МРОТ по штатам представляет возможность оценить влияние, которое более высокие МРОТ по шатам имеют на зарплаты, заработок, часы и занятость работников с низкой заработной платой. Практически тренды в штатах, которые не подняли своих минимумов, могут дать полезные замеры того, что случилось бы в штатах, которые подняли свои минимумы, в случае если бы они отказались принять эту политику.

Для того чтобы оценить влияние увеличения МРОТ, принятого в штатах в последние годы, СЭК проанализировал данные от Бюро статистики труда по работников из сферы отдыха и гостиничного бизнеса – группы, в которых, как правило, получают более низкую заработную плату, чем в других главных секторах, и, следовательно, которые с наибольшей вероятностью будет затронуты политикой МРОТ. На декабрь 2013 года типичный работник из сектора отдыха и гостиничного бизнеса зарабатывал около 9.25 $в час – примерно 17-й процентиль в национальном распределении заработных плат - и почти половина этих работников зарабатывали менее 120% от минимальной зарплаты в их штате.
На рис. 4 сравниваются тенденции в изменении заработной платы в сфере отдыха и гостиничного бизнеса в штатах, которые подняли МРОТ в январе 2014 года или позже, по отношению к тем, которые не увеличивали МРОТ с последнего роста Федеральной МРОТ в 2009 году. Графики показывают тенденцию к незначительному снижению до 2014 года в штатах, которые в конечном счете подняли МРОТ, в то время как заработная плата была растущей, хотя и медленными темпами, в другой группе штатов.

Рис. 4. Средний часовой заработок, отдых и гостиницы

МРОТ. Опыт США


оранжевый – группа штатов, увеличивших МРОТ
синий – штаты, не менявшие МРОТ

Эта картина резко изменилась в 2014 году, как только группа штатов приступила к увеличению их МРОТ. Хотя в 2014 году видно начало общенационального ускорения темпов роста заработной платы, зарплаты росли значительно быстрее для работников в сферах отдыха и гостиничном бизнесе в штатах, которые подняли МРОТ по сравнению с теми, которые этого не сделали. В частности, СЭК подсчитал, что в штатах, которые приняли меры, средняя заработная плата в отрасли выросла на 14,2% в период с декабря 2013 по октябрь 2016 года – приводя к уровню зарплат, который на 14,8% выше, чем если бы тенденцию к снижению до января 2014 года продолжалась. Для сравнения, средняя заработная плата в другой группе государств выросла на 7,2% и была только на 4,5% больше величины, которая бы могла быть в октябре 2016 при предшествующем тренде.
Что эти сравнения дают нам? Во-первых, общенациональной ускорение роста заработной платы с 2014 года – даже в штатах, где МРОТ была плоской – говорит о том, что даже если штаты, которые подняли свои минимумы, еще не сделали этого, заработная плата полностью меняла курс и начинала расти. Следовательно, прогресс, измеряемый как рост в 14.8% выше предыдущего тренда, является скорее всего, из-за факторов, которые помогли стимулировать ускорение темпов роста заработной платы по всей стране. Важно, однако, что разница в росте заработной платы между двумя группами штатов свидетельствует о том, что подъем МРОТ, вероятно, способствовал значительной части этой части роста. Даже если мы воспользуемся оптимистичной гипотезой и предположим, что зарплата в штатах с МРОТ выросла бы на 7.2%, как она это делала в других штатах (несмотря на замедление роста в этой группе) – мы придем к выводу, что местное законодательство привело примерно к 6,6% роста заработных плат в среднем по отрасли в тех штатах, которые подняли МРОТ.

Рис. 5А показывает эволюцию средней недельной зарплаты в двух группах штатов за этот же период времени. Эти тенденции напоминают тенденции средней заработной платы. В штатах, которые подняли МРОТ, средний недельный заработок в сфере отдыха и гостиничном бизнесе наблюдал небольшой скачок в январе 2014 года с последующим устойчивым восходящим трендом – резкое изменение незначительной негативной динамики за последние четыре с половиной года. К октябрю 2016, еженедельные заработки в эти штатах были на 16.4% выше, чем они были бы, если бы сохранились предыдущие тренды. Между тем, работники в штатах, которые не изменением размера МРОТ увидели скромный рост недельных заработков начиная с 2014 года, в результате чего увеличение было на 4,7% к октябрю 2016.

Рис. 5а. Средний еженедельный заработок, отдых и гостиницы

МРОТ. Опыт США


оранжевый – группа штатов, увеличивших МРОТ
синий – штаты, не менявшие МРОТ

Вывод о том, что рост МРОТ имел аналогичное воздействие на недельный заработок, как на почасовую оплату труда, предполагает, что повышение заработной платы произошло не за счет сокращения часов – которое могло бы снизить общее преимущество для работников с низким уровнем заработной платы.
Рис. 5Б сравнивает недельные тренды заработка в двух группах штатов для частного сектора в целом, и является еще одним доказательством того, что расхождение тенденций для работников сферы отдыха и гостиничного бизнеса (видно на рис. 5А) было вызвано главным образом повышением МРОТ. Среди работников частного сектора - большинство из которых имеют заметно более высокие доходы, чем МРОТ и, следовательно, на которых не может влиять увеличение – нет существенной разницы в темпах роста средних недельных заработков между двумя группами штатов. Это то, что мы ожидали бы увидеть, если общие экономические условия были одинаковыми в обеих группах штатов. Таким образом, это подтверждает вывод о том, что ускорение темпов роста заработка среди работников сферы отдыха и гостиничного бизнеса в штатах без увеличения МРОТ дает правдоподобную картину для изменений, которые бы имели место в штатах, которые подняли свои минимумы.

Рис. 5а. Средний еженедельный заработок, весь частный сектор

МРОТ. Опыт США


оранжевый – группа штатов, увеличивших МРОТ
синий – штаты, не менявшие МРОТ

Хотя этот вывод означает, что законодательство штатов увеличивает заработок работников в штатах, которые поднимают свои минимумы, это также означает, что работники в других штатах еще больше отстают от вялой Федеральной МРОТ. Таким образом, увеличение расхождений в политике штатов и неспособность Конгресса поднять Федеральный МРОТ может усугубить хорошо фиксируемое расхождение доходов, которое растет даже среди работников в тех же отраслях.

Факты, показанные на рис. 5А, показывает, что текущее повышение МРОТ привело к росту заработной платы, не влияя на количество отработанных часов. Но некоторые утверждают, что даже если более высокий МРОТ не приводит к тому, что работодатели сокращают часы работы низкооплачиваемых работников, это может привести к сокращению занятости, о чем часто высказывают озабоченность критики недавних законов, касающихся МРОТ. Анализ, иллюстрируемый на рисунке 6, однако, показывает, что занятость в сфере отдыха и гостиничном бизнесе следует практически идентичным трендам в штатах, которые не делали и не поднимали их МРОТ. Кроме того, уровень занятости в низкооплачиваемых сферах росла несколько быстрее, чем занятость в частном секторе в целом.

Рис.6 Общая занятость

МРОТ. Опыт США


Этот вывод согласуется с хорошо известными исследованиями, в которых повышение МРОТ часто не имели никакого заметного влияния на занятость. И кроме того, это еще и подкрепляется экономической теорией. Фактически, когда работодатели обладают достаточным влиянием на рынок - так называемая монопсония или возможность установления зарплат на рынке труда - и могут установить оплату труда ниже той, которая превалировала бы на совершенно конкурентном рынке, существует широкие возможности для повышения минимальной заработной платы и занятости.
Экономисты и политики все чаще признают, что работодатели часто имеют некоторую степень монопсонии на рынках труда. И в последнем докладе СЭК указываются некоторые причины, которые заставляют думать, что такая возможность установления зарплат на рынке труда может расти - в том числе в долгосрочной перспективе снижения мобильности рабочей силы и аналогичного снижения доли доходов работников в национальном доходе. Насколько это справедливо, настолько необходимость повышения Федеральной МРОТ становиться все более убедительной.
Повышение заработной платы и доходов работающих американцев является одним из самых больших политических вызов в стране, и это было одной из главных задач среди многих инициатив и предложений Администрации Обамы. Анализ, представленный здесь, наряду с большим набором экономических исследований обеспечивает дополнительную поддержку для точки зрения, что умеренное увеличение МРОТ может существенно увеличить заработок для работников с низким уровнем заработной платы с небольшим или никаким влиянием на занятость.